Разработка концепции формирования транспортно-логистической системы региона

2 Августа 2010

22 ноября 2008 года Правительство РФ распоряжением № 1734р утвердило «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г.» определив в ней пути развития всего транспортного комплекса нашей страны с целью повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. В связи с этим отдельные регионы, области и даже города приступили к разработке собственных стратегий и концепций развития. Крупные города, такие как Екатеринбург, Самара уже разработали концепции развития транспортно-логистической системы своих регионов. Поэтому Администрацией Воронежской области было принято решение о необходимости разработки подобной концепции у нас. Можно сказать, что именно транспортная стратегия стала толчком к совершенствованию транспортно-логистической системы, и она же определяет основные направления развития транспорта и логистики в регионе, и соответственно концепции развития транспортно-логистической системы.

Необходимость разработки такого вида концепции очевидна, развивающейся области для решения своих проблем необходима эффективная транспортно-логистическая система. Современное состояние транспортно - логистической системы региона можно охарактеризовать словами главы правительства РФ В.В. Путина: «наша транспортная система так и не стала единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. Очевидно, что на такой базе, с такими проблемами не могут быть выстроены эффективные логистические схемы». Именно на превращение транспортно-логистической системы в единый регулируемый организм направлена концепция развития ТЛС Воронежской области. Помимо этого транспортно-логистическая система области характеризуется плохой пропускной способностью транспортно-логистического комплекса, перенасыщением дорог автомобильным транспортом, отсутствием современного логистического сервиса, увеличением сроков транспортировки, складированием грузов.

Воронежская область занимает удобное географическое и геополитическое положение, что предопределяет создание на территории области системы смешанных перевозок с использованием всех видов транспорта и формирование соответствующей транспортной инфраструктуры. В результате реализации концепции могут быть решены такие важные задачи, как создание современной логистической инфраструктуры, способной обеспечить:

  • вхождение Воронежского транспортного узла в систему МТК,
  • транзиты через Воронежскую область,
  • эффективное обслуживание потребителей региона,
  • повышение мощности и улучшение качества транспортных сетей,
  • формирование транспортной системы на основе развития сети магистралей и скоростных дорог, включая двухуровневые развязки,
  • оптимизацию грузовых и пассажирских потоков,
  • снижение эксплуатационно-инфраструктурной составляющей стоимости перевозок,
  • развитие складского хозяйства,
  • и, конечно же, обеспечение темпов роста инвестиций в основной капитал в области.

Воронеж располагается на пересечении нескольких транспортных коридоров (Север-Юг, Восток-Запад), находится вблизи важных магистральных дорог (М4 (Е115) Москва-Новороссийск, М6 (Е119) Москва-Астрахань), А144 (Е38) Курск-Воронеж до М6 «Каспий», 1Р193 (Воронеж-Тамбов). Также область располагается на пересечении железнодорожных магистралей, связывающих между собой районы Центра, Северного Кавказа и Украины, через нее проходят грузопотоки с юга России в Центр Европейской части. Основные железнодорожные узлы в области - Отрожка (Воронеж), Лиски, Поворино. Международный аэропорт Воронежа находится на направлении МТК «Север-Юг». В области действуют два речных порта: Лискинский и Воронежский, обеспечивающие судоходную связь по реке Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.

Транспортная стратегия РФ предусматривает два этапа.

Первый этап (до 2015 г.) предполагает завершение программ модернизации транспортной системы. Т.е. в регионе должно быть завершено реформирование транспортной инфраструктуры. Если рассматривать более подробно, то должно быть предусмотрено развитие всех видов транспорта: авто, железнодорожного, авиа и речного. Развитие сети автомобильных дорог в Воронежской области ведется по следующим направлениям (в рамках ОЦП "Развитие сети автомобильных дорог в Воронежской области до 2010 года"):

  • Модернизация магистральной автотрассы М4 «Дон».
  • Реконструкция автодороги Воронеж - Луганск до границы с Луганской областью с выходом к двум пограничным переходам (села Бугаевка и Новобелое). Автодорога Воронеж - Луганск может выполнять функции бесплатного коридора в границах Воронежской области.
  • Строительство автомобильной дороги М-4 «Дон» - автодорога Воронеж - Нововоронеж (южный обход Воронежа). Южный обход - звено международного транспортного коридора: граница Украины - Курск-Воронеж - Борисоглебск - Саратов - Уральск с выходом в Среднюю Азию. Он связывает страны ЕС, Украину, Россию, Казахстан и Китай.
  • Целевая программа строительства подъездных дорог к селам области. Рассчитанная до 2015 года, она предполагает ежегодное подсоединение 30 сел и строительство более 100 километров дорог с твердым покрытием.

Также, одним из наиболее приоритетных направлений организации скоростного движения пассажирских поездов является направление Центр - Юг (Москва - Адлер), где и будет производиться реконструкция дороги. Кроме этого в г. Воронеже планируется проектирование и строительство пассажирской станции Воронеж-3 с вокзальным комплексом, что значительно улучшит транзит железнодорожного сообщения с севера на юг. В настоящее время реализуется инвестиционный проект «Развитие технической базы аэропорта «Воронеж». Она включает комплексную реконструкцию аэропорта, в том числе реконструкцию действующего пассажирского терминала внутреннего сообщения, строительство нового терминала для пассажиров рейсов международного сообщения, строительство дополнительной 3-километровой взлетно-посадочной полосы, позволяющей принимать тяжелые грузовые авиасуда (в рамках Программы социального и экономического развития Воронежской области до 2011 года).

Водные пути реки Дон проходят по Липецкой (126 км), Воронежской (513 км), Ростовской (118 км) и Волгоградской (336 км) областям. При учете экономической целесообразности транспортировки экспортных грузов прямым ходом через Черное море, минуя перегрузку в промежуточных портах, восстановление судоходности реки Дон приобретает особую актуальность. Увеличение объемов транспортной работы ОАО «Лискинский речной порт» при условии восстановления судоходности реки может быть обеспечено за счет доставки до портов Азовского и Черного морей экспортных грузов, в том числе с использованием железнодорожного транспорта и переработки грузов на станции Лиски ЮВЖД.

Второй этап транспортной стратегии (2016-2030гг.) ориентирован на переход к формированию единого транспортного пространства путем создания комплексной сбалансированной инфраструктуры всех транспортных коммуникаций, интегрированной с системой логистических парков и образования единой информационной среды для участников транспортно - логистических процессов. Для этого в Воронежской области предполагается создание мультимодального логистического центра, как кластера на базе трёх логистических парков. Все они будут объединены единым информационным пространством - информационно-аналитическим центром.

Создание мультимодального транспортно-логистического центра в Воронежской области предполагает поэтапное формирование трехуровневой структуры и функций участников логистического процесса:

  • создание мультимодального логистического центра в г. Воронеже;
  • формирование региональных логистических центров;
  • развитие локальных логистических центров.

В общем, эффективность функционирования транспортно-логистической системы региона зависит от:

  • рационального размещения мультимодального транспортно-логистического центра, предназначенного для консолидации и расконсолидации грузопотоков,
  • построения сети региональных логистических центров.
  • использования современных моделей управления логистической сетью региона.
  • развитие сети автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры.

Но без умелой и правильной организации грузопотоков, складирования, погрузки-разгрузки невозможно добиться желаемых результатов, поэтому необходимо диспетчерское управление и система электронного учета с помощью современных средств автоматизации. Такую роль вполне сможет выполнить логистический информационно-аналитический центр, который будет информационно охватывать всю инфраструктуру города и работать с производителями промышленных и продовольственных товаров, предприятиями оптовой и розничной торговли, торговыми сетями, предоставлять необходимые данные администрации Воронежский области, для разработки стратегических целей развития ТЛС, вести мониторинг рынка и т.д.

В настоящее время данная модель находится в процессе реализации в рамках Интернет-проекта Transmap. ru, и можно воспользоваться данным интернет-проектом, который уже успешно функционирует на рынке транспортно-логистических услуг.

Результаты использования информационно-аналитического центра:

  • уменьшение затрат на взаимодействие;
  • открытый доступ к информации о товарах и услугах других участников - рынка;
  • саморегулирование;
  • стандартизация бизнес-процессов;
  • уменьшение затрат на вывод компании на рынок.

На втором этапе реализации концепции будут формироваться региональные логистические центры, которые необходимо расположить на территории тех городов Воронежской области, которые будут соответствовать критериям выбора месторасположения логистического центра. То есть города и прилегающие к ним районы, через которые проходят важные автомагистрали, ж/д ветки. Таким образом, будет происходить концентрация грузопотоков в данных региональных логистических центрах. Они, в свою очередь, будут предоставлять весь спектр услуг для обработки грузов, складирование, таможенное оформление, то есть все виды услуг, необходимые для четкой и слаженной работы продвижения грузов. Каждый из региональных центров имеет свой радиус действия, в соответствии с которым и будут двигаться основные грузопотоки.

В соответствии с третьим этапом реализации концепции локальные распределительные, транспортно-грузовые центры и терминалы располагаются в узловых населенных пунктах и городах обслуживания. Их радиус действия составляет 5 - 8 км, территория 2 - 10 га, ограниченный сервис по логистическим услугам.

Реализовать вышеперечисленные этапы можно только после соответствующих доработок законодательной базы в области транспорта и перевозок. Отсутствие адекватной нормативно-правой базы в этой области на сегодняшней день тормозит развитие всей отрасли. В настоящее время отмена лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности, привела к тому, что возникла недобросовестная конкуренция и теневая экономика в этой отрасли, обостряется проблема обеспечения безопасности, практически отсутствует страхование ответственности автоперевозчика, катастрофически упал уровень профессиональной подготовки водителей. Поэтому необходим такой механизм, который в условиях государственно-частного партнерства и фактической децентрализации государственной власти в этой сфере, позволит в «добровольно - принудительном» порядке осуществить все задачи, которые перечислены в концепции, а от их решения зависит и благосостояние области и ее граждан.

В связи со вступившим в силу Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» возможно создание СРО также и в транспортно - логистической системе. Уже существует модель саморегулирования автотранспортной деятельности Саморегулируемой ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП) региональной саморегулируемой организации автотранспортников московского региона. Основными нормативными актами для достижения целей Концепции являются:

  • Федеральный закон № 315 -ФЗ "О саморегулируемых организациях" Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года;
  • Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 года №848 «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»
  • Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. №1734-р «Об утверждении транспортной стратегии России до 2030 года».

Институт саморегулирования сейчас успешно работает за рубежом. Первые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (self-regulatory organization) появились в США и Великобритании, где данные организации возникли в начале XX в. Постепенно назрела необходимость для объединения субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в организации с целью выработки единых правил и стандартов, представления и защиты интересов членов организации перед государством. Таким образом, образование СРО за рубежом не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью.

Для создания и развития системы СРО не требуется какое-то особое законодательство При организации СРО осуществляется формирование компенсационного фонда. Последний наряду со своей основной функцией (механизм самоочистки СРО) выступает также и инвестиционным инструментом. Размещение средств компенсационного фонда для их сохранения и прироста, а также инвестирование таких средств осуществляется через управляющие компании. Полученный доход направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования. С учетом огромного количества субъектов хозяйственной деятельности, а также уже начавшегося в регионах процесса объединения мелких перевозчиков в некоммерческие организации для решения производственных и экономических вопросов, необходима (возможна) двухуровневая система СРО. Первый уровень - федеральный. Саморегулируемой организацией федерального уровня мог бы стать Союз СРО.

Второй уровень - региональные СРО, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты по виду деятельности (СРО перевозчиков, СРО брокеров, СРО логистических центров и т.д.).Саморегулируемые организации вырабатывают и внедряют корпоративные стандарты взаимодействия (корпоративные правила).

С принятием ФЗ "О саморегулируемых организациях" законодательно закреплено, что СРО обладают правом на отраслевое нормотворчество в отношении своих участников и под их материальную ответственность за результаты деятельности. Установление корпоративных правил на рынке неизбежно повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение единых стандартов деятельности будет способствовать развитию современных, инновационных технологий управления, логистических технологий, обновлению подвижного состава, внедрению цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков, повышению профессиональной подготовки водителей и других специалистов в данной сфере. Основными на наш взгляд могут быть: Правила заключения договора на перевозку, Правила принятия груза к перевозке, Правила маркировки груза, Правила складирования груза, Правила переадресовки груза, расчеты за перевозки, Правила составления актов, Правила представления и рассмотрения претензий, Правила перевозок основных видов грузов, Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Каждая из СРО будет конкретизировать эти правила со своими особенностями.

В результате реализации Концепции ожидается не только повышение инвестиционной привлекательности региона, но и развитие экономики региона по инновационному варианту, снижение транспортно-логистических издержек, развитие рынка транспортно-логистических услуг в Воронежской области, создание новых рабочих мест.

Список литературы:

1) Федеральный закон № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года, Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года;
2) Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. №1734-р «Об утверждении транспортной стратегии России до 2030 года».

Иванова Е.В., Тимошина Е.А., Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.ktr-online.ru
Поиск по сайтуЯndex