Одна из основных тенденций сегодняшнего рынка — любая продукция должна быть упакована. Значительную долю среди видов упаковки занимает гофрокартон, соответственно, растет индустрия производства гофротары. Причин этому несколько: дешевизна, привлекательный внешний вид запечатанной гофротары, незначительный вес, достаточная прочность, удобство доставки и простота сборки. Есть и еще одна важная причина. Ящик из гофрокартона может быть как индивидуальной упаковкой (телевизора, холодильника и т. д.), так и транспортной (в этом случае в тару из гофорокатона укладываются уже упакованные товары). Примеров здесь масса: как правило, любой товар небольшого размера для транспортировки укладывают в более крупную тару, и ящики из гофрированного картона используются для таких нужд в подавляющем большинстве случаев.Таким образом, перед производителем практически любого товара встает вопрос: «Как упаковать продукцию, чтобы упаковка при этом была бы недорогой и надежной?». Есть и другие вопросы: «Как обеспечить себя тарой? Какую тару выбрать? Делать ли ее самому или заказать специализированному предприятию по таре?».
Ответ на эти вопросы каждое предприятие так или иначе находит самостоятельно. Зачастую в качестве и первичной упаковки, и тары выбирают ящик из гофрированного картона.
Типы тары из гофрокартонаСуществует несколько типов тары из гофрокартона. Наиболее распространенный из них — четырехклапанный ящик и некоторые его разновидности. Конструкции ящиков стандартизированы, см.: ГОСТ 9142-90: «Ящики из гофрированного картона». Кроме чертежа кроя четырехклапанного ящика, в Приложении 2 этого ГОСТа приведены конструкции ящиков телескопического, оберточного, лоткового и пенального типа. Если описанная в указанном стандарте тара товаропроизводителю по каким-либо причинам не подходит (например, хочется изготовить оригинальный ящик), то ему придется заимствовать его дизайн у других или даже разрабатывать самому.
ГОСТ на гофротаруВ ГОСТ 9142-90 описаны конструкции типовых ящиков из гофрокартона универсального назначения.
И хотя большая часть конструкций ящиков, приведенных в нем весьма примитивна (см. рисунки), тем не менее, для большинства задач эти ящики могут вполне успешно использоваться, особенно в качестве транспортной тары. К их достоинствам можно отнести тот факт, что для производства не требуется высекальная машина, вполне достаточно просекально-рилевочной и не нужно изготавливать штамп.


Заказ тары на сторонеВ большинстве случаев гораздо проще заказать упаковку на специализированном предприятии, где могут не только предложить ее конструкцию, но и изготовить ее. При заказе тары на стороне нужно учесть следующее:
- чем крупнее изготовитель, тем больше предлагаемая им минимальная партия и, как правило, стоимость одного ящика. Конечно, где-нибудь в отдаленных областях можно купить ящик дешевле, но доставка к месту упаковки значительно увеличит его стоимость;
- у среднего изготовителя тары стоимость ящика ниже, так как он, как правило, содержит меньший административный аппарат;
- у мелких производителей тары можно заказать небольшое количество коробов, но цена за один короб будет выше.
Производство тары на своем предприятииЧасто более или менее крупный товаропроизводитель начинает задумываться: «А нельзя ли наладить производство гофротары у себя и, таким образом, с одной стороны, снизить стоимость единицы упаковки, а с другой — перестать зависеть от поставщиков и делать такую тару, какую хочется. Данная статья призвана ответить на подобные вопросы и помочь определиться.
А есть ли проблема?«Уважаемые господа!»
В связи с производственной необходимостью и дальнейшим развитием собственного производства просим проконсультировать и в дальнейшем осуществить поставку «под ключ» технологического оборудования для изготовления различных видов гофротары…»
Подобных писем к специалистам, занимающимся поставкой оборудования для изготовления гофротары, приходит много. Происходит это потому, что все больше и больше предприятий желают использовать хорошую тару и производить ее самостоятельно. Это — одна из причин, почему появилась данная статья.
