В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России, материалы которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.
В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.
Респондентам были заданы следующие десять вопросов:
- Основной бизнес компании.
- Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
- Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
- Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
- Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
- Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
- Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
- Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
- Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
- Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):
Рис. 1. Компании-участницы исследования
Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).
Рис. 2. Основной бизнес компаний
Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году - это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.
Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.
Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.
59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.

Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.
Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).

Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).

Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.
Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):
- 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
- 28% - сокращение данных затрат.

Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).
Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?
Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.
19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.
Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).
Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.
- Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:
- Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
- RFID. GPS. SCOR. ССП.
- Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
- Продукты/услуги добавленной стоимости.
- Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
- Непрерывное улучшение операций.
- Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
- Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
- Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
- Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
- Стандарты сервиса. SLA. Предварительное информирование. ECR.
- Интеграция/совместимость информационных систем/ИТ.
- Обмен информацией/данными.
- Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
- Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
- Совместимость корпоративных культур.
- Прозрачное управление потоками операций.
- Производительность/эффективность.
- Синхронизация целей клиента/поставщика.
- Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
- Центр знаний (Know How Centre).
- Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
- Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.
- Кросс-докинг. Консолидация складов.
В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):
- Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
- Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
- Эффективное управление цепочками поставок.
- Повышение эффективности складской логистики и
- Сокращение затрат на логистику.

Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
На рис. представлена структура данных ответов.




Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов
В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:
- Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
- Оптимизация затрат на логистику (32%) и
- Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).

Рис. 19. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?
На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.
Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.
Выводы исследования:
- Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
- Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
- Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
- Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.
Координационный совет по логистике
Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд
тел. +7 (499) 155-0743 +7 (499) 155-0743 155-0830, 155-0180
logist@ec-logistics.ru www.ccl-logistics.ru