Все перевозчики равны. Но некоторые равнее

25 Ноября 2011

При этом компания просит Минэкономразвития выделить ей в 2011-2015 гг. 404,4 млрд руб. на инфраструктурные проекты, предостерегая коллапсом отрасли из-за не хватки денег. И тут же предоставляет миллиардные льготы частным компаниям.

В России сложилась катастрофическая ситуация с железнодорожными перевозками. С 85-90% до 60% снизилось число удовлетворенных заявок от крупных грузовладельцев. Грузы малого и среднего бизнеса железнодорожники возить просто отказываются – число удовлетворенных заявок на перевозки для этой категории грузоотправителей составляет всего 30%. При этом на треть выросли ставки за пользование вагонами.

На днях премьер Владимир Путин утвердил рост железнодорожных тарифов с 1 января 2012 г. на 6% и увеличил субсидии компании до 40 млрд рублей, тогда как повышение тарифов на газ и электроэнергию отложено на полгода.

"Исключительные" тарифы или коллапс?

Руководство РЖД угрожает коллапсом перевозок в случае уменьшения финансовой поддержки отрасли. Но на отдельных участках коллапс уже наступил, например, на Свердловской железной дороге. Если еще месяц назад трудности наблюдались на Богдановичском участке в Свердловской области, теперь количество "проблемных" мест растет. В результате СвЖД пошла на беспрецедентные меры – на станции Сургутского региона была ограничена погрузка, кроме спецгрузов для армии, полиции и МЧС. При этом свердловские железнодорожники предупреждают грузоотправителей, что складывающаяся ситуация с ограничением индексации тарифов на грузовые перевозки в 2012 году ведет к росту рисков в связи с остановкой обновления основных фондов.

Финансовые притязания РЖД имеют и свою оборотную сторону – огромное количество льгот, предоставляемых определенным грузоотправителям, так называемые "исключительные тарифы". Эти тарифы устанавливаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ) по заявкам хозяйствующих субъектов в РЖД. Всего действует около 250 скидок, общей суммой 18,5 млрд рублей (!). Фактически этой суммой можно компенсировать половину средств, вырученных от нового повышения.

В докладе ФАС о развитии конкуренции говорится, что механизм установления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки нуждается в большей прозрачности. ФАС отмечает, что получает от Федеральной службы по тарифам (ФСТ) технические расчеты установления исключительных тарифов накануне дня предварительных слушаний в ФСТ или заседания правления ФСТ. Это не позволяет антимонопольному ведомству изучить материалы и сделать оценку конкуренции на рынке вводимых исключительных тарифов.

В официальных документах исключительные тарифы устанавливаются на перевозки определенных грузов и/или для определенных станций. Например, на 2011 год установлена 22% скидка на перевозки минерально-строительных грузов на платформах с наращенными бортами. Установлены исключительные тарифы на пробег вагонов во внутригосударственном сообщении, следующих из-под выгрузки минерально-строительных грузов со станций Сочи, Адлер, Лазаревская и Веселое Северо-Кавказской железной дороги. Продлено действие исключительных тарифов на перевозку нефелинового концентрата, мазута топочного и угля каменного для нужд Камчатского края, грузов для восстановления экономики Чечни, зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности (за исключением экспорта), лесных грузов. Установлен коэффициент 0,5 к тарифам при перевозках лома черных металлов на станцию Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги.

Кому исключение?

В рыночной экономике за всеми этими скидками за счет других грузоотправителей, и, в конечном итоге, всего населения, стоят конкретные фирмы, во многих, какая-то одна компания. Вероятно, в каких-то случаях в интересах государства поддержать определенные компании или определенные отрасли, но непрозрачность механизма дарования льгот позволяет получать огромные прибыли частным компаниям безо всяких на то оснований. Типичный пример государственной "щедрости" - льготы по тарифу на перевозку в железнодорожных цистернах нефти с принадлежащего предпринимателю Григорию Березкину нефтеналивного терминала на стации Уяр (Красноярском край) в адрес дальневосточных НПЗ.

Никакой надобности в данных льготах не существует. Не существует и формальных признаков предоставления льгот уярскому терминалу как минимум с начала этого года. С наливом цистерн для Дальнего Востока вполне может справиться принадлежащий "Транснефти" (т.е. государственный) незагруженный нефтеналивной терминал "Мегет" на станции Зуя (Иркутская область), который на 500 км ближе к потребителям. Но для поддержания рентабельности терминала в Уяре ФСТ установила такой льготный тариф, что стоимость перевозки нефти с этой станции и с "Мегета" стала одинаковой, иными словами, РЖД бесплатно возит ежегодно 6 млн тонн нефти на расстояние 500 км. Фактически личным указом Владимира Якунина РЖД безвозмездно передает владельцу терминала Г. Березкину порядка 6 млрд рублей. При этом сами железнодорожники теряют на этой операции порядка 2 млрд рублей, еще 3,65 млрд рублей - суммарные потери "Транснефти".

История с уярским терминалом стала известна из-за попытки "Транснефти" перевести налив цистерн для Дальнего Востока в "Мегет" (по необъяснимой причине ФСТ установила Березкину "исключительный"тариф в 138,7 рублей за перелив тонны нефти, хотя в "Мегете" эта операция стоит 49,3 рубля). На защиту доходов г-на Березкина встала районная и краевые власти, обосновывая свою позицию необходимость сохранить 312 рабочих мест в Уяре, где иначе случится "социальный взрыв". Защитники терминала не афишируют, что для высвобождаемых работников давно выделены деньги в фонде занятости края. Получается, что пострадавшими окажутся миллиардер Березкин и директор терминала с зарплатой более миллиона рублей в месяц.

Налоговые потери районного и краевого бюджетов от закрытия уярского терминала составляют менее 1% от текущих потерь государства, посчитал аналитический портал Полит.ру. В то же время губернатор края Лев Кузнецов уже в открытую лоббирует для Березкина "вопрос о сохранении на период 2012-2013 годов исключительного тарифа на перевозку сырой нефти со станции Уяр в адрес дальневосточных НПЗ".

Уяр - не единственный пример, как РЖД уярят собственный бюджет в пользу частной структуры, не стесняясь одновременно просить дотаций Минфина. Сколько всего "уяров" скрывается за "исключительными тарифами" станет известно только после проверки РЖД Счетной палатой (запланирована на январь-февраль 2012 года). Прошла бы проверка раньше, может, и не пришлось бы поднимать тарифы на перевозки с 1 января.

Сергей  Воробьев, руководитель департамента Центра изучения региональных проблем

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
Финам.инфо
Поиск по сайтуЯndex