Развитие логистики в России

1 Ноября 2011

В конце 2010 — начале 2011 годов Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России. Материалы были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума. В данной статье мы представляем вам основные результаты исследования. Оно, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний. В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники 47 компаний из различных отраслей экономики. Они ответили на 10 вопросов.
Основной бизнес компании?
— Наиболее активными респондентами были представители компаний из отрасли розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%).
Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 году?
Ключевая задача, которую решили компании-респонденты в 2010 году — это оптимизация затрат на логистику (43%). При снижении затрат на логистику, они обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании, также, поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.
Вторая, по приоритетности, задача — повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты, также, более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (КР!) для измерения качества сервиса. Исследование, также, показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.
Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе предприятия?
— 59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30%.
Причины:
 постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года;
 необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падании объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема зкономики в регионе, стране и в мире.
В то же время, 41% опрошенных, отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.
Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
— Подавляющее большинство опрошенных — почти 90%, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно 2009 года в среднем на 35%.
 Прогнозируется ли изменение объема товарного потока компании в 2011г.?
— Примерно такое же количество респондентов — 92% прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока в 2011 году в среднем на 28%. Существенно мала доля респондентов - 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.
Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
— Ответы разделились следующим образом
 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту;
 28% — сокращение данных затрат;
 более 4% констатировали увеличение затрат без изменения товарооборота.
Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?
— Неожиданный ответ для логистических компаний — 60% компаний-респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году. Одна из причин, неспособность  большинства  российских  3 PL-операторов
обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного
логистического обслуживания (особенно в регионах).
 Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний. 19% планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.
Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
— Половина компаний-респондентов — 51% признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют
заняться этой работой в среднесрочной перспективе, 38% уже применяют инновационные решения в своей практике.
Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
— В результате обобщения ответов в перечень «top 5» вошли:
1). Внедрение инновационных решений, систем и технологий— 24%;
2). Лучшее управление персоналом и его мотивация — 18%;
3). Эффективное управление цепочками поставок — 12%;
4). Повышение эффективности складской логистики — 11%;
5). Сокращение затрат на логистику.
Какие проблемы/задачи в логистической системе ком¬пании вам предстоит решить в 2011—2012 гг.?
В «top-З» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 гг., вошли:
1). Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов — 38%;
2). Оптимизация затрат на логистику — 32%;
3). Создание объектов собственной логистической инфраструктуры — 11 %.
Обращает на себя внимание смена приоритетов. Главный фокус — на повышение уровня логистического обслуживания клиентов.


Выводы исследования:
Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышения качества обслуживания клиентов.

Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.

 

Ырысбек Ташбаев, Координационный совет по логистике, STL Logistics, руководитель УЦ, к.т.н.

Василий Дёмин, Координационный совет по логистике, зам. директора, к.т.н.

 

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Склады"
Журнал "Логистика" 2011 №2
Поиск по сайтуЯndex