Рассматривая терминологию, используемую при
организации интегрированной логистической деятельности в регионах Российской
Федерации, прежде всего необходимо остановиться на основных функциях логистики
как системы управления потоковыми процессами в цепях поставок.
К таким функциям относятся: материально-техническое
снабжение – обеспечение субъектов хозяйствования необходимыми сырьём, основными
и вспомогательными материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями,
запасными частями, предназначенными для эксплуатируемых технических устройств;
транспортирование продукции производственного и потребительского назначения с
выбором вида перевозок, транспорта, перевозчика; хранение
материально-технических ресурсов; управление производственными, страховыми и
подготовительными запасами продукции различного назначения; реализация
продукции потребителям по плановым и разовым заказам.
Далее остановимся на субъектах хозяйствования,
осуществляющих логистическую деятельность и обслуживающих предприятия (как
потребителей, так и поставщиков), а также индивидуальных потребителей. К ним
относятся транспортные и транспортно- экспедиторские компании, выполняющие перевозки
автомобильными, железнодорожными, водными и воздушными транспортными
средствами; организации, реализующие процедуры складирования и хранения
продукции различного назначения, - распределительные склады, складские
терминалы, в том числе таможенные, специализированные отраслевые и
межотраслевые склады различной величины; логистические фирмы, существующие
научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки в области
логистики – проектирование цепей поставок на разных уровнях управления, разработка
современных технологий переработки и доставки продукции различного назначения,
проектирование складов разной величины и назначения.
Здесь следует отметить, что логистическая
деятельность в результате интеграции функций логистики и субъектов этой деятельности
приобретает определённую форму объединения (особенно наглядно это проявляется в
регионах нашей страны). И эта объединённая (интегрированная) логистическая
деятельность в отечественных словарях и
справочниках, а также специалистами в области логистики трактуется по-разному с
использованием разных терминов.
Так, целый ряд отечественных специалистов в области
логистики трактует объединённую логистическую деятельность как логистическую
систему, функционирующую на различных уровнях управления, включая региональный
масштаб. Одним из первых привёл определение логистической системы В.И. Сергеев:
«Логистическая система – это сплошная организационно завершённая
(структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в
едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками
элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования
объединены внутренними цепями организации бизнеса и (или) внешними цепями». С
рядом дополнений данного определение логистической системы дано в целом ряде публикаций
отечественных авторов.
А.Н. Родников, отмечая, что логистическая система
является одним из фундаментальных понятий логистики, одновременно относит это
понятие к семантически размытому, содержательно не ясному и принимаемому как
контекстуальное. При этом он приводит своё определение: «Логистическая система
– это адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с
обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические
операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые
связи с внешней средой».
Принимая во внимание эти два определения
логистической системы и целый ряд других, незначительно отличающихся от них,
констатируем, что интегрированная логистическая деятельность (функции и
субъекты хозяйствования) в регионах России может носить характер региональной
логистической системы.
Ряд авторов определяет региональную интегрированную
логистическую деятельность как логистический комплекс. Комплекс в общем виде
трактуется как совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно
связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность.
Комплекс выступает в виде целостной системы, которой
свойственны однородность, единство и взаимосвязь составляющих её объектов и
предметов. В частности, комплекс, опять же в общем виде, представляет собой
совокупность предприятий, которые являются звеньями одной цепи, производящей
однородную продукцию. Поэтому применительно к логистике в региональном масштабе
интегрированную логистическую деятельность, включая логистические функции и
логистические субъекты хозяйствования , можно трактовать как логистический
комплекс.
Некоторые авторы представляют логистическое
территориальное образование, в том числе региональное, в виде логистических
платформ, включающих торговую инфраструктуру, транспортные коммуникации и
складские комплексы. При этом функционирование логистических платформ в
региональном масштабе предусматривает: сопряжение социально-экономических
интересов участников цепей поставок; интеграцию усилий и потенциалов всех
участников логистических платформ; установление экономических компромиссов и
зон взаимной выгоды для всех участников логистических платформ; кооперацию
трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Следовательно,
подход авторов в отношении трактовки понятия региональной интегрированной
логистической деятельности в виде логистической платформы вполне правомерен.
