Начиная любое
новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо занимавшихся
чем-то подобным. Возможность получить экспертную оценку позволяет нам
сэкономить время и исключить возможные ошибки, как если бы мы пытались решить
вопрос самостоятельно, «с нуля». К тому же, одно дело - самостоятельно
пересадить растение, другое - попытаться спроектировать технологию
грузопереработки для нового склада. Консультантов в этой области - если верить
Интернету - масса, и таковыми себя порой считают даже те, кто принимал участие
меньше, чем в десятке проектов.
Начнем с
того,
что любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной
документации. Состав ее разделов и их содержание подробно описывается
постановлением Правительства Российской Федерации № 087 от 16 февраля 2008г
"О составе разделов проектной документации и требованиях к их
содержанию", где предусмотрена каждая мелочь - от характеристик цеховых
коммуникаций, до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции.
В советские годы
этим занимались целые проектные институты, в которых был накоплен богатый, нередко
уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по
проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом. Опыт консультантов в наше время зависит исключительно от желания
и возможности работодателя развивать своих сотрудников.
Одновременно,
нельзя не отметить активное сотрудничество научного сообщества с зарубежными
коллегами и формирование новой методологической базы, соответствующей высокому
международному уровню. Как резюме, если консультанты работают в тесной интеграции
с научным сообществом - это дает им дополнительное преимущество и возможность совместить
свой практический опыт с фундаментальными истинами логистики.
Проектирование
Любое проектирование начинается с опросника. Как правило,
он содержит ряд стандартных вопросов, ответы на которые позволяют
проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика.
Например: «сколько тонн груза обрабатывается в год», «какой максимальный вес
грузовой единицы», и тому подобное. Как правило, опросник не должен быть
слишком большим, чтобы не запутать заказчика, не имеющего представления о
проектировании, но и не должен быть слишком коротким: ведь тогда проектант не
получит минимально необходимой информации.
Исходя из
полученных ответов, появляется возможность сформировать один или несколько
концептов, которые впоследствии будут корректироваться и наполняться деталями,
чтобы стать частью логистического проекта.Однако, даже на этом
простом этапе опыт и квалификация консультанта играет важнейшую роль.
Возьмем реальный
пример из жизни - склад компьютерной техники. Средний вес одного изделия - не
более 10 кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые
единицы на базе европаллет, массой около 200 кг. Но все знают, что к
компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые
содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить
1,5-2 тонны.
Консультанту
необходимо понимать, с какими технологическими группами работают предприятия
заданной отрасли, и делать выводы о необходимости проведения детального анализа
товарных потоков, руководствуясь разбросом значений показателей в опроснике.
Нельзя подходить
к технологии на уровне простого «калькулятора», иначе можно получить
непредсказуемый и вредный для заказчика результат. Представим себе, что мы
передали инженерам-проектировщикам анкету с вышеуказанными данными, не проведя
детального анализа товарных потоков.
Им требуется
предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а
также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало
нагрузку, исходя из заявленного максимального веса грузопакета (2 тонны),
который превосходит реальный (200 кг) в 10 раз.
Естественно это
приведет к дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих
конструкций и т.п. И весь этот "праздник" оплатит заказчик. Ведь
проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все
документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты
"прикрыть" нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы создать
в первую очередь безопасный объект, который потом не развалится в самый
неожиданный момент.
Внутренняя технология
Относительно
внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение:
"Вот мы вам построили - красиво и надежно, а вы уж что хотите там внутри,
то и делайте. Мы туда не лезем". И в этом есть свои резоны - в результате
получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения
бизнеса.
Однако, у любой
универсальности есть своя цена: как правило, стоимость одного квадратного метра
такого здания заметно выше, чем если его проектировать под реальные потребности
конкретного заказчика. Вывод простой: все исполнители должны работать в единой
связке. Идеальный вариант – это проработка технологического решения до
строительной части, а никак не после.
Часто
вопросы технологии предлагают взять на себя поставщики специализированного
оборудования (систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения,
грузоподъемного оