Правовые аспекты: вопрос – ответ

7 Октября 2010

Насколько находится в правовом поле взыскивание долгов через коллекторское агентство, под которым скрывается ЧОП? Если мы требуем от агентства действий только в рамках закона, а они выходят за эти рамки, то несет ли наше предприятие ответственность за нарушение правопорядка?

Наталья Теплинская:

При взыскивании долгов через коллекторское агентство с ним должен быть заключен договор об оказании услуг или выполнении работ. При этом в данном договоре должны быть перечислены те услуги либо указан тот результат работ, которые вы хотите получить. Если коллекторы будут выполнять какие-либо юридические действия от вашего лица, то потребуется договор поручения, а также соответствующая доверенность. В этом случае коллекторское агентство будет надлежащим образом уполномочено и его действия правомерны. Ваша фирма не может нести ответственность за нарушение агентом действующего законодательства, за исключением случаев прямого принуждения. Любые действия коллекторского агентства, совершенные им за рамками вашего поручения, осуществляются на свой страх и риск.

Иван Куприянов:

Все зависит от используемых методов. Если они не противоречат действующему законодательству, тогда и деятельность такого ЧОПа не противоречит закону. И наоборот. Что касается ответственности за нарушение законодательства, то если вы в договоре сделали акцент на то, что цель должна достигаться любыми законными методами, вам нечего опасаться. Кроме того, стоит помнить, что организация может нести только административную и гражданскую ответственность. А уголовную ответственность может нести только конкретное физическое лицо.

В случае совершения перевозчиком – авто или ж/д – административного правонарушения по таможенной части (например, неправильно осуществлен перевод инвойса ж/д брокером, и таможня обвиняет в недостоверном декларировании) на груз в качестве обеспечения может быть наложен арест. Насколько правомочно наложение ареста на имущество грузовладельца, если нарушение совершает перевозчик?

Наталья Теплинская:

Согласно статье 376 Таможенного кодекса РФ, таможенные органы вправе проводить таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией.

Арест товаров при проведении специальной таможенной ревизии может быть произведен в случаях:

  1. обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, нанесение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с поддельными марками или знаками;
  2. отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами Российской Феде-рации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ, а также обнаружения недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
  3. обнаружения фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.

Обязан ли склад, у которого на ответственном хранении находятся товары компании, хранить ТТН, выписываемые им? Если да, то в течение какого срока? Как регулируется ситуация, когда документы складом выброшены и компания лишается возможности взыскать долг через суд? Какие документы кроме подписанной ТТН и доверенности могут подтвердить факт отгрузки?

Наталья Теплинская:

Да, обязан. Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, такие документы хранятся не менее 5 лет. Если документы утеряны складом, то должны остаться как минимум еще три копии ТТН: у водителя-экспедитора, а также у конечного получателя груза. Факт отгрузки может быть также подтвержден товарной накладной, она должна быть подписана обязательно вне зависимости от оформления ТТН. Ситуация, когда документы складом выброшены и компания лишилась возможности взыскать долг через суд, законодательно не урегулирована.

Нужно ли как-то оформлять в договоре и прочих документах факт ведения фото- и видео-съемки при приемке груза для того, чтобы потом не было проблем с принятием этой съемки противной стороной?

Наталья Теплинская:

Лучше если это будет зафиксировано сторонами в договоре отдельным пунктом. Например, «Стороны согласны считать фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт получения и приемки груза Покупателем надлежащим доказательством в случае возникновения каких-либо претензий в отношении качества или количества поставленного Товара». Однако следует иметь в виду, что не все суды готовы принять такие доказательства в качестве надлежащих. Поэтому целесообразно помимо фото- и видеодокументов составить также акт приемки груза, в котором должны быть зафиксированы недостатки товара по качеству либо недостача по количеству. Как правило, фотографии должны быть приложены именно к такому акту. Фото- и видеосъемка требуется в тех случаях, когда товар поставляется далеко от места нахождения производителя или продавца и вызов их представителей затруднителен, а характеристики товара позволяют составить заключение о наличии или отсутствии брака по фотографии.

При выгрузке обнаружился брак, склад винит транспортников, транспортники утверждают, что товар повредили при выгрузке. Как решить проблему?

Наталья Теплинская:

В момент выгрузки должны присутствовать как представитель склада, так и представитель транспортной компании, которые могут составить акт выгрузки товара. Кроме того, необходимо четко описать в договоре, входит ли в обязанности транспортной компании выгрузка товара. Если входит, то ответственность за повреждение груза при выгрузке лежит, безусловно, на транспортниках. Если же нет, то при отсутствии возможности осмотреть груз на борту транспортного средства, дабы убедиться в его сохранности, единственным возможным выходом остается фиксирование процесса выгрузки, например, с помощью фото- или видеосъемки, а также с помощью обязательного составления акта.

Прокомментируйте, пожалуйста, ответственность, переход права собственности и оформление документов при поставках со склада, со склада через транспортную компанию (ТК), услуги которой оплачены клиентом, а также через ТК, услуги которой оплачены продавцом. То есть exw, fca и ddu на внутрироссийских поставках.

Наталья Теплинская:

Во внутрироссийских поставках условия ИНКОТЕРМС, как правило, не применяются. Что касается описанных ситуаций, то могу сказать следующее. Первый случай: товар отгружается «со склада», то есть самовывозом (выборка товара). В этой ситуации право собственности на товар, а также риски его гибели или повреждения переходят к покупателю в момент получения им товара на складе. При этом оформляется товарная накладная (ТОРГ-12), подписываемая обеими сторонами. Второй вариант – товар передается представителю транспортной компании, услуги которой заказаны и оплачены клиентом. Момент перехода права собственности и рисков аналогичен указанному в первом случае: в момент передачи товара экспедитору (перевозчику) для доставки покупателю. Однако в данном случае должна быть обязательно оформлена товаротранспортная накладная в четырех экземплярах, которая будет фиксировать все этапы передачи груза из рук в руки. И наконец, третья ситуация: товар передается покупателю с помощью транспортной компании, которая работает на продавца. Здесь можно говорить о доставке товара, а значит, риски и право собственности перейдут к покупателю в момент принятия им товара от экспедитора. До этого момента ответственность за судьбу груза (в отношениях между продавцом и покупателем) лежит на продавце. Что касается документов, то также должна быть оформлена товаротранспортная накладная.

Правда ли, что доверенность от имени компании теперь можно выдавать не только собственным сотрудникам, но и наемным гражданам, например водителю одной из транспортных компаний?

Наталья Теплинская:

Доверенность от юридического лица может быть выдана любому гражданину, даже если он не является сотрудником компании. Однако необходимым условием в таком случае будет наличие договорных отношений между компанией и физическим лицом. Например, они заключили договор поручения. Если же у фирмы заключен договор с другой компанией, например транспортной, то в данном случае доверенность должна быть выдана именно транспортной компанией своему экспедитору. Компания-клиент выдает транспортной компании заявку либо поручение, а также обязана уведомить своего контрагента (продавца, у которого должен быть получен груз) о том, что товар должен быть отгружен такой-то транспортной компании.

Иван Куприянов:

Справедливости ради необходимо отметить, что законодательство не запрещало этого делать и раньше. Ведь в доверенности нет необходимости указывать, в каких отношениях находятся поверенный и доверитель. Вполне достаточно указать данные обоих лиц так, чтобы их можно было идентифицировать. Для организации такими данными являются: наименование (иногда еще в доверенности указывают ИНН и ОГРН, а также адрес фирмы). Для гражданина достаточно указать паспортные данные (иногда еще указывают адрес постоянной и/ или временной регистрации). Таким образом, если доверенность соответствует требованиям законодательства, связанным с ее оформлением, она может быть выдана кому угодно.

Какие именно документы необходимо получить с транспортной компании или ИП при заключении договора? То есть если вдруг дело доходит до суда, что именно там необходимо?


Наталья Теплинская:

Должен быть прежде всего сам договор, подписанный обеими сторонами. Далее должна быть заявка, или поручение, или любой другой документ, в котором зафиксировано: какой груз подлежит транспортировке, маршрут, сроки, какие-либо еще особые указания и т. д. Необходимы также копии товаротранспортных накладных с отметкой грузоотправителя о сдаче груза экспедитору и грузополучателя о его получении; а также копия доверенности на водителя или экспедитора, который забирал груз. Доказательством требований, связанных с недостачей или повреждением груза, послужит акт, составленный в момент приемки товара получателем. Кроме того, может пригодиться платежное поручение, подтверждающее оплату услуг транспортной компании.

Иван Куприянов:

Все будет зависеть от того, что именно станет причиной обращения в суд. Кроме того, немаловажным будет и то, кто именно обратится в суд: вы или ваш контрагент (с которым заключен договор). В любом случае у вас на руках должен находиться экземпляр договора с подписью уполномоченного лица и печатью организации. Если договор подписан лицом, действующим по доверенности, печать может и не ставиться. Такие ситуации бывают, когда договор подписывается представителем компании-контрагента не в офисе и у него нет печати организации. Если договор подписывается первым лицом организации (директором, генеральным директором и пр.) или его заместителем (действующим на основании учредительных документов или доверенности), на договоре, как правило, проставляется печать организации. На практике далеко не всегда партнеры позволяют себе проверять полномочия лиц, подписывающих договор. Однако это стоит делать для того, чтобы не стать жертвой мошенников. Если подписант (тот, кто подписал договор) действует на основании учредительных документов (устава и пр.), можно затребовать копию соответствующих учредительных документов, приказ о назначении соответствующего лица на руководящую должность и выписку из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц), в которой отражается информация обо всех лицах, имеющих право представлять организацию без доверенности. Если подписант действует по доверенности, необходимо проверить полномочия лица, выдавшего доверенность. Кроме того, необходимо помнить, что если доверенность подписанта выдана в порядке передоверия (то есть ее выдало лицо, в свою очередь действующее по доверенности), она должна быть заверена нотариусом. Кроме того, в этом случае лицо, выдавшее подписанту доверенность, должно быть наделено правом уступать свои полномочия. Копии всех документов должны быть заверены нотариусом. Разумеется, если вы будете требовать от своих партнеров такие документы, вы должны быть готовы представить аналогичный набор по первому их требованию. Кроме того, если вы заключаете договор перевозки, необходимо составить акт приема-передачи товара, в котором будет отражено наименование, количество и состояние перевозимого груза. Если договором предусмотрено составление сторонами дополнительных документов (маршрут перевозки, заявка на перевозку и пр.), такие документы также должны быть составлены и один их экземпляр (или копия – как в случае с заявкой на перевозку) должен остаться у вас.

Ситуация: компания купила товар на условиях самовывоза со склада поставщика. Для вывоза товара компания привлекает стороннего экспедитора. Дальше возникает проблема – поставщик не отдает груз экспедитору, так как ему нужна доверенность с печатью покупателя на конкретное лицо. Дать такую доверенность крупному экспедитору невозможно, так как нельзя заранее сказать, кто конкретно приедет за грузом, да и передача доверенности – процедура трудоемкая. Вопрос: есть ли еще какие-то способы в таком случае оформить документально передачу товара, устраивающие обе стороны – поставщика и покупателя?

Наталья Теплинская:

В данном случае поставщик не прав. Данная поставка должна быть оформлена следующим образом. Покупатель в рамках действующего договора направляет поставщику письмо, в котором дает указание отгрузить такую-то партию товара в такие-то сроки представителю такого-то экспедитора, уполномоченному надлежащим образом. Водитель, который приезжает за грузом, должен иметь оригинал доверенности от своей компании (экспедитора). На основании этих двух документов поставщик обязан отгрузить товар.

Иван Куприянов:

Других вариантов нет. Однако для решения проблемы можно, например, направить в адрес фирмы-поставщика сведения о работниках экспедитора, которые могут забрать груз. Также можно сделать разовую доверенность, с четко определенными полномочиями, но оставить незаполненными строчки – кому она выдана. Тогда экспедитор сможет их заполнить сам. Правда в этом случае есть определенные риски, связанные с тем, что вам неизвестно, кто будет представлять вас и забирать груз. Да и полномочия могут дописать. Так что лучше доверенности на конкретное лицо пока ничего не придумано. Иногда партнеры идут друг другу навстречу и передают информацию об уполномоченных лицах по телефону или факсу. Однако с развитием технологий такие способы связи становятся ненадежны.

Я работаю с одной из ТЭК по РФ. Когда забираю груз, мне дают доверенность, накладная оформляется позже. Если, допустим, в это время документы или груз были потеряны, как я могу вернуть утраченное?

Иван Куприянов:

Когда груз переходит от одного лица к другому, необходимо составлять акт приема-передачи. Если груз пропал после того, как вы его получили, все риски, связанные с грузом, несете вы сами. Наиболее разумным вариантом в данной ситуации является страхование риска утраты груза в страховой компании. Что касается документов, то, как правило, в случае их утраты стороны просто делают новые экземпляры документов (их дубликаты). Если груз пропал не по вашей вине, а по вине других лиц, эти лица и должны компенсировать вам ваши потери.

В условиях срочных отправок часто нет возможности заранее озаботиться подписанием договора с ТЭК. Доставку груза оплачивают получатели. ТЭК сорвала сроки доставки, максимально установленные на конкретном направлении. Наши клиенты понесли убытки. Как их компенсировать?

Наталья Теплинская:

Если сроки доставки не оговорены сторонами в каком-либо конкретном документе (договор, заявка, поручение и т. п.), то применяются так называемые «разумные сроки» (исходя из сложившейся деловой практики). Если и эти сроки не соблюдены, пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков (для этого необходимо иметь доказательства просрочки, а также убытков, которые требуется возместить).

Иван Куприянов:

Во-первых, вы можете попытаться сначала подписать договор задним числом и потом, опираясь на его условия, предъявлять ТЭК претензии. Однако скорее всего она на это не пойдет. Так что вам придется исходить из того, что договор заключен в устной форме. Поскольку форма договора не соблюдена (ведь такой договор должен заключаться в письменной форме), вы лишаетесь возможности ссылаться на свидетельские показания. Однако при обращении в суд доказательствами могут выступать и электронная переписка сторон, и письма, связанные с исполнением сторонами своих обязательств, и другие документы. В любом случае при передаче груза перевозчику и при его сдаче грузополучателю должны составляться акты. Даты составления актов должны позволить установить сроки перевозки груза. Соответственно можно будет говорить о нарушении сроков перевозки, обычных для перевозок аналогичных грузов на данном марш-руте. И уже исходя из этого можно будет заявлять претензию перевозчику, а в случае его несогласия выплатить компенсацию – обращаться в суд.

Как правильно оформить претензию на потерю груза, как компенсировать клиенту срыв сроков поставки и как действовать через суд, если вопрос не решается?


Наталья Теплинская:

В претензии о потере груза необходимо указать: какой именно груз, в каком количестве, когда и при каких обстоятельствах был утерян; какие убытки это причинило. Кроме того, к такой претензии должны быть приложены копии следующих документов: договор с транспортной компанией, заявка, товаротранспортная накладная с отметкой о сдаче груза экспедитору, доказательства того, что груз не был получен грузополучателем. Такие же документы должны сопровождать исковое заявление в суд, которое подается в том случае, если вопрос не решается мирным путем.

Иван Куприянов:

Никаких особых требований к содержанию претензии законодательство не предусматривает. Вместе с тем в претензии должны быть отражены все обстоятельства, на которые ссылается сторона, заявляющая претензию. В претензии необходимо указать, какой груз, по какому маршруту и в рамках какого договора перевозился перевозчиком. Если известны причины утраты груза, их также необходимо указать. Кроме того, в претензии необходимо сослаться на соответствующие пункты договора и нормы законодательства, в соответствии с которыми, по вашему мнению, перевозчик должен нести ответственность за потерю груза. Стандартный срок ответа на претензию – 30 дней. Обычно это тоже указывается в претензии. Если никакого ответа на претензию не поступило или поступил отказ в удовлетворении ваших требований, вы можете обращаться в суд. В исковом заявлении указываются все обстоятельства дела. Как правило, иск – это переписанная претензия. Однако следует помнить, что в исковом заявлении вы обращаетесь уже не к своему контрагенту, а к суду. Кроме того, к исковому заявлению необходимо приложить заверенные вашей организацией документы, которые доказывают вашу правоту (обоснованность требований). Также не стоит забывать, что иск может быть заявлен в определенные сроки (сроки исковой давности), которые различаются в зависимости от существа отношений, из которых проистекают нарушенные интересы. За рассмотрение иска уплачивается госпошлина. Ее размер установлен налоговым кодексом РФ (глава «Государственная пошлина», статьи, посвященные пошлине за рассмотрение исков и заявлений судебными органами). Квитанция об оплате госпошлины должна прилагаться к исковому заявлению, направляемому в суд. Поскольку истец должен направить иск ответчику (если иск подается в арбитражный суд), к исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие направление иска ответчику (почтовая квитанция и пр.)

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Законодательство"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex