Транспортный ориентир – Азиатско-Тихоокеанский регион

19 Декабря 2010

Транспортные коммуникации на маршруте Европа - Россия - Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, по образному выражению министра транспорта Игоря Левитина, необходимо рассматривать как "кровеносные артерии" всего "экономического организма". Именно об их развитии, эффективной работе, грамотной организации пассажирских перевозок и возможностях своевременной доставки грузов потребителям шла речь в прошлом году на площадках Байкальского экономического форума.

Как было отмечено, набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений ставят перед транспортной отраслью новые сложные задач и, решение которых невозможно в рамках отдельного государства. Необходима совместная работа по снижению административных и инфраструктурных барьеров, по повышению привлекательности и доступности не только объектов инфраструктуры, но и всего транспортно-логистического бизнеса.

2/3 России - это Азия

Дело в том, что в России Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), обладающий мощным ресурсным, промышленным, финансовым и человеческим потенциалом, рассматривается в качестве одного из локомотивов роста мировой экономики. Ведь 2/3 территории нашей страны находится в Азии. Поэтому экономике просто необходима нацеленность на дальнейшее наращивание экономического взаимодействия с динамично развивающимися странами этого региона. Благоприятное геополитическое положение Российской Федерации в треугольнике основных центров экономического развития в мире Европа — Северная Америка — Азия предопределяет ее существенную роль в обеспечении политических, культурных и прежде всего торгово-экономических связей между этими регионами.   При этом министр транспорта выразил уверенность, что совершенствование транспортной инфраструктуры в АТР позволит поднять уровень экономического развития внутри континентальных государств.

Коротко история вопроса такова. R 2002 году пять региональных комиссий ООН начали осуществлять совместный проект по наращиванию потенциала для развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений. В проекте участвуют 19 государств, 9 из которых не имеют прямого выхода к морю. По итогам реализации проекта в 2003-2007 гг. ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) подготовили «Совместное исследование по развитию евро-азиатских транспортных связей».

В конце 2008 г. правительство РФ приняло решение о внесении добровольного взноса в ЭСКАТО в размере $1,2 млн ежегодно. Перечисленные в организацию средства направлены на осуществление многосторонних проектов в области развития региональных транспортных связей, расширения энергетического взаимодействия, углубления экологического сотрудничества, решения социальных вопросов.

Для выполнения работы по этим направлениям ЭСКАТО, по согласованию с российской стороной, с 2009 г. осуществляет ряд проектов. В их числе важнейшие проекты в области транспорта, например, таких, как развитие «сухих портов», расположенных вдоль маршрутов сети Азиатских автомобильных дорог и Трансазиатских железных дорог. Эта деятельность должна способствовать развитию интегрированной интермодальной транспортной системы в АТР, а также наращиванию объемов товарооборота в регионе, особенно в странах, не имеющих выхода к морю (включая государства Центральной Азии), позволяя задействовать соответствующие российские инфраструктурные объекты, расположенные вдоль сетей Азиатских автомобильных дорог и Трансазиатских железных дорог.

Другой проект ЭСКАТО ООН — «Расширение использования Трансазиатских железных дорог на основе изучения торговых потребностей». Основная задача проекта — исследование грузопотоков и требований, предъявляемых к грузоперевозкам в Северо-Восточной и Центральной Азии, для максимально эффективного использования возможностей сети Трансазиатских железных дорог, и прежде всего Транссиба, и увеличения числа контейнерных перевозок.

От Балтики до Тихого океана по автомагистрали

Как подчеркнул Игорь Левитин, в развитии сотрудничества Российской Федерации со странами АТР особая роль отводится регионам Сибири и Дальнего Востока. Развитие приграничного сотрудничества является актуальным не только для регионов Российской Федерации, но и для приграничных регионов стран-соседей. Именно Сибирь и Дальний Восток могут стать связующим звеном между Европой и Азией. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает развитие всех видов инфраструктур, а также международных транспортных коридоров.

В этой связи приоритетным транспортным проектом можно назвать завершающееся в 2010 году строительство федеральной трассы Чита — Хабаровск, автомобильной артерии, связывающей центральную часть РФ с ее восточными границами. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской области. Еврейской автономной области и Хабаровского края. Она связала дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, стала составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Санкт-Петербург - Москва - Владивосток (около 10 тысяч километров). Таким образом, будут налажены регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья и стран АТР в страны Западной Европы, открывая новые перспективы сотрудничества с соседними государствами.

По расчетам, автомобильная дорога должна решить целый ряд транспортных и экономических задач:
  • придаст дополнительный импульс отраслям промышленности, которые заняты добычей и переработкой природных ресурсов;
  • позволит переключить на себя короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали;
  • сократит сроки доставки грузов;
  • повысит товарообмен между прилегающими краями и областями;
  • расширит трансграничные перевозки с Китайской Народной Республикой;
  • обеспечит проезд граждан на автомобилях в центральные районы России;
  • откроет доступ к богатейшим месторождениям, расположенным вдоль автомагистрали;
  • обеспечит связь многочисленных районов с областными центрами.

На Дальний Восток летать стало дешевле

Для обеспечения доступности авиационных перевозок на Дальний Восток предусмотрен отдельный комплекс мер. С 2009 года предоставляются субсидии авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте до 23 лет и после 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса. Таким образом в прошлом году за счет дотаций было перевезено более 160 тысяч человек на сумму 1216,4 млн рублей. И такие меры дали положительные результаты:
  • так, при общем падении объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в РФ в 2009 году на 9% объем перевозок на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос на 9,1%;
  • на 11% снизился средний пассажирский тариф для всех категорий пассажиров при перевозке на маршрутах, включенных в программу субсидирования.

В 2010 году субсидирование было продолжено. При этом дополнительно было предусмотрено расширение перечня субсидируемых маршрутов с 18 до 26, а также увеличен на 1,5 месяца период выполнения субсидированных перевозок. (Правительством РФ было принято решение о включении в программу субсидирования четырех маршрутов внутри Дальневосточного федерального округа, связывающих Владивосток с Петропавловском-Камчатским, Магаданом, Якутском и Анадырем. Кроме того, в перечень включены города Кызыл (Республика Тува) и Норильск (Красноярский край), где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта).

В целях дополнительной поддержки отечественной авиационной промышленности постановлением правительства РФ предусмотрено предоставление приоритета предприятиям воздушного транспорта, использующим на этих маршрутах современные самолеты отечественного производства (Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-148, Ан-140).

На реализацию субсидирования в 2010 году из федерального бюджета выделено 2,5 млрд рублей.

На 2011 год предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 2,5 млрд рублей. При этом в перечень субсидируемых маршрутов включены маршруты, обеспечивающие воздушное сообщение городов Сибирского федерального округа Читы и Улан-Удэ с европейской частью страны.

Кроме того, для развития в труднодоступных районах Крайнего Севера внутрирегиональных и местных авиаперевозок с 2009 года реализуется программа поддержки местных аэропортов. В Республике Саха (Якутия) создано и успешно работает казенное авиапредприятие «Аэропорты Севера». В 2011 году практика поддержки данных авиаперевозок, по словам министра, будет расширена.

Основные дороги в Сибири - железные

Важнейшим направлением торгово-экономического сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, России и Европы является и железнодорожный транспорт. Значительный рост объемов ж/д перевозок в направлении дальневосточных портов и погранпереходов и в обратном направлении (за 5 месяцев 2010 г. к 5 месяцам 2009 г. рост составил по импорту 80%, по экспорту - 120%) ставит и новые задачи. Как отметил Игорь Левитин, прежде всего речь идет о реконструкции действующей железнодорожной инфраструктуры в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Кроме того, продолжает развиваться сотрудничество в этом направлении с соседними государствами — Китаем и Монголией. Уже сделан очень важный шаг: есть договоренность о применении при оформлении транзитных грузов единой унифицированной накладной, что позволит по единому документу осуществлять перевозку ж/д грузов из Европы через Россию и Монголию в Китай и обратно, существенно сократив время таможенных и пограничных операций.

