Развитие логистики в СССР

16 Сентября 2010

В СССР, начиная с 1987 года, осуществлялся переход от административной системы хозяйствования к системе, ориентированной на рыночные отношения. Одним их новых аспектов экономического развития стало использование принципов логистики. Вплоть до начала 1990-ых годов термин «логистика» был фактически не известен и почти не использовался в советской специальной литературе, за исключением трудов отдельных ученых некоторых институтов бывшего СССР. Однако в России уже имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также с большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Широко известны за рубежом работы наших ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания, теории связи и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Большой научный и практический вклад внесли наши ведущие ученые и специалисты в различные аспекты материально-технического снабжения и сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования потребности в материальных ресурсах, организации эффективного функционирования транспорта в сфере обращения продукции, организации складского хозяйства и т.д.

Первые серьезные научные исследования в области комплексной организации и управления производством и снабжения материалами были проведены в 50-60-ые годы XX-ого столетия. Особенно при этом следует упомянуть систему непрерывного оперативного планирования и управления производством – известную также как «новочеркасский метод». На отдельных производственных участках произошло сокращение буферных запасов до минимальных объемов. Уже тогда делались попытки решить такие важные проблемы, как осуществление координированного движения между потребителями и поставщиками материалов и информации. Можно даже сказать, что здесь была достигнута высшая ступень на подходе к организации производства в соответствии со стратегией системы «Канбан». Однако переход от принципа организации движения материалов «резерв на всякий случай» к принципу «запас на определенное время» осуществить не удалось.

Необходимо отметить, что последовавшие фундаментальные теоретические разработки не могли найти реального применения по ряду экономических, материально-технических причин.

Производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составили различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т.е. бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта СССР.

Некоторые результаты достигнуты в СССР в управлении транспортными узлами, которые являются важными элементами логистических цепочек. Была проведена координация информационных потоков, что позволило оперативно согласовывать планы между отдельными партнерами внутри цепочек снабжения. В то же время были приложены усилия по повышению качества планирования перевозок с помощью вычислительной техники. Благодаря реализации указанных мероприятий за период с 1977 по 1984 год удалось достичь следующих результатов: повышения грузооборота на 80%, сокращения продолжительности прохождения грузов через узел на 62%, увеличения доли прямых перевалок грузов с одного транспортного средства на другое с 44,3% до 68,4%. Более подробно рассмотрим показатель грузооборота.

В таблице 1 приведены данные об изменении грузооборота по видам транспорта общего пользования.

Грузооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров)



1928 1940 1950 1960 1970 1980 1990
Транспорт - всего
В том числе:
81,1 342 496 1281 2364 3319 3544
Железнодорожный 59 287 415 1047 1672 2316 2523
Автомобильный (включая ведомственный) 0,1 6 13 55 116 241 299
Морской 7,78 15 24 86 412 534 508
Внутренний водный 22 34 44 93 164 228 214

Таблица 1.

Как видно из таблицы в период с 1928 по 1990 год общий транспортный грузооборот постоянно увеличивался. Более наглядно динамика изменения грузооборота по видам транспорта представлена на рисунке 1.

Динамика грузооборота по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров)

Рисунок 1.

В таблице 2 и на рисунке 2 отражены темпы роста грузооборота.

Темпы роста грузооборота по видам транспорта общего пользования (в процентах)


1928 1940 1950 1960 1970 1980 1990
Транспорт - всего
В том числе:

421,70 145,03 258,27184,54140,40106,78
Железнодорожный
486,44144,60 252,29159,69 138,52 108,94
Автомобильный (включая ведомственный)
600,00216,67 423,08 210,91 207,76 124,07
Морской
192,80 160,00 358,33 479,07 129,61 95,13
Внутренний водный
154,55129,41 211,36 176,34 139,02 93,86

Таблица 2.

Темпы роста грузооборота по видам транспорта общего пользования (в процентах)

Рисунок 2.

В довоенное время наблюдались высокие темпы роста грузооборота. В особенности, это касается грузоперевозок автомобильным транспортом – с 1928 года за 12 лет он вырос в 60 раз. Самый медленный рост грузоперевозок за тот же период времени наблюдается у внутреннего водного транспорта. Вторая мировая война оставила свой след на транспортной отрасли. Так, резко снизилось количество транспортных средств, большая часть путей сообщения была разрушена. Несмотря на рост грузооборота (в абсолютном выражении) его темпы значительно снизились (в частности, это относится к автомобильному и железнодорожному транспорту). К 1960 году темпы роста грузооборота морским и внутренним водным транспортом превысили довоенный уровень. С 1960 года по 1990 год темпы роста грузооборота по всем видам транспорта имели тенденцию к снижению (за исключением грузоперевозок морским транспортом, где темпы роста возрастали до 1970 года, а после также снижались).

Таким образом, можно сделать вывод, что в период с 1928 по 1990 год наибольшая доля грузоперевозок принадлежала железнодорожному транспорту. Наименьшая – автомобильному.

Несмотря на очевидные успехи в области транспорта в СССР преобладала точка зрения, что такие методы, как логистика и управление физическим распределением, служат исключительно интересам наживы капиталистических фирм и поэтому не имеют значения для социализма, где народнохозяйственные интересы стоят выше интересов отдельных предприятий. Поэтому логистические подходы нашли свое применение уже после распада СССР, в период развития рыночных отношений, и их значимость продолжает возрастать.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.sta-logistic.by
Поиск по сайтуЯndex