Контейнерные терминалы: критерии оценки

29 Августа 2010

Большое разнообразие контейнерных терминалов мира в основном объясняется различием конкретных местных условий. На первый взгляд представляется достаточно сложным разработать общие критерии, применимые для их эксплуатации и проектирования.

Сколько в мире портов, перегружающих контейнеры? Наиболее часто встречаются списки 100—120 наиболее крупных портов мира с годовым грузооборотом от 30 млн TEU до 0,5 млн TEU. Существует перечни 271 порта с объемами перегрузки до нескольких сотен TEU и 502 порта с объемами перегрузки до нескольких десятков TEU в год.

В ряде стран существуют документы, от рекомендаций до конкретных правил, регламентирующие параметры и принципы работы контейнерных терминалов. В частности, «Рекомендации для новых контейнерных терминалов Соединенных Штатов Америки». Имеется японский корпоративный стандарт контейнерного терминала на два причала. Действуют и на Украине «Нормы технологического проектирования контейнерных терминалов морских портов» издания 1979 года, к сожалению, устаревшие. За прошедшие годы появились крупнотоннажные контейнеровозы, возникли крупные терминалы с большими объемами перегрузки контейнеров, были созданы более совершенные перегрузочные машины, включая автоматизированные склады перегрузки контейнеров. Контейнерные терминалы появились во всех регионах мира.

Учитывая сказанное, группа специалистов ЧерноморНИИпроекта сделала попытку проанализировать максимально возможное количество контейнерных терминалов мира и установить математическую зависимость между основными параметрами терминалов, а также выявить факторы, влияющие на эти зависимости.

В таблице 1 представлено распределение самых крупных грузопотоков контейнеров с грузом по 20 странам мира, в которых перерабатывается 73 % всего мирового грузопотока груженых контейнеров и, в том числе, в четырех первых странах: в Китае, США, Японии и в Южной Корее перегружается свыше 41 % всех контейнеров и три страны-лидеры из четырех расположены в азиатском регионе.
Были проанализированы параметры свыше 500 контейнерных терминалов 200 портов мира в 65 странах. Прежде всего, обращено внимание на характеристики терминалов, которые, как говорится, лежат на поверхности. Это величина годовых объемов перегрузки контейнеров и регион расположения терминала, а также связи терминалов с судоходными компаниями, занимающимися перевозками контейнеров.

Для выполнения анализа работы терминалов порты были распределены по грузообороту на четыре группы: крупные — с грузооборотом свыше 2 млн TEU, средние — с грузооборотом от 2 млн до 750 тыс. TEU, рядовые порты — с грузооборотом менее 750 тыс. TEU, а также транзитные порты, у которых годовой объем транзита контейнеров превышает 50 %, и они расположены в шести разных регионах мира — в Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке, на Среднем Востоке
При анализе контейнерных терминалов мира необходимо иметь в виду концентрацию больших объемов мировой перегрузки контейнеров на терминалах, принадлежащих ограниченному числу мощных финансовых групп-компаний, занимающихся в том числе и контейнерным бизнесом.

Значительная часть этих финансовых групп имеет в своем составе крупнейшие в мире судоходные компании по перевозке контейнеров. Существует много различных форм отношений судовладельцев с контейнерными терминалами: от форм прямых собственников и организаторов работы терминалов до различного партнерства в виде совладельцев, акционеров и т.п. В ряде случаев судовладельцы ни в какой форме не участвуют в создании и деятельности терминалов. Указанные факторы непосредственно связаны с показателями работы терминалов. Так как, исходя из экономических отношений между владельцами перегрузочных комплексов и флота, возможны различные требования к оптимальности работы терминалов. В частности, максимальная прибыль возможна при работе только терминала или терминала и контейнерного флота.

В таблице 2 перечислены ведущие операторы контейнерных терминалов мира. Например, компания HPH имеет 57 терминалов в 46 портах 25 стран мира. Компании PSA и DP World, соответственно, 45 терминалов в 28 портах 16 стран и 61 терминал в 40 портах 31 страны. Компания APM Terminals имеет терминалы в 49 портах 32 стран мира. Указанные четыре компании обеспечивают перегрузку 30 % мирового грузопотока контейнеров.

10 ведущих в мире судоходных компаний контейнеровозов владеют флотом современных ячеистых контейнеровозов общей провозоспособностью (вместимостью) равной 60 % всего мирового флота контейнеровозов и почти 40 % по количеству единиц судов.

В выполненной специалистами ЧерноморНИИпроекта работе собрана информация, которая, как правило, включает в себя историю создания терминала, его описание с указанием основных параметров и технико-технологических характеристик. По большинству терминалов также указаны судоходная компания или портовый контейнерный оператор, которые являются ведущими совладельцами (партнерами) на данном терминале.

Все терминалы анализируются по 19 главным параметрам-характеристикам: годовой грузооборот, длина причалов, площадь терминала и максимальное количество контейнеров, хранящихся на складе, количество причальных и складских перегрузочных машин, число линий въезда и выезда в/из терминала и т.п.

Предварительный анализ статистической зависимости параметров контейнерных терминалов без разделения по регионам мира показывает, что при терминалах до 4 причалов имеет место высокая сходимость большинства параметров терминалов независимо от региона расположения.

Анализ также указывает на усиление корреляционной связи между их параметрами для терминалов, расположенных в одноименном регионе, и показывает достаточно низкую корреляцию для аналогичных параметров терминалов, расположенных в разных регионах. При этом статистические зависимости для различных регионов могут значительно отличаться.

На основании сказанного вытекает вывод, что дальнейший анализ параметров терминалов следует производить отдельно для каждого региона мира.

Следует также обратить внимание на основные причины, как правило, объективные, которые влияют на статистические зависимости между параметрами терминалов в разных регионах мира.

Терминалы Америки (США, Канада и т.д.)


В США увеличение интенсивности обработки судна за счет увеличения числа технологических линий приводит к росту расходов по заработной плате, которые не перекрываются доходами от увеличения интенсивности обработки судна. Существуют также правила техники безопасности, которые лимитируют минимальное расстояние между рядом работающими на судне причальными перегружателями.
Эта норма не допускает одновременную работу 5—6 перегружателей на крупных контейнеровозах (8000 TEU +), на которых в Азии работает 8—9 перегружателей.

Использование территории терминала в Америке значительно ниже, чем в Азии, а также ниже уровня в Европе по следующим причинам:

  • многие терминалы в США хранят контейнеры на складе на шасси, при этом сокращаются трудозатраты и затраты времени на каждом контейнере, сокращаются расходы по заработной плате;
  • стоимость аренды (покупки) земли невысокая по сравнению с другими регионами мира;
  • правила по технике безопасности не допускают штабелирования контейнеров на складе более 5—6 рядов по высоте, что требует увеличение складских площадей (в Азии складируют 8—9 ярусов).

Терминалы Европы

Работа и развитие многих средних портов Европы проходят в условиях подобных российским и украинским портам. Поэтому для оценки указанных контейнерных терминалов можно использовать статистические данные и закономерности параметров контейнерных терминалов в европейских портах.

Терминалы Азии

Порты Азии располагают наиболее производительными и эффективными контейнерными терминалами. Трудно прогнозировать сроки, по истечении которых в портах России и Украины появятся условия для возникновения контейнерных терминалов подобных тем, которые сегодня эксплуатируются и активно развиваются в портах Азии.

Терминалы из регионов Австралии, Африки и Среднего Востока имеют в той или иной степени признаки одного их трех вышеуказанных регионов или их комбинацию.

Транзитные терминалы

Транзитные терминалы, занятые транзитной перегрузкой контейнеров (судно — берег — судно), расположены в разных регионах мира. Технология перегрузки контейнеров на транзитных терминалах существенно отличается от работы обычных терминалов, и соответственно отличаются статистические зависимости между их параметрами.

Наиболее важные транзитные контейнерные терминалы расположены в следующих портах: Salalah (Оман) — 99,5 % составляет транзит от всего грузооборота контейнеров, Tanjung Pelepas (Малайзия) — соответственно, 95,8 %; Algeciras (Испания) — 84,7 %; Singapore (Сингапур) — 81,8 %; Gioia Tauro (Италия) — 80,4 %; Colombo (Шри-Ланка) — 71,3 %; Kaohsiung (Тайвань) — 52,2 %; Dubai (ОАЭ) — 50,1 % и ряд других.

Была произведена обработка информации о терминалах, расположенных в разных регионах мира при помощи программы статистической обработки данных.

Установлены взаимосвязи между основными параметрами терминалов в разных регионах. Составлены таблицы и графики взаимосвязей, определены математические зависимости между параметрами, а также коэффициенты уровня их достоверности. Графики и математические выкладки наглядно подтверждают наличие определенных закономерностей терминалов в разных регионах мира.

Всего в работе выполнено свыше 100 аналитических таблиц, а также 50 различных диаграмм и графиков, включая диаграммы рассеяния после статистической обработки таблиц и итоговые графики устойчивых зависимостей пар основных параметров и характеристик терминалов.

Учитывая, что указанные зависимости в основном предполагается использовать при проектировании и анализе эксплуатационных показателей строящихся и эксплуатируемых контейнерных терминалов на территории России и Украины, больше внимания было уделено анализу терминалов Европы. На основании статистического материала для терминалов Европы методами математической статистики были определены устойчивые количественные зависимости между отдельными парами параметров или группами параметров. В том числе анализировались связи следующих пар параметров:

  1. годовая производительность Q и общая площадь терминала S;
  2. годовая производительность Q и длина причалов L;
  3. годовая производительность Q и количество причальных перегружателей N1;
  4. годовая производительность Q и количество линий въездов и выездов B;
  5. общая площадь терминала S и общая емкость терминала E;
  6. общая площадь терминала S и длина причалов L.

Указанные данные по терминалам Европы были обработаны программой статистического анализа «STATISTICA» с построением диаграмм рассеяния и определения уравнений регрессии.

Результаты показали, что при заданном одном из параметров с определенной степенью достоверности может быть определен другой парный ему параметр.

Полученные информационно-аналитические материалы могут являться ориентиром для дальнейшей корректировки норм проектирования, а также представлять интерес для специалистов и компаний, эксплуатирующих терминалы и планирующих их перспективное развитие с учетом современного мирового опыта.

Владимир Гройсман, начальник отдела проектирования портов и судоремонтных заводов ЧерноморНИИпроекта
Юрий Станков, главный специалист ЧерноморНИИпроекта
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.blackseatrans.com
Поиск по сайтуЯndex