Что для этого нужно?Естественно, если товаропроизводитель решил изготавливать упаковку из гофрокартона самостоятельно, то ему придется обеспечить следующие условия: помещение, оборудование, деньги. В зависимости от размеров помещения и финансовых возможностей в первую очередь нужно будет определиться с гофрокартоном, то есть решить: делать его самому или все же закупать. Приобретение и установка гофроагрегата — очень дорогостоящее мероприятие. Окупится гофроагрегат только через несколько лет при работе в три смены и продаже картона на сторону. Так что устанавливать такое оборудование у себя имеет смысл только в условиях крупного (порядка 800 тыс. м2 картона в месяц) производства. Из отечественных производителей гофроагрегатов можно назвать: «Петрозаводскбуммаш» (Петрозаводск) и «Стройтехника» (Ярославль).
Если у вас нет гофроагрегата, то придется решить вопрос о приобретении кроя для коробов или коробок. Готовый гофрокрой можно получить у производителей гофрокартона, но только если Вы будете заказывать большое количество, например, 5 тыс. м2. При небольшом количестве коробов Вам, скорее всего, придется покупать листы гофрокартона 1020x2000 мм и из них самим делать крой. Для этого нужно приобрести рилевочно-резальные станки, которые вырезают из листа крой будущей коробки и наносят рилевку — метку будущего сгиба. Такой аппарат придется покупать и в случае, если установлен собственный гофроагрегат. Отечественные изготовители рилевочно-резальных станков: «Арнита» (Калининград), «Калужский экспериментальный завод», «Полиграфмаш» (Истринск) и некоторые другие.
Получив гофрокрой, в большинстве случаев необходимо нанести на него изображение как минимум в одну-две краски. Можно, конечно, и не наносить, но, во-первых, запечатанная коробка выглядит намного привлекательнее и содержит информацию о производителе товара, а во-вторых, современные методы транспортировки и складского учета требуют наличия на таре определенных видов изображения.
Запечатать гофрокартон можно трафаретным или флексографским способом. Трафаретный способ из-за необходимости сушки отпечатанной продукции является малопроизводительным и пригоден лишь для небольших тиражей. Флексографский способ лишен этого недостатка и наиболее перспективен для печати на гофрокартоне. Среди производителей станков для флексографской печати на гофрокартоне: «Арнита», «Калужский экспериментальный завод», «Веста» (Химки, Московская область), «Полиграфмаш» (Рыбинск), «Флексопак» (Москва) и другие. Выбор большой, и сделать его нужно исходя из желаемой производительности, требуемого поля печати и, конечно, стоимости. Начинающим производителям упаковки выбрать печатную машину непросто. Как изготовитель тары могу дать несколько рекомендаций.
- Будущему изготовителю тары нужно знать, что печать является, пожалуй, самым узким местом на производстве. Следует учесть, что не на всех коробах потребуется что-либо печать. В связи с этим покупать печатную машину не всегда целесообразно. Кроме того, следует учесть, что при небольших объемах производства можно купить печатную машину невысокой производительности, так как стоимость оборудования, как правило, прямо пропорциональна его производительности.
- При наличии собственного производства гофрокартона надо покупать листовую печатную машину, а не оборудование для печати на готовых ящиках. Это оборудование предназначено только для тех, кто покупает готовую тару на стороне. При печати обязательно какой-то процент коробок уйдет в брак, в первую очередь при подготовке к печати и настройке. Так зачем изготовителю гофрокартона делать готовый ящик, чтобы затем его выбросить?
Итак, мы получили гофрокартон и, при необходимости, запечатали его. Следующий этап производства — изготовление заготовок. Если нужны только четырехклапанные ящики, то достаточно приобрести рилевочные машины. Их производят: «Калужский экспериментальный завод», «Петрозаводскбуммаш»; «Полиграфмаш» (Рыбинск), «Полиграфмаш» (Шадринск). При выборе этих станков следует руководствоваться следующими критериями: производительность, размеры заготовок и стоимость.