Ещё одним подходом к трактовке региональной
логистической деятельности, объединяющей логистические функции и субъектов
хозяйствования – участников цепей поставок, встречающимся в отечественных
публикациях, является определение этой деятельности и её участников в виде
пула.
Пул в общем виде представляет форму объединения,
соглашения между предпринимателями, при котором прибыль её участников поступает
в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным
соотношениям.
В страховании пул – это добровольное объединение
страховщиков, созданное в целях совместного страхования рисков на условиях
солидарной ответственности участников объединения. В ипотечном кредитовании пул
– это портфель ипотечных кредитов со сходными характеристиками ( по виду
заложенных объектов недвижимости, срока погашения долга, процентными ставками).
Один из вариантов функционирующего пула в логистике – это общий фонд грузовых
вагонов, поддонов или контейнеров, сформированных на основании дву- или
многосторонних соглашений и предназначенных для совместного использования его
участников. Поэтому такой подход к определению региональной интегрированной
логистической деятельности, которая объединяет участников цепей поставок, такжк
вполне правомерен.
Одним из современных вариантов определения понятия
территориальных (региональных) логистических образований является его
рассмотрение в виде кластера. В общем виде кластер понимается как:
·
Группа молекул, выделяющихся среди других
подобных молекул и объединяющихся в устойчивые образования;
·
Последовательность, цепочка языковых элементов,
например, звуков, частей речи; объединение в систему однородных элементов,
идентичных объектов, образующих группу единиц (при этом данная система может
считаться самостоятельным элементом, обладающим определенными свойствами).
Понятие кластера входит во многие области науки – химию,
физику, социологию, астрономию.
Понятие кластера, принятое в настоящее время
российскими учёными и специалистами в качестве основополагающего, выдвинуто М.
Портером: «Кластеры представляют собой группу взаимосвязанных компаний и
объединённых учреждением определённой отрасли промышленности, расположенные в
географической близости и связанные общностью и взаимодополняемостью».
В этой связи следует несколько определений понятия
кластера в трактовках отечественных специалистов (табл. 1).
Таблица 1
Некоторые определения понятия кластера
Авторы
|
Определения
|
М.Ю. Шерешева
|
Современный кластер представляет собой группу
географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков
оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, НИИ,
вузов…
|
Л.А. Мясникова
|
Под кластером необходимо понимать сеть независимых
производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей
технологий и ной-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые центры) …
|
А.А. Мигранян
|
Кластер – сосредоточение наиболее эффективных и
взаимосвязанных видов экономической деятельности, совокупность
взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм…
|
Д.В. Проскурова, Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко
|
Кластер – система взаимосвязанных технологической и
территориальной общностью предприятий, организаций, инфраструктурных
объектов, финансовых институтов, НИИ, внедренческих и инвестиционных фирм…
|
Во всех представленных выше определениях понятия
кластера определены независимость организаций, предприятий и компаний, входящих
в кластер , их территориальное расположение, а также нацеленность на участие в
едином технологическом или производственном процессе.
Применительно к логистической деятельности наиболее
удачное определение понятия логистического кластера даёт Т.Е. Евтодиева. Оно
сводится к тому, что логистический кластер – это устойчивое взаимодействие
независимых географически сконцентрированных рыночных субъектов, реализующих
логистические функции, усилия которых направлены на поддержание полного цикла
основных и сопутствующих потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных
поставщиков до конечных потребителей.
При этом логистический кластер концентрирует в себе:
рыночные субъекты, формирующие, преобразующие и поглащающие материальные потоки
– производителей, потребителей, коммерческих посредников; транспортные
компании, представляющие наземный, водный и воздушный виды транспорта;
экспедиторские компании, включая экспедиторов-курьеров, экспедиторов-агентов,
операторов смешанной перевозки грузов; складские комплексы, распределительные
центры и терминалы; институционные органы инфраструктуры; вспомогательных
специалистов финансовых организаций, страховых компаний, исследовательских
организаций, учебных центров, маркетинговых
и логистических компаний; организации, оказывающие соответствующие
услуги, - обслуживание и ремонт технических устройств, а также автомобильных
дорог и железнодорожных путей.
Кроме
вышеприведённой терминологии, используемой при определении логистической
деятельности в масштабе региона, можно применить ещё ряд терминов и
рассматривать данную деятельность (совокупность функций и субъектов
хозяйствования) в виде: альянса, который трактуется как объединение нескольких
организаций, компаний на основе договорных обязательств; союза, определяемого в
качестве интегрального объединения субъектов хозяйствования различных сфер
деятельности; картеля, трактуемого как формы соглашения между фирмами о
регулировании для его участников объёмов грузопотоков; фузии (амальгамации),
определяемой объединением двух и более ранее независимых компаний с
централизацией финансового и промышленного капитала.
Ещё
одним вариантом в региональной логистической деятельности может быть её
трактовка в виде ассоциации, которая представляет добровольное объединение
юридических и (или) физических лиц с целью взаимного сотрудничества,
позволяющее сохранить самостоятельность и независимость входящих в объединение
членов. Ассоциации организуются для решения общих научно-технических,
коммерческих, социальных, производственных и экономических задач,
представляющих интерес для группы организаций.
В
состав ассоциации, как правило, входят узкоспециализированные предприятия или
хозяйственные субъекты, расположенные на определённой территории.
Таким
образом, территориальную интегрированную логистическую деятельность можно
трактовать многочисленными терминами, что в настоящее время практикуется и
является вполне правомерным. Однако, подводя некоторые итоги проведённого
мини-анализа, констатируем следующее.
Во-первых,
существуют многочисленные варианты трактовки логистической деятельности на
разных уровнях управления, в том числе в региональном масштабе.
Во-вторых,
во всех определениях присутствуют или подразумеваются значимые, но идентичные
положения: объединение предприятий и организаций; интеграция логистической
деятельности; совокупность логистических функций; взаимное сотрудничество
предприятий и организаций; самостоятельность логистических субъектов
хозяйствования; совместная деятельность предприятий и организаций; концентрация
ресурсов субъектов хозяйствования; кооперация производственных процессов;
единая целостность логистической деятельности.
В-третьих,
наличие многочисленных понятий территориальной логистической деятельности при
однородном содержании дезориентирует
многочисленную аудиторию специалистов, учащихся и интересующихся проблемами
логистики.
В связи с
вышеизложенным для определения территориальной (региональной) логистической
деятельности, под которой понимается совокупность логистических функций и
предприятий (организаций), предлагается использовать единый термин,
объединяющий все позиции содержания логистической деятельности, изложенные
разными отечественными авторами в своих публикациях. В качестве такого термина в
полной мере подходит логистическое хозяйственное объединение, основанное на
совместной логистической деятельности. Обоснованием данного подхода прежде всего
служит форма хозяйственного объединения, которая представляет собой
трансформацию предприятий, основанную на их интеграции. При этом хозяйственное
объединение может быть организовано на любом уровне управления, в том числе на
территориальном (региональном).
Хозяйственные
объединения по всем существующим его определениям предусматривают: полное
сохранение независимости и прав участников и учредителей объединения;
симметричный характер структуры объединения при равенстве его членов в своих
обязанностях; формирование и развитие постоянных и длительных
производственно-хозяйственных связей в области технологии, организации и
финансов; концентрацию трудовых, материальных, финансовых и информационных
ресурсов; тесное сотрудничество в условиях кооперации процессов труда при
определённом его разделении, техники и технологии, организации производственных
процедур и операций.
Основой
или базой формирования территориального (регионального) логистического
объединения является:
·
мотивация, представляющая внутренние и внешние
движущие силы и воздействия, которые побуждают предприятия и организации,
осуществляющие логистическую деятельность, к объединению в части
производственно-хозяйственной деятельности;
·
кооперирование, основанное на установлении
длительных (долгосрочных) производственно-хозяйственных связей между
предприятиями и организациями, специализирующимися на оказании различного рода
логистических услуг;
·
интеграция, включающая перманентно протекающий и
прогрессирующий процесс взаимосвязи технологий переработки грузов и доставки
продукции потребителям в цепях поставок товаров различного назначения;
·
диверсификация, предусматривающая постоянное
расширение диапазона оказываемых логистических услуг и основание новых видов
логистических услуг, предлагаемых предприятиями – участниками – цепей поставок;
·
гармонизация, объединяющая процессы взаимного
согласования и координации логистических субъектов хозяйствования,
осуществляющих планирование, организацию и управление товародвижением;
·
инжиниринг как совокупность инженерно-консультационных
услуг, оказываемых логистическими организациями-разработчиками в области
технологий товародвижения и транспортно-складского хозяйства.
Участников
регионального логистического хозяйственного объединения подразделяют на четыре
группы, которые тесно сотрудничают, имеют длительные
производственно-хозяйственные связи и дополняют друг друга в функциональном
отношении.
К
первой группе относятся участники, выполняющие
прямые логистические функции: транспортные компании,
транспортно-экспедиторские организации, распределительные склады различного
назначения, складские терминалы (отраслевые, портовые, таможенные), предприятия
сетевой формы организации.
Вторя
группа участников состоит из предприятий и организаций, оказывающих
дополнительные, но необходимые логистические услуги по обеспечению процесса
товародвижения: предприятия, производящие упаковку и упаковочные материалы;
организации, занимающиеся утилизацией отходов, которые образуются в цепях поставок.
Третья
группа участников включает организации, обеспечивающие нормальное
функционирование логистического объединения: дорожно-строительные службы,
сервисные центры по ремонту и обслуживанию технических устройств различного
назначения, кредитные организации, страховые компании, организации,
представляющие институциональную региональную инфраструктуру.
Четвёртую
группу участников представляют логистические организации – разработчики
современных технологий грузопереработки, транспортирования продукции, складов,
складских процедур и операций, логистических информационных систем и
технологий.
В свою
очередь в каждой группе участников регионального хозяйственного объединения
выполняется ряд самостоятельных, но взаимосвязанных функций, укрупнённый состав
которых представлен в таблице 2.
Таблица 2
Распределение
функций по группам участников
регионального
логистического хозяйственного объединения
Группа
|
Направление оказанных услуг
|
Основные функции
|
Первая
|
Прямые функции
|
Транспортирование продукции
Складирование продукции
Хранение продукции
Управление запасами
Комплектование заказов
|
Вторая
|
Дополнительные
функции
|
Поставка упаковки
Расфасовка продукции
Упаковывание продукции
Утилизация отходов
|
Третья
|
Обеспечивающие
функции
|
Правовое обеспечение
Юридические услуги
Таможенные операции
Кредитование
Сервисные услуги
|
Четвёртая
|
Технические
функции
|
Проектирование складов
Разработка техпроцессов
Проектирование цепей
Разработка систем
|
В
связи с тем, что формирование и развитие региональных логистических объединений
предусматривают интеграцию их участников возникает необходимость решения целого
ряда организационных, координационных, технологических и управленческих задач в
части интеграции деятельности участников объединений. При этом
организационная интеграция представляет
собой рациональную организацию функциональных элементов участников объединения,
их сопряжение на уровне объединения и адаптации логистических процедур и
операций к специфическим внутренним условиям каждого региона и внешней
межрегиональной среде. Под координационной интеграцией принимается координация
всех процессов товародвижения, осуществляемых в цепях поставок – от закупочной
деятельности до реализации конечного готового продукта или услуги потребителям.
Технологическая интеграция предполагает использование единых технологий в
движении материальных потоков как внутри региона, так и в межрегиональном
масштабе. Управленческая интеграция включает как совместное управление
материальными потоками, так и контроль за ними на региональном и
межрегиональном уровне.
В
заключение следует отметить, что в данной статье сделана попытка упорядочить
терминологию, используемую в настоящее время различными отечественными
авторами, в отношении определения логистической деятельности, осуществляемой в
регионах, и участников этой деятельности. При этом ни одно существующее
определение не подвергнуто критическому анализу, так как все приводимые понятия
региональной логистической деятельности могут быть использованы как в
теоретических разработках, так и в практической деятельности логистических
компаний, функционирующих в регионах. Однако такое многочисленное количество
определений, используемых в отношении одного содержания логистической деятельности
и её участников, можно считать нонсенсом, поэтому и предложено использовать
единый термин, характеризующий региональную логистическую деятельность и
участников этой деятельности единым общим термином, в виде понятия
регионального логистического хозяйственного объединения. Естественно, такой
подход не является окончательным, но он в определённой степени решает задачи,
стоящие перед современной логистикой на уровне части её терминологии.
Рыкина О., РЭУ им. Г.В.Плеханова, кафедра маркетинга,
доцент, к.э.н. |