Опасным грузам особое внимание

30 Сентября 2010

О том, что любой автомобиль является источником повышенной опасности, знают практически все, будь то водители, простые граждане или должностные лица предприятий. При этом большинство из них связывает понятие опасности главным образом с самим автотранспортным средством. Этому во многом способствует действующий Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

Несмотря на массу разговоров о «минусах» этого законодательного акта, можно сказать, что он прижился и дал положительные результаты. Многие автовладельцы, пострадавшие в ДТП, смогли восстановить или отремонтировать машину, решить вопросы возмещения вреда, причиненного их здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Сегодня мы поговорим об опасных грузах, перевозимых автомобильным транспортом.

В настоящее время объем грузоперевозок, осуществляемых автотранспортом, существенно возрос. На любой автотранспортной магистрали невольно бросается в глаза значительное количество большегрузных автомобилей, движущихся в попутном и встречном направлении. Они перевозят различные грузы, немалая часть которых относится к категории опасных или особо опасных. По мнению специалистов НИИ автомобильного транспорта, в нашей стране эксплуатируется свыше 200 тыс. специальных автомобилей, конструктивно предназначенных для перевозки опасных грузов.

Классификация опасных грузов

В соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация. Знаки опасности» перевозимые грузы вне зависимости от вида транспортного средства, на котором они транспортируются, по степени опасности подразделяются на 9 классов (групп):
класс 1 – взрывчатые материалы (ВМ);
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества (самовозгорающиеся вещества и вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой);
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 – ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 – радиоактивные материалы;
класс 8 – едкие и (или) коррозионные вещества;
класс 9 – прочие опасные вещества.

Наверное, каждый, кто сидит за рулем, находится в салоне автомобиля или автобуса, невольно напрягается, когда рядом с ним мчится бензовоз с 20-тонной цистерной или другой большегрузный автомобиль, разукрашенный знаками опасности.

Ведь в этой ситуации малейшее недоразумение на дороге может привести не только к ДТП, когда будет поврежден автомобиль. Все прекрасно понимают, что в случае дорожно-транспортного происшествия, пожара или другого инцидента соседство с автомобилем, перевозящим опасный груз, значительно увеличивает степень риска. Здесь к автомобилю как источнику повышенной опасности добавляются опасные свойства, которыми обладает перевозимый опасный груз.

Созданная в России система специальной подготовки водителей прошла экспертизу и получила одобрение Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. За прошедшие десять лет переподготовлено более 800 тыс. водителей на специальных курсах, созданных во всех

Комплекс мер по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов


Многим памятен пожар десятилетней давности, случившийся в Москве на Дмитровском шоссе, возле дома № 54. КамАЗ-5511 столкнулся с автомобилем-бензовозом. В результате вытекший из поврежденной цистерны бензин воспламенился, огонь охватил стоявшие рядом два троллейбуса с пассажирами, автобус «Икарус» и два автомобиля, что привело к гибели 15 и травмированию 13 человек (архивное дело Московского городского суда № 111515).

После этого трагического случая власти приняли ряд мер по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Одной из них стало подписание Российской Федерацией Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Оно позволило внедрить в нашей стране стройную систему разноплановых мероприятий по обеспечению безопасности автомобильного транспорта, перевозящего опасные грузы. Вся организация работы по обеспечению безопасности при транспортировке опасных грузов была возложена на Минтранс России, который являлся координирующим органом по этому направлению деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» Министерству транспорта России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь МВД, МЧС, Министерством природных ресурсов и Госстандартом России, было поручено разработать нормативные акты, регламентирующие процедуру осуществления перевозок опасных грузов по территории страны с учетом требований, изложенных в правилах ДОПОГ. С этой целью был издан ряд документов Минтранса России, к числу которых следует отнести приказы от 6 декабря 1994 г. № 92 «Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов» и от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г. № 997).
С 1995 года началось массовое обучение водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, таких, как взрывчатые материалы, радиоактивные вещества, бензин, горючие газы и т. д. Только настоящий профессионал с опытом вождения не менее трех лет, прошедший дополнительную специальную подготовку, мог сесть за руль.

Правила перевозки опасных грузов предусмотрели ряд дополнительных мер безопасности по отношению к транспортному средству. Например, автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Кроме того, бак необходимо защитить со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.

Переподготовка водителей – важный аспект безопасности при перевозке опасных грузов


Контроль за выполнением мер, касающихся подготовки водителей и оборудования автомобилей для перевозки опасных грузов, строго и повсеместно осуществляли сотрудники ГИБДД и Российской транспортной инспекции (РТИ) Минтранса России, которая в настоящее время преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Все это позволило России привести свои требования при обеспечении безопасности во время перевозки опасных грузов в соответствие с международными и европейскими требованиями, а также создало условия для поддержания необходимого уровня безопасности при возрастающем объеме перевозок опасных грузов по территории страны.

Необходимо отметить, что в целом в стране, несмотря на отдельные издержки, была создана эффективная система спецподготовки водителей, которая обеспечивала необходимый уровень безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов. Этому в определенной степени способствовал действовавший до 2002 года институт обязательного лицензирования перевозочной деятельности.

Значительную роль в совершенствовании подготовки водителей, перевозящих опасные грузы, формировании сети учебных подразделений и преподавательского состава сыграла Российская ассоциация профессионального транспортного образования (Роспрофтрансобр). Она стала организационным центром всей работы по подготовке специалистов для перевозки опасных грузов.

На Всероссийской научно-практической конференции «Десять лет специальной подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов. Проблемы и перспективы», проходившей в Москве 9-10 декабря 2004 года, заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта К.Н. Бесценко отметил большой вклад структуры в решение вопросов профессиональной подготовки и обеспечения безопасности при транспортировке опасных грузов.

В то же время, по мнению президента Роспрофтрансобра В.И. Чукова, «из-за отмены лицензирования на данный вид перевозочной деятельности руководители транспортных организаций нередко недооценивают значимость подготовки, из-за чего профессиональный уровень водителей снижается. Достаточно часто побеждает стремление без особых затрат (фактически без обучения) получить необходимые для водителя ДОПОГ-свидетельства».

Спрос, как известно, рождает предложение. В связи с этим находятся образовательные учреждения, предлагающие услуги не всегда требуемого качества. Также распространена подделка бланков ДОПОГ-свидетельств, а срок их действия продлевается без повышения квалификации водителя. Более того, зачастую это делается не в образовательной структуре, а в самой транспортной организации. Подобные факты выявляются сотрудниками правоохранительных органов во многих регионах России и пресекаются.

Показательным является следующий пример. В Минтранс России поступила информация по итогам проверки междуреченской автошколы РОСТО. Было установлено, что автошкола осуществляет подготовку водителей, перевозящих опасные грузы, без соответствующего разрешения Минтранса России. Учебный процесс проводился с грубыми нарушениями приказа министерства, учебные планы и программы в полном объеме не выполнялись, по итогам обучения водителям выдавались самодельные ДОПОГ-свидетельства. Преподаватель курсов не имел специальной подготовки, а основанием для обучения водителей считалось повышение ими квалификации на центральных курсах РОСТО, где среди прочих знаний была получена информация по перевозке опасных грузов. Указанные курсы разрешения Минтранса России на данную подготовку не имели. Деятельность спецкурсов в данной автошколе была приостановлена предписанием кемеровского областного отделения РТИ. И это, к сожалению, не единичный случай. В 2003-2004 годах по представлению аттестационной комиссии были лишены аккредитации Министерства транспорта РФ более 200 образовательных структур.

Особенности перевозки химического оружия

ОМногие сограждане в большинстве случаев даже не представляют объемов перевозимых рядом с ними опасных грузов, а следовательно, не понимают всей опасности. Мы привыкли к обилию бензовозов и цистерн с газом, спешащих по дорогам страны, считаем это обыденной ситуацией или нормой развития технического прогресса. Об истинных объемах транспортировки радиационных материалов мало кто имеет представление. Достаточно сказать, что в 2001 году в рамках ядерного топливного цикла было произведено 1800 перевозок. По прогнозам специалистов бывшего Минатома России, а ныне Федерального агентства по атомной энергии, объемы таких перевозок будут возрастать.

Немало опасностей и неожиданностей может преподнести и химическое оружие. В связи с присоединением России к международной конвенции о запрещении его применения принято решение уничтожить российские запасы химического оружия. Предстоит утилизировать 40 тыс. т химических веществ, имеющих чрезвычайную опасность. При этом они должны быть транспортированы к месту переработки, где их частично нейтрализуют, превратят в менее опасные промежуточные химические вещества, которые потом вновь направят на предприятия химической промышленности для последующей переработки.

в районах дислокации самих запасов, это вовсе не исключает возможности какого-то инцидента при перевозке в виде ДТП, пожара, падения груза с россыпью и разливом содержимого.

В настоящее время уничтожено всего 2% запасов химических веществ, то есть весь процесс еще впереди. Предприятия, на которых будет проводиться уничтожение химического оружия, дислоцированы в разных регионах страны. При этом сами предприятия в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежат обязательному страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подлежит страхованию автомобиль. Но при выезде автомобиля за пределы предприятия опасный груз не застрахован. Случись с ним что-либо в процессе транспортировки, сложно предвидеть последствия. В то же время ни одна из структур федерального уровня не берет на себя инициативу в решении этого вопроса.

Правила ДОПОГ: требование есть, а закона нет

Более десяти лет назад Россия присоединилась к ДОПОГ, были изданы выше упоминавшиеся приказы Минтранса России. За это время в правила ДОПОГ неоднократно вносились изменения и дополнения. С 2005 года вводится новая редакция, предусматривающая ряд мер по защите транспорта, перевозящего опасные грузы, от возможных актов терроризма.

В соответствии с этими правилами с 1 января 2003 года каждая организация, связанная с перевозками опасных грузов в международном сообщении, обязана иметь специального консультанта по вопросам безопасности.

Такая позиция по многим вопросам представляет интерес для специалистов в области безопасности. Дело в том, что требование появилось, однако в нем не объяснено, что представляет собой в организационно-штатном и юридическом плане консультант (эксперт) по безопасности при транспортировке опасных грузов. Такой должности нет в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016- 94), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367 (в ред. изменений № 1/96 ОКПДТР, утвержденных Госстандартом России 23.12.1996, № 2/99 ОКПДТР, № 3/2002 ОКПДТР, № 4/2003 ОКПДТР, утвержденных Госстандартом России 29.12.2003), и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 (в ред. постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 № 7, от 04.08.2000 № 57, от 20.04.2001 № 35, от 31.05.2002 № 38, от 20.06.2002 № 44, от 28.07.2003 № 59, от 12.11.2003 № 75). Это создает для руководителей предприятий, занимающихся перевозкой опасных грузов, определенные трудности. Получается, что в нормативных актах требование есть, а в документах, регламентирующих оргштатную дисциплину, такой должности нет. Это ведет к тому, что руководитель предприятия вынужден делать совмещения, видоизменять должность, вменять функции специалиста (консультанта, эксперта) по перевозке опасных грузов кому-то из имеющихся сотрудников. Нельзя исключить того, что этим специалистом может стать инженер по эксплуатации автотранспорта, инженер по БД или по охране труда. Надо помнить, что у специалиста (консультанта, эксперта) по перевозке опасных грузов должна быть специальная подготовка и соответствующий документ. К сожалению, сегодня на уровне Минтранса России не разработана и в установленном порядке не внедрена типовая программа подготовки специалистов (консультантов, экспертов) по перевозке опасных грузов. Поэтому на региональном уровне учебные комбинаты, учитывая запросы предприятий, самостоятельно разработали такие программы и готовят специалистов. Получилось так, что Минтранс России стал тормозом в решении этого вопроса.

Правила ДОПОГ предусматривают необходимость организации спецподготовки не только водителей, перевозящих опасные грузы, но и обслуживающего персонала (грузчиков, кладовщиков, экспедиторов, крановщиков, машинистов погрузчиков, работников охраны и т. д.). В то же время, кого следует относить к категории обслуживающего персонала, неясно. Существующая неопределенность не позволяет установить четкий круг лиц, подлежащих обучению, что никак не способствует улучшению положения дел с обеспечением безопасности при работе с опасными грузами, в особенности при их погрузке и выгрузке.

Так, например, на базе Архангельского энергетического института, где готовят специалистов, перевозящих опасные грузы, за девять лет работы обучено 650 водителей и всего одна группа численностью 20 человек других категорий специалистов, имеющих отношение к перевозке опасных грузов. Такая диспропорция в подготовке специалистов приводит к тому, что водитель поневоле становится самым грамотным в вопросах транспортировки опасных грузов. Он же и отвечает за ошибки обслуживающего персонала при выезде на линию перед сотрудниками ГИБДД и работниками транспортной инспекции (территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Существующая сегодня нормативная правовая база не позволяет предъявить требования и привлечь, например, к административной ответственности грузоотправителя (грузополучателя) опасных грузов. Они по многим позициям остаются в стороне и никакой ответственности за нарушение установленных правил перевозки опасных грузов не несут.


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.securpress.ru
Поиск по сайтуЯndex