Как яркий пример сотрудничества в области железнодорожного транспорта на форуме была отмечена работа Улан-Баторской железной дороги (УБЖД), акционерами которой в равных долях являются Российская Федерация и Республика Монголия. При этом УБЖД — важный транзитный коридор между Транссибирской магистралью и КНР.

Но транзитный потенциал Улан-Баторской железной дороги сегодня ограничен ее техническим состоянием. Понимая необходимость модернизации, в прошлом году в ходе переговоров председателя правительства РФ Владимира Путина с премьер-министром Монголии Санжиином Баяром принято решение об увеличении уставного капитала АО «УБЖД» на $250 млн.

Кроме того, отмечалась необходимость развития и Транссибирской железнодорожной магистрали, которая сегодня является наиболее загруженным направлением. Причем о большой роли Транссибирской железнодорожной магистрали в сообщении между Европой и Азией на форуме говорили и японские представители транспортных структур. Особенно эта тема стала актуальной после несколько демонстрационных проходов контейнерных поездов по доставке грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, организованных ОАО «РЖД» в 2008-2009 годах и проведенных всего за 10 дней. Было доказано, что можно по расписанию, точно и в срок доставить грузы потребителям. Правда, предварительно для решения непростой задачи пришлось провести работу по оптимизации не только перевозочного процесса, но также по сокращению времени таможенных и ряда других процедур.

Отметил министр и развитие Байкало-Амурской магистрали. Проведена работа по актуализации «Стратегической программы развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года» с учетом вероятных сценариев развития экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также межрегиональных и международных экономических связей.

Особое значение в сегодняшних экономических условиях, при реализации инфраструктурных капиталоемких проектов, приобретает применение механизмов государственно-частного партнерства. Именно на таких условиях был запущен проект строительства железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тува. Создание на территории Республики Саха железнодорожного сообщения обусловлено необходимостью разработки перспективных проектов освоения минерально-сырьевой базы региона. В том числе проекта освоения Элегетского месторождения, расположенного в центральной части Республики Тува. Сегодня Министерством транспорта совместно с Министерством регионального развития проводится работа по созданию консорциума из компаний-разработчиков угольного месторождения для объединения финансовых ресурсов на создание железнодорожной инфраструктуры.

Порты - ворота страны

Важнейшими узловыми объектами, осуществляющими перевалку грузов с железнодорожного на морской транспорт, являются морские порты. Поэтому работа по развитию подходов к морским дальневосточным портам стала отдельной темой обсуждения на форуме.

Необходимость развития портовой и железнодорожной инфраструктуры подтверждается значительным ростом грузооборота дальневосточных портов за 2009 и 2010 годы (2009 г. к 2008 г. - на 14%, 5 месяцев 2010 г. к 5 месяцам 2009 г. - на 43%). Следствием роста грузооборота является заинтересованность в развитии портовых мощностей как со стороны российского, так и иностранного бизнеса. Вместе с тем сегодня ощущается дефицит перегрузочных комплексов по целому ряду грузов. По-прежнему не хватает угольных, зерновых и ряда других перегрузочных терминалов, следствием чего является недостаточная конкуренция и завышенная стоимость оказываемых услуг.

Развитие добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе РФ ставит задачу развития грузовых перевозок по Северному морскому пути. Использование этого транспортного маршрута при современных условиях развития техники становится все более привлекательным. Так, например, расстояние на маршруте Роттердам — Иокогама при использовании Северного морского пути составит 7 тыс. 345 морских миль, тогда как через Суэцкий канал — 11 тыс. 205 морских миль. Разница 3 тыс. 860 морских миль, или 34%. Впервые в российской истории в этом году осуществлен транзитный коммерческий переход по Северному морскому пути крупнотоннажного танкера арктического ледового класса «СФК Балтика». Танкер вышел в рейс из порта Мурманск 14 августа с грузом 117 тыс. тонн газового конденсата и 6 сентября прибыл в порт назначения  Нингбо (Китай). Таким образом, подтверждена жизнеспособность и рентабельность регулярной доставки энергоносителей из бассейна Баренцева и Карского морей  на  рынки Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути. По оценкам   экспертов, объем перевозок по этому маршруту может достигать 5 млн тонн в восточном направлении и 2-3 млн тонн — в западном.

Таможенники трех стран объединились

В соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года одним из приоритетных  направлений   развития  российского транспортного комплекса является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг и развитие ее транзитного потенциала. Уровень логистических издержек и рисков определяет уровень привлекательности России для транзита международных товарных потоков. В этой связи большое значение приобретают вопросы упрощения процесса пересечения товаров и транспортных средств через государственную границу РФ, в том числе путём значительного сокращения времени производства пограничных, таможенных и других контрольно-надзорных операций, совершенствования технологических процессов работы морских портов и припортовых железнодорожных станций.

Для этого, по словам Игоря Левитина, Минтрансом России по согласованию с Росграницей, ФСБ России и другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены приказами Минтранса типовые схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации. В настоящее время порядок перемещения товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом, в соответствии с таможенной процедурой регулируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, заключённого Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, а также Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза. Нормами этих документов предусмотрено существенное упрощение совершения таможенных операций по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса РФ. И уже сегодня специалисты фиксируют значительное увеличение контейнерных перевозок в Россию из Китая через Казахстан, обусловленных более благоприятными таможенными процедурами на китайско-казахстанской границе и отсутствием таможенных процедур на казахстанско-российской границе. За счет этого сократилось время доставки грузов и увеличилась оборачиваемость капитала. Это конкретный пример, когда решение административных проблем стимулирует экономическую и в том числе транспортную активность.

Большое значение в целях совершенствования взаимодействия различных видов транспорта имеет принятие Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», согласованная редакция которого внесена Минтрансом России в правительство. Принятие федерального закона позволит решить многие вопросы, связанные с организацией работы железнодорожного, водного и других видов транспорта при перевозках экспортных, импортных и транзитных грузов, применение единого транспортного документа и солидарной ответственности при доставке грузов.

Нужна настройка законодательства

Кроме того, отдельной темой на форуме стало обсуждение транспортных коридоров, проходящих через российскую территорию. И в частности, вопрос развития автодорожного международного маршрута Европа — Западный Китай, создание которого предусмотрено меморандумом, подписанным министрами транспорта Казахстана, Китая и России. Новый автомобильный маршрут должен пройти по территории наших трех государств. Сегодня Минтрансом проведены научно-исследовательские работы, целью которых является социально-экономическое и финансовое обоснование реализации этого инвестиционного проекта, выбор оптимальной финансовой модели. Выводы и результаты исследований положены в основу концепции комплексного проектирования и строительства нового международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» на территории Российской Федерации.

Подводя итоги форума, министр транспорта еще раз подчеркнул конструктивное участие субъектов Сибирского и Дальневосточного регионов в интеграционных процессах АТР. По его мнению, настало время предпринять совместные усилия для выведения на международный уровень ключевых российских проектов, ориентированных на развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальневосточного региона и которые в наибольшей степени могут заинтересовать страны АТР. Тем более что многие проекты уже прошли подготовительный этап и готовы к реализации.

Естественно, еще необходима настройка законодательства, правил взаимодействия, поскольку проекты комплексные, долгосрочные, а экономическая ситуация меняется довольно существенно. Поэтому министерство готово контролировать и участвовать в дальнейшей реализации, а также соответствующим образом корректировать проекты Азиатско-Тихоокеанского региона в случае необходимости.

И VI Байкальский международный экономический форум предоставил возможность не только обменяться опытом, но и выработать соответствующие решения и рекомендации, способные вывести сотрудничество в области основных видов транспорта и логистики на новый уровень.


По материалам пресс-службы Минтранса

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.morvesti.ru
Поиск по сайтуЯndex