Девелоперы инвестиционных проектов – прагматики. Они, как и любые другие инвесторы, движимы одним стремлением: получить определенный возврат на вложенный капитал. И если к увеличению запланированного дохода они относятся с понятной радостью, то к одной, даже небольшой вероятности его уменьшения – крайне негативно. Что же влияет на доходность того или иного проекта?Размер возврата на вложенные средства, получаемый инвестором, имеет два риска, два основных ограничителя: стоимость проекта, с одной стороны, и спрос (т.е. рыночная ставка аренды или рыночная стоимость объекта) – с другой.
Рынок, что дышлоДевелопер всегда будет стремиться сохранить запланированный минимальный возврат. Это означает, что в случае удорожания проекта он будет стремиться увеличить ставку аренды для того, чтобы обеспечить свою доходность. В определенных условиях, как это, например, происходит сейчас в сегменте офисной, торговой и складской недвижимости, рынок позволяет девелоперу увеличение ставок, адаптируясь к его требованиям.
Возможна и другая ситуация. Если у девелопера нет возможности манипулировать ставкой аренды, то рынок вызывает снижение ставок аренды. В этом случае у девелопера остается только один путь добиваться запланированной доходности – воздействовать на стоимость проекта в сторону удешевления. Самая нежелательная для девелопера ситуация возникает, когда рынок затрат по проекту растет, а рынок спроса не дает возможности добиться более высокой ставки аренды. В этом случае проект принесет убыток. Такого развития событий любой девелопер хочет избежать любой ценой.
Львиная доля затрат - холодильное оборудованиеПосмотрим теперь более детально на составляющие величины доходности проекта в применении к складам-холодильникам. Что представляет собой структура затрат на строительство холодильника по сравнению с обычным складом?
Прежде всего, необходимо холодильное оборудование, позволяющее в рамках заданных периметров поддерживать температурный режим. Подобного рода оборудование требует повышенного расхода энергопотребления и подключения к дополнительным мощностям. Не секрет, что в России не хватает мощностей, и каждую зиму это выливается в локальные отключения тепла или электроэнергии. Даже в тех местах, где есть резервы мощностей, получить доступ к ним невероятно сложно: это всегда дополнительные затраты, это всегда непредсказуемость финального размера затрат и финального результата, это всегда непродуктивные усилия. Официальные тарифы на подключение к мощностям достигают сегодня 40 тыс. рублей. При увеличении потребности в электрических мощностях на 40% (примерно такой расход требуется на склад-холодильник размером 15 тыс. кв.м. в сравнении с обычным) размер вложений, идущих только на подключение, увеличивается на $600 тыс.
Непромерзающие полы, стены, кровляКроме этого, увеличение стоимости проекта зависит от конструкции здания, изменения характеристик пола, позволяющих избежать промерзания грунта, а также от гидроизоляции. Необходимо заметить, что устройство полов и так является одной из самых дорогостоящих и технологически сложных работ в строительстве складского помещения, поэтому адаптация пола под нужды склада-холодильника еще более усложняет проект.
Помимо полов, подобным же изменениям подвергаются все остальные конструкции. Как правило, производится утолщение стеновых сэндвич-панелей, необходимая изоляция, адаптация кровли (или перекрытие теплоизолирующими материалами на уровне несущих ферм), отделение внутренними перегородками зон глубокой заморозки, организация специальных камер шоковой заморозки, выделение в отдельное помещение зон работы с товаром. Следует помнить, что в складах такого типа необходимы:
- дополнительные подъемно-секционные ворота в камеры глубокой заморозки;
- дополнительные тепловые завесы на внешние доки;
- дополнительная обработка металлоконструкций от коррозии;
- соблюдение требований по морозоустойчивости для всех инженерных коммуникаций, находящихся в зонах пониженной температуры;
- дополнительные технические помещения (компрессорная, пульт управления холодильным оборудованием и т.д.);
- дополнительные расходы по ИРД и согласованию проектной документации и т.д.
Из чего складывается ставка арендыСуммируя эти параметры, мы получим совокупную стоимость девелопмента и строительства по складу глубокой заморозки. Получив данные по затратам, девелопер может применить к ним желаемые нормы доходности и получить примерную ставку аренды, позволяющую выйти на необходимую величину. В случае сохранения доходности на уровне обычного складского комплекса ему будет необходимо сдавать холодильник (включая все технические и подсобные помещения внутри здания) по минимальной ставке $220-250/кв. м в год, не включая НДС, операционные расходы и коммунальные платежи.
Из чего складывается ставка арендыСуммируя эти параметры, мы получим совокупную стоимость девелопмента и строительства по складу глубокой заморозки. Получив данные по затратам, девелопер может применить к ним желаемые нормы доходности и получить примерную ставку аренды, позволяющую выйти на необходимую величину. В случае сохранения доходности на уровне обычного складского комплекса ему будет необходимо сдавать холодильник (включая все технические и подсобные помещения внутри здания) по минимальной ставке $220-250/кв. м в год, не включая НДС, операционные расходы и коммунальные платежи.