Если же кроме четырехклапанных ящиков нужно получать тару других типов, в том числе лотки, поддоны и коробки сложной конфигурации, потребуется приобрести высекальное оборудование. Существуют два типа такого оборудования: плосковысекальное и ротационно-высекальное. Плосковысекальное оборудование выпускают: «Арнита», «Калужский экспериментальный завод», «Флексопак», «Карат» (Черняховск, Калининградская область) и другие. Ротационно-высекальное оборудование изготавливают: «Веста», «Флексопак» и другие. При выборе высекального оборудования прежде всего важны производительность и стоимость. При небольших объемах партий, например, 5–10 тыс. штук, можно обойтись плосковысекальным оборудованием и на нем делать четырехклапанные ящики, лотки, поддоны и коробки сложного кроя. Здесь важно учесть одно: малые партии гофротары должны систематически повторяться. Тогда штампы для каждого вида гофротары быстрее окупятся, а сама гофротара будет дешевле. С большими объемами, например, 100 тыс. штук, плосковысекальное оборудование просто не справится по срокам. Обычно заказчик хочет получить тару за 5–10 дней, а если ему предложат подождать месяц, он уйдет к вашему конкуренту. Поэтому для больших объемов необходимо приобретать ротационно-высекальное оборудование. Получаемая на нем гофротара будет дешевле, так как стоимость штампа раскладывается на весь объем партии, а время изготовления партии по сравнению с плосковысекальным оборудованием сокращается примерно в 10 раз. Если же в общем объеме гофротары значительную часть (например, 30–50%) будут занимать четырехклапанные ящики, то целесообразно приобрести просекально-рилевочное оборудование совместно с высекальным оборудованием.
Раздельное оборудование позволит увеличить объем выпуска гофротары, так как одновременно можно будет изготавливать четырехклапанные ящики на просекально-рилевочном оборудовании, а гофротару сложной конфигурации — на высекальной машине. Разделение оборудования принесет и экономию — себестоимость четырехклапанного ящика, изготовленного на просекально-рилевочной машине может быть гораздо ниже, чем на высекальной.
Если производство тары планируется для собственных нужд, при выборе оборудования необходимо учесть, какой тип коробок предполагается изготавливать, и какова требуемая производительность.
За рубежом выпускается оборудование, в котором совмещены секции печати с рилевочно-просекальной и/или высекальной секцией. Стоимость его в десятки раз выше стоимости отечественного оборудования. Его приобретение имеет смысл только для крупных изготовителей тары (порядка 2 млн. ящиков в месяц). Для средних (500–800 тыс. ящиков) и мелких (100 тыс. ящиков) производителей тары это оборудование нерентабельно. Да и не для всякой тары целесообразно использовать такие станки. Согласитесь, неэффективно просто пропускать гофрокартон через печатные секции, если его не нужно запечатывать.
Заключительные процессы изготовления тары — склеивание или сшивка (при необходимости) просеченных или высеченных заготовок и обвязка их в пачки. Склеиванию или шитью (а иногда заказчик требует и то, и другое одновременно) предшествует складывание, или фальцовка. Отечественного фальцевально-склеивающего и фальцевально-швейного оборудования в настоящее время, по-видимому, нет. Это заключение сделано по данным каталога «Упаковочные машины и оборудование. Производители России. 1999–2000 год», составленного ассоциацией «Союзупак». Есть отечественные изготовители склеивающих и обвязочных машин: «Арнита», «Зарайский офсет» (Зарайск), «Калужский экспериментальный завод», «Полиграфмаш» (Шадринск), «Сентябрь» (Орел) и другие. С оборудованием некоторых российских фирм мы как изготовители гофротары знакомы, но рекомендовать его к приобретению, к сожалению, не можем. Причины самые разнообразные: некачественное изготовление, отсутствие должной производственной базы, сложность наладки оборудования (обвязочные станки), слишком много надо делать вручную (склеивающие устройства) и другие. Однозначно можно сказать, что отечественные производители значительно отстают от зарубежных.
Вопрос рентабельностиПринятию решения о начале самостоятельного производства всегда предшествует вопрос о его рентабельности и себестоимости конечной продукции. Именно поэтому упаковщики продукции часто спрашивают: «Выгодно ли организовывать производство тары для себя?» И это понятно: ведь ни один предприниматель не станет работать в убыток. Как изготовитель гофротары отвечу: «Выгодно!». На вопрос: «Сколько будет стоить коробка?» — однозначного ответа нет. Здесь требуется точный расчет. Вернитесь к началу статьи, подсчитайте, сколько нужно картона на тару, сколько будет стоить оборудование, сколько коробок Вы сможете делать за месяц, сколько заплатите рабочим, каковы общезаводские расходы и т. д., и узнаете цену коробки!
Владимир Тетеря, главный инженер фирмы «Веста»