Грузоперевозки ЕС-Казахстан: «ближе к земле»

3 Ноября 2011

Таможенный союз между Беларусью, Казахстаном и Россией стал реальностью. Формирование единого экономического пространства, прежде всего, отразилось на проводимой государствами внешней торговой политике и таможенном администрировании на внутренних границах стран-участниц таможенного союза.

Таможенный союз, принятие новых международных договоров и соглашений влияют на развитие внешней торговли стран-участниц. Если говорить о Казахстане, то необходимо отметить, что с момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6 процента, или 19,1 миллиарда долларов США, и составил 90,6 миллиарда долларов США. Это общий объем внешней торговли Казахстана за 2010 год (за год функционирования таможенного союза). Сальдо внешней торговли 2010 года положительное и составляет 29 миллиардов долларов США.

Рост объема внешней торговли Казахстана сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4 процента и увеличения импорта на 8,4 процента. География внешней торговли Казахстана в целом не изменилась, произошло незначительное перераспределение долей основных торговых партнеров Казахстана в общем объеме торговли. В 2010 году также основными торговыми партнерами Казахстана являются 27 стран-членов Европейского союза, Россия и Китай.

Поставки товаров в Казахстан осуществляются из России, 39%, стран ЕС – 23,5% и Китая 12,9%.

Давайте оценим распределение ввозимых товаров по видам транспорта. Первое полугодие 2011 года на рынке грузоперевозок по направлению ЕС-Казахстан определило тенденцию: существенное увеличение перевозок автомобильным и ж/д транспортом при значительном сокращении импорта грузов с использованием авиа и морского транспорта. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года автомобильные грузоперевозки увеличились на +50%, ж/д – на +56%, авиаперевозки сократились на -45%, морские – на -32%.

Импорт грузов по направлению ЕС-Казахстан в I полугодии 2011 г. по видам транспорта, тонн

 

I полугодие 2010 г.

I полугодие 2011г.

Изменение, %

Автомобильный

146036

218669

49,74

ж/д

109325

170417

55,88

Авиа

17468

9592

-45,09

Морской

101487

69362

-31,65

 

«Первую скрипку» в этой «партии грузопотока», безусловно, играет Германия – самый крупный грузоотправитель на рынке ЕС-Казахстан. В I полугодии 2010 года воздушными судами из Германии перевезено около 13 тыс. тонн грузов, за тот же период 2011 года авиатранспорт был задействован лишь при перевозке  3,2 тонн. Тот же процент падения (-75%) отмечается и в перевозках морским транспортом (с 37,4 тыс. тонн до 9,3 тыс. тонн). При этом примерно в 2,5 раза увеличился автомобильный грузовой поток (с 25, 1 до 61,1 тыс. тонн)  и ж/д перевозки (с 10 до 26,4 тыс. тонн).

Учитывая, что весь грузопоток из Германии в сравнении этих периодов увеличился примерно на 15% (c 85 до 100 тыс. тонн), можно определенно говорить перераспределение грузопотока между четырьмя видами транспорта. Одной из причин этого перераспределения эксперты называют кризисные тенденции 2010 года. «В первом полугодии 2010 года наблюдался постоянный рост ставок фрахта на автомобильные перевозки, – комментирует ситуацию руководитель Департамента автомобильных перевозок Группы компаний TELS Иван Самусев, – Этот рост шел на фоне дефицита провозных возможностей, которые за период кризиса заметно сократились. Грузовладельцы не были готовы к резкому увеличению затрат на грузоперевозки, поэтому относительно дешевый морской транспорт стал для них более привлекательным. Для скоростной доставки стал чаще использоваться авиатранспорт. В 2011 году ситуация на рынке стала более стабильной, поэтому пошло обратное перераспределение грузов в пользу автомобильного транспорта».

Существенную роль в увеличении загрузки авто и ж/д транспорта сыграла Литва, отправившая в Казахстан в I полугодии 2011 года 25,5 тыс. тонн грузов автомобилями и 46,1 тыс. тонн – по железной дороге (за аналогичный период 2010 г. – лишь 7,5 тыс. тонн автотранспортом и 16,9 тыс. тонн – по железной дороге). В данном случае существенного перераспределения грузопотока между видами транспорта не было – уровень авиаперевозок по этому направлению практически не изменился, а доля морского транспорта в общем объеме грузоперевозок – очень небольшая.

Заметно сократила рынок морских перевозок Греция, которая за 6 месяцев прошлого года перевезла морем более 26 тыс. тонн грузов, а в 2011 году – менее 1 тыс. Учитывая, что морским транспортом перевозятся почти все грузы из Греции в Казахстан, можно говорить о существенном снижении роли Греции как игрока на рынке грузоперевозок.

Свой небольшой, но все же заметный вклад в развитие ж/д перевозок внесла Швеция, увеличившая свои загрузки на железной дороге в 5 раз (до 8,9 тыс. тонн). Примерно такой же рост объемов перевозок из Швеции наблюдается в морских и авиаперевозках. Страна демонстрирует устойчивый подъем активности по всем видам транспорта.

В целом грузопоток из ЕС в Казахстан увеличился на 25%, что не может не радовать всех участников рынка и делает это направление грузоперевозок более привлекательным для логистических операторов.

Импорт грузов по направлению ЕС-Казахстан в I полугодии 2011 г. по некоторым странам, тонн

 

авиа

автомобильный

морской

ж/д

I полугодие 2010 г.

I полугодие 2011 г.

I полугодие 2010 г.

I полугодие 2011 г.

I полугодие 2010 г.

I полугодие 2011 г.

I полугодие 2010 г.

I полугодие 2011 г.

Австрия

277

316

4132

6242

946

150

6404

9267

Бельгия

189

201

10310

10975

3307

2930

137

379

Чехия

110

209

4982

5748

36

89

5119

4924

Германия

13105

3270

25128

61189

37494

9351

10060

26475

Дания

103

94

1886

1534

434

16185

17

326

Эстония

27

39

588

1193

43

353

4652

5907

Испания

73

187

3381

5180

3258

4509

78

65

Финляндия

180

100

2480

2349

1591

6148

17621

19025

Франция

433

483

8011

10567

1084

1250

854

166

Греция

21

0

0

0

26034

974

0

0

Италия

572

708

13183

16618

12205

7576

1859

2988

Литва

19

18

7561

25522

0

126

16942

46140

Нидерланды

1145

1239

14168

16225

3608

7288

3330

2365

Польша

88

108

40178

41785

3

39

22887

25256

Румыния

32

69

904

2765

8

1371

388

481

Швеция

237

1357

1674

1998

760

4096

1773

8890

 

Материал подготовлен отделом маркетинга ГК TELS

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Таможня и ВЭД"
www.telsgroup.com
Поиск по сайтуЯndex