Результаты IV ежегодного исследования "Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее, ключевые задачи и приоритеты компаний"

22 Февраля 2011

В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России, материалы которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

  1. Основной бизнес компании.
  2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
  3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
  4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
  5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
  6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
  7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
  8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
  9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
  10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики (рис. 1):

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002tqg6
 
Рис. 1. Компании-участницы исследования

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 2).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002w0ad
 
Рис. 2. Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году -  это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 3). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002xw6k
 
Рис. 3. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 4, 5). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002y90z
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002z73x
 
Рис. 4-5. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 6-7).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/00030f84
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/000317re
 
Рис. 6-7. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 8-9).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/00032ydd
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/000337ca
 
Рис. 8-9. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 10):
  • 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
  • 28% - сокращение данных затрат.
 
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/000344p7

Рис. 10. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 11). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/00035yz2
 
Рис. 11. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов  (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 12).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/000367ap
 
Рис. 12. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

  • Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:
  • Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
  • RFID. GPS. SCOR. ССП.
  • Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
  • Продукты/услуги добавленной стоимости.
  • Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
  • Непрерывное улучшение операций.
  • Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
  • Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
  • Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
  • Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
  • Стандарты сервиса.  SLA. Предварительное информирование. ECR.
  • Интеграция/совместимость  информационных систем/ИТ.
  • Обмен информацией/данными.
  • Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
  • Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
  • Совместимость корпоративных культур.
  • Прозрачное управление потоками операций.
  • Производительность/эффективность.
  • Синхронизация целей клиента/поставщика.
  • Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
  • Центр знаний (Know How Centre).
  • Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
  • Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.                     
  • Кросс-докинг. Консолидация складов.

В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 13):
  1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
  2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
  3. Эффективное управление цепочками поставок.
  4. Повышение эффективности складской логистики и
  5. Сокращение затрат на логистику.
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/00037b4a

Рис. 13. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

На рис. представлена структура данных ответов.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003833q
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003953q
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003atzw
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003bcbr
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003ctk5
 
Рис. 14-18. Структура способов оптимизации логистических процессов

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи:

  1. Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
  2. Оптимизация затрат на логистику (32%) и
  3. Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).
 
http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003dg9r

Рис. 19.  Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

На рис. 20 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0003efa4
 
Рис. 20. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.

Выводы исследования:

  1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
  2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
  3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
  4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.


Координационный совет по логистике
Москва, Ленинградский проспект, 64, офис 217нд
тел. +7 (499) 155-0743 +7 (499) 155-0743  155-0830, 155-0180
logist@ec-logistics.ru    www.ccl-logistics.ru

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Дистрибуция и торговля"
www.ec-logistics.ru
Поиск по сайтуЯndex