Рынок заморозки и ценообразование: все покрыто тайнойНачав процесс изучения спроса, девелопер обнаруживает, что масштабных и качественных исследований рынка спроса нет. Рынок продукции глубокой заморозки «закрыт», с ним практически не работают логистические операторы, информация о нем недоступна.
Даже те исследования, которые существуют в отношении рынка предложения, не являются достаточными для анализа уровня ставок, т.к. структура ценообразования крайне непрозрачна. В информации о тарифах можно найти ставки и за кв. м, и за тонну, и за паллету, и даже за кубометр. Но поскольку все помещения имеют совершенно разную конфигурацию и позволяют размещать на кв. м разное количество товара, то невозможно привести весь спектр предлагаемых ставок к единому знаменателю. Девелопер достаточно быстро приходит к выводу, что он попросту ничего не понимает.
Ставки вкупе с налогамиВ дополнение девелопер обнаруживает ряд характеристик, которые, к сожалению, не вызывают у него сомнений. Существующая структура ставок не соответствует требованиям инвестиционных проектов:
- сделки представлены краткосрочными договорами, не имеющими механизмов, гарантирующих стабильный и предсказуемый денежный поток;
- ставка аренды рассчитывается по принципу «все включено»: из нее не выделены не только операционные расходы, но и НДС, а зачастую и коммунальные платежи;
- ставки предлагаются в рублях, что неприемлемо при условии привлечения западного капитала или заемных средств.
Таким образом, в результате первого поверхностного осмысления предмета девелопер не испытывает энтузиазма по поводу инвестирования специализированных складов.
БесперспективноИ все же девелопер пытается оценить вероятный спрос на склады температурного режима среди различных групп возможных потребителей складских помещений. В первую очередь выделяется быстро растущий сегмент HoReCa, требующий все увеличивающихся объемов снабжения. Понимая, что для ресторанов основным требованием является не наличие больших запасов какого-то продукта, и не его оборот на складе, а быстрая доставка по первому требованию, становится ясно, что склады для данного сегмента должны располагаться в черте города, с транспортной доступностью. В рамках существующих сегодня цен на земельные участки в Москве и стоимости их подключения к коммуникациям проект строительства складского комплекса в черте города просто теряет экономический смысл. Таким образом, девелоперу не остается ничего другого, кроме как охарактеризовать сегмент HoReCa на данном этапе как бесперспективный.
Стоит ли овчинка выделки?Далее девелопер приходит к выводу, что на рынке преобладают небольшие объемы хранения, т.к. крупные игроки в той или иной мере уже обеспечили себя необходимыми минимальными или даже резервными мощностями. На этом сегменте практически не работают логистические операторы, а их функции часто берут на себя сами оптовики или дистрибуторы, уже имеющие собственные мощности. Отсюда вывод: мелкому и среднему потребителю, как правило, необходимо ответственное хранение, и простая аренда холодильной камеры не является для него достаточной.
В конце концов девелопер также приходит к выводу, что дистрибуторы и оптовые продавцы имеют опыт 10 лет ведения операций на складах-холодильниках, оставшихся со времен СССР, в переоборудованных овощехранилищах и промышленных цехах, риферных секциях и контейнерах. Ему понятно, что существующий неразвитый рынок предложения с представленными на нем ценами формирует определенную составляющую «Х» в цене продукции. Можно предположить, что скачкообразный переход к более качественному предложению приведет к увеличению себестоимости и цены, сделав неконкурентной стоимость продукта. Однако для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу, необходимо провести реальный анализ слагаемых себестоимости и убедиться, ведет ли качественное улучшение площадей к экономии совокупных затрат на логистику или к их увеличению. Но и такой анализ – проблема.
Работа под заказчикаТаким образом, девелопер только убеждается в том, что он не понимает и не видит спроса и, соответственно, не может опереться на предсказуемые и понятные ему тенденции.
Единственным способом минимизировать риски является строительство складов температурного режима «под заказчика», где заказчик и девелопер вместе формулируют техническое задание и конфигурацию склада, заранее обговаривают будущую ставку и срок аренды. В результате у девелопера (и любого другого инвестора) появляется необходимый уровень предсказуемости проекта для принятия решения об инвестировании.
Но заработать на строительстве складов-холодильников или складов, совмещающих камеры температурного режима, можно будет только после детального изучения и масштабного исследования спроса, появления прозрачности и дальнейшего роста размеров рынка продукции глубокой заморозки, понимания требований работы с продуктом в данном сегменте рынка.
Алла Соловьева, исполнительный директор компании MLP