Сюрвейер должен быть независимым

7 Января 2011

Главный принцип работы сюрвейерской компании – компетентность и независимость, но отдельные экспедиторские фирмы создают «карманные» сюрвейерские компании. Опасность в том, что процесс оказания услуг такой компанией становится чистой формальностью.

Задача сюрвейера быть «глазами истины» и фиксировать все, что происходит с количеством и качеством грузов, объектами экспертиз. У участников перевозочного процесса может возникнуть соблазн преувеличить объем повреждений. Для предотвращения такой формы искажений независимый сюрвейер устанавливает факт, характер, размер и, если необходимо, причину повреждения или, что немаловажно, отсутствие повреждений на момент инспекции.

Для объективности оценки на практике часто применяется «джойнт-сюрвей» – совместная экспертиза нескольких сюрвейерских компаний.

Если товарно-штучные грузы можно просто пересчитать, то для массовых грузов используются особые технологии подсчета.

Практика показывает, что подход российских сюрвейеров зачастую более профессионален по сравнению с их зарубежными коллегами. Некоторые зарубежные виды страхования предусматривают выплату возмещения ущерба по любому факту поломки безотносительно ее причины. Поэтому зарубежные сюрвейеры зачастую не занимаются исследованием причин возникновения ущерба, ведь для них каждый аварийный случай является страховым. Понятно, что при таком методе работы от сюрвейера не требуется проведения детальных расследований, требующих специальных знаний.

Несмотря на то что сюрвейерские услуги тесно связаны со страховой деятельностью, они не являются обязательными. Однако, как показывает практика, услуги независимого эксперта становятся все более востребованными. Без страховки работать нельзя, поэтому даже старые, изношенные суда должны быть застрахованы. Страхователь обязан открыть перед страховщиком все условия, которые могут оказать влияние на оценку степени риска, но на это идут не все судовладельцы. Бывают ситуации, когда страховщик, сэкономив на предстраховой экспертизе, поверив страхователю на слово, в дальнейшем несет существенные убытки. Например, вынужден оплачивать дорогостоящий ремонт главного двигателя.

Страховщик может самостоятельно провести обследование того же судна, дав страхователю для заполнения перечень вопросов. Если на какие-то вопросы не будет дано ответов, то при возникновении страхового случая страховщиком может быть уменьшена сумма страхового возмещения, выплачиваемая страхователю по условиям договора страхования.

Однако, как считает старший сюрвейер ООО «Ларс Крогиус» Аркадий Федоров, никакой, даже самый полный, перечень вопросов не поможет оценить все риски, связанные с эксплуатацией такого сложного объекта, как судно. Для того чтобы удостовериться, как обстоят дела в действительности, приглашается сюрвейер. Его может пригласить и страховая компания (страховщик), и судовладелец (страхователь).

В отличие от страхователя или страховщика независимый сюрвейер не имеет материальной заинтересованности в результатах экспертизы, и в силу этого его заключение способно показать объективную картину. Опытный сюрвейер оценивает состояние объекта в комплексе: уровень подготовки персонала, техническое состояние судна, наличие навигационных карт и т. д., – что позволяет корректно определить возможные риски.


Наталья Соколова
(По материалам, представленным ООО «Ларс Крогиус»)
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
mbsz.ru
Поиск по сайтуЯndex