Как доставить груз из Польши в Россию

14 Ноября 2010

На данный момент один из самых популярных маршрутов грузоперевозок проходит из Польши в Россию. Польша является так называемым консолидационным центром, а также транзитным маршрутом для многих мировых производителей и торговых компаний. Наиболее востребованным видом транспорта для перевозки грузов из Польши в Россию является автомобильный. Но также можно использовать контейнерные перевозки морем (из Гданьска в порт Санкт-Петербург) и железную дорогу (со станции Малашевиче через Беларусь до России). Каковы преимущества и недостатки каждого из этих способов?

Из Польши в Россию перевозят разнообразные виды грузов: автомобили, продукты народного потребления: продукты питания, бытовую технику, лампы, косметику, бытовую химию и т. д.

Железнодорожный транспорт

Обычно груз довозят до железнодорожной станции на машине: либо в Польше до станции Малашевиче, либо сразу в Республику Беларусь до станции Брест-Северный. Затем товар перегружают в железнодорожные вагоны.

Документы. Сначала оформляется стандартный пакет документов для автомобильной перевозки: CMR (международная транспортная накладная), Carnet TIR, Invoice (счет), Packing list (упаковочный лист), Certificate of Origin (сертификат происхождения), Exl (экспортная декларация - выпускается в том случае, если из Польши вывозится растаможенный груз либо груз, произведенный в Польше. Если груз был ввезен в Польшу, допустим, из Китая, и не растаможивался, то Exl не выпускается.)

При перегрузе из автомобиля в вагон происходит переоформление CMR на железнодорожную накладную (СНГС). Переоформление СНГС займет около 30 минут, при условии, что все первоначальные документы были оформлены корректно. Оформление СНГС производится промежуточным получателем. Для этого в 17-й графе CMR (которая первоначально оформляется для автомобильной транспортировки груза от склада грузоотправителя до железнодорожной станции) делается отметка о данных промежуточного получателя для дальнейшей отправки ж/д транспортом. Стоимость оформления СНГС обычно включается в общую ставку транспортировки и не выделяется как отдельная услуга.

Время в пути и стоимость. Транспортировка из Польши от станции Малашевиче в Россию до станции Москва-Товарная займет около 7 дней и стоит примерно 2500-4500 евро за вагон в зависимости от веса груза. Из Беларуси со станции Брест-Северный до Москвы-Товарной груз идет порядка 5 дней, его перевозка обходится несколько дешевле - 2300-4000 евро за вагон.
 
Также нужно учитывать следующие расходы:
  • доставку со склада в Польше до железнодорожной станции (еще примерно 700 евро);
  • доставку с железнодорожной станции в Москве до конечного получателя (в зависимости от расположения склада получателя нужно прибавлять стоимость локальной транспортировки по России).

Особенности. Стоимость железнодорожной доставки сильно зависит от маршрута, типа груза, его веса и способа загрузки, Например, если вы планируете перевозить груз весом около 10 т, его транспортировка (при условии, что он поместится в 1 вагон) будет стоить:
  • Польша (станция Малашевиче) - Россия (станция Москва-Товарная) около 2500 евро за вагон;
  • Беларусь (станция Брест-Северный) - Россия (станция Москва-Товарная) около 2300 евро за вагон.

При весе груза около 40 т стоимость транспортировки значительно увеличится:
  • Польша (станция Малашевиче) - Россия (станция Москва-Товарная) около 4500 евро за вагон;
  • Беларусь (станция Брест-Северный) - Россия (станция Москва-Товарная) около 4000 евро за вагон.

Объем груза, который вмещает в себя стандартный вагон, равен примерно 120 м3.

На короткие расстояния везти груз по железной дороге нецелесообразно, поскольку это медленнее и дороже, чем автомобилем.

Морской транспорт

Нередко, перевозя грузы из Польши в Россию, компании для разделения своих грузовых потоков, минимизации рисков и оптимизации расходов используют морской вид транспорта наряду с автомобильным.

Товар загружают в контейнеры, довозят автомобильным транспортом до польского порта Гданьск, перегружают контейнеры на судно и доставляют морем в какой-либо из российских портов: Санкт-Петербург или Кронштадт. В порту груз подвергается таможенной очистке либо доставляется до таможенного поста в режиме внутритаможенного транзита.

Документы. При осуществлении транспортировки морским транспортом необходимо подготовить следующий пакет документов: коносамент (морская транспортная накладная), Invoice (счет), Packing list (упаковочный лист), Certificate of Origin (сертификат происхождения), Exl (экспортная декларация) - если необходимо.

Коносамент оформляется в порту Гданьск агентом грузоперевозчика. Грузовладелец (либо его представитель) обязан передать агенту все необходимые для этого документы: CMR, Certificate of Origin, Invoice, Packing list, Exl. Если документы были оформлены корректно, то коносамент будет оформлен в течение 1 ч.

Важно не допустить каких-либо расхождений между весом груза и количеством мест, указанными в первоначальных товаросопроводительных документах, и тем, что будет указано в коносаменте. В случае какого-либо несоответствия впоследствии возникнут проблемы при таможенном оформлении груза на территории России.

При первоначальном оформлении коносамента в порту Гданьск оформляется его первоначальная версия, и груз отправляется в плавание. За время, пока груз плывет, грузоперевозчик представляет копии всех документов грузополучателю на проверку. Грузополучатель имеет возможность проверить документы и при обнаружении каких-либо расхождений попросить откорректировать коносамент. Исправление ошибки в коносаменте, произошедшей по вине грузоперевозчика, - бесплатно. Если же ошибка была допущена грузоотправителем при формировании первоначальных товаросопроводительных документов, то услуга по корректировке обойдется примерно в 300 евро за коносамент. После прибытия контейнера в порт коррекция коносамента невозможна.

Время в пути и стоимость. Время доставки из польского порта Гданьск до порта Санкт Петербург или порта Кронштадт займет около 2 дней. Стоимость доставки из порта Гданьск до порта Санкт-Петербург обойдется примерно в 730-750 евро за 20-футовый контейнер, и в 1090-1150 евро за 40-футовый. Если же захотите воспользоваться услугами перевозчика для осуществления поставки door to door со склада грузоотправителя в Польше до склада грузополучателя в Москве, то стоимость доставки составит примерно 2000-2200 евро за 20-футовый контейнер и 2350-2500 евро за 40-футовый. В случае когда во время таможенного оформления контейнер подвергнется таможенному досмотру, придется заплатить еще около 300 евро за контейнер.

После выгрузки контейнера на складе грузополучателя необходимо сдать контейнер в контейнерное депо. Если грузовладелец осуществляет локальную перевозку силами другого перевозчика, обязанность возврата контейнера будет лежать на грузовладельце. Для этого оформляется ТТН (товарно-транспортная накладная) с указанием адреса контейнерного депо и номером контейнера. По этой ТТН водитель сдает контейнер. Заблаговременно извещать контейнерное депо о намерении сдать контейнер в депо не требуется.

Если же контейнерная линия, которая осуществляла морскую перевозку, также доставляет контейнер door to door, то беспокоиться о возврате контейнера нет необходимости - обо всем позаботится сама контейнерная линия.

Особенности. Суда из порта Гданьск отходят не каждый день, и это нужно учитывать при расчете даты поставки груза грузополучателю. Контейнеры можно использовать различных размеров: как 20-, 40-, так и 45-футовые. Но если вы запланировали отправить груз после его прихода в Санкт-Петербург до конечного получателя железнодорожным транспортом, например в Новосибирск, то нужно учитывать, что для 45-футового контейнера некоторые грузоперевозчики не имеют возможности подать платформу (в случае если вы заказываете мультимодальную перевозку напрямую у контейнерной линии). Поэтому в данном случае целесообразнее использовать стандартные 20- и 40-футовые контейнеры.

При заказе морской перевозки у контейнерной линии, а ж/д перевозки - у компании, специализирующейся на ж/д перевозках, проблем с поиском платформы для 45-футового контейнера не возникнет.

Тип транспорта

Плюсы

Минусы

Железнодорожный

- выгодно использовать на длинные расстояния;

- нет проблем с поиском вагонов

- дорого использовать на короткие расстояния;

- требуется несколько перегрузов во время транспортировки;

- сложно осуществить поставку door to door;

- более длительный срок поставки по сравнению с автомобильным и даже морским транспортом по направлению Польша-Россия

Морской

- можно использовать как запасной способ доставки грузов в горячий сезон, когда есть вероятность не найти автотранспорта на рынке;

- сравнительно дешевый способ доставки (сравним с автомобильным, а порой даже более выгодный, особенно если грузополучатель находится в Санкт-Петербурге)

- необходимо учитывать расписание судов при определении даты поставки;

- требуется возврат контейнеров в контейнерные депо;

- необходимо перегружать груз несколько раз в процессе транспортировки;

- бывают длинные очереди в порту

Автомобильный

- мобильность, быстрота доставки;

- оптимальная стоимость доставки (на короткие расстояния);

- не требуется перегрузка транспорта в процессе транспортировки;

- возможна доставка door to door

- в высокий сезон могут возникать длинные очереди на границах и проблемы с наличием свободного автотранспорта;

- есть риск ограбления автомобиля



Автомобильный транспорт

Наиболее удобным, быстрым и оптимальным по расходам транспортом для доставки грузов из Польши в Москву является автомобиль. Данный вид транспорта мобилен, не привязан к расписанию и не требует перегруза, что неизбежно при доставке морем или железной дорогой. То есть груз не будет подвергаться лишнему риску быть испорченным, потерянным или, что самое нежелательное, утраченным.

Наибольшей популярностью при доставках из Польши в Россию пользуются стандартные фуры с объемом прицепа 82 м3, реже используются машины с объемом прицепа 120 м3.

Документы. Пакет документов, который необходимо будет оформить, является стандартным: CMR (международная транспортная накладная), Carnet TIR, Invoice (счет), Packing list (упаковочный лист), Certificate of Origin (сертификат происхождения), а также Exl (экспортная декларация) в случае необходимости. В дальнейшем Exl могут запросить таможенные органы в России при осуществлении таможенной очистки груза. Данный документ будет служить дополнительным подтверждением таможенной стоимости груза.

Время в пути и стоимость. Стоимость транспортировки из Польши в Москву обойдется примерно в 2000-2300 евро за стандартную машину 82 м3. Доставка такой же машиной из Польши до Санкт-Петербурга стоит 2300-2500 евро.

Средняя скорость движения автотранспорта по территории Польши 70 км/ч. Если машина проходит населенный пункт, то норматив - 40 км/ч. То есть в среднем водитель проезжает около 400-430 км в сутки. Груз доедет из Польши до таможенного поста в Москве за 4 дня (с учетом времени на прохождение границ Польша-Беларусь, Беларусь-Россия). Доставить груз быстрее, допустим за 3 дня, можно, если в машине будет ехать сразу два водителя, подменяющие друг друга. Но все равно, каждый из них обязан работать не более 9 ч в сутки. Если данное правило будет нарушено, грузоперевозчика могут лишить лицензии, поэтому не стоит настаивать и требовать от перевозчика сроков, которые невозможно выдержать без нарушения данных правил перевозки.

Особенности. При выборе поставщика транспортных услуг необходимо учитывать наличие у него собственного подвижного состава. Свой транспорт позволяет логистическому сервис-провайдеру осуществлять контроль автомобилей, организовывать подачу транспорта в срок и быть более гибким по отношению к клиенту.

Также важно обращать внимание на внутренние процессы транспортного сервис-провайдера, на то, как он реагирует на ваши запросы, насколько гибок в подходе к вашим требованиям. Очень важно, чтобы сервис-провайдер проявлял проактивность в решении неординарных задач, поставленных перед ним, и предлагал оптимальное и наиболее удачное решение для обеих сторон.

Справка

При соблюдении нормативов международной перевозки - Постановление Европейского Парламента и Совета ЕС 561/06 от 15 марта 2006 г., гласящее, что, с 11 апреля 2007 г. ежедневная продолжительность управления транспортным средством не должна превышать 9 ч. и дважды в неделю может быть увеличена до 10 ч. В течение этих 9 ч. должны быть перерывы не менее 15 минут каждый час. Также нужен ежедневный отдых не менее 11 ч.


Вера Федченко, транспорт-менеджер компании Philips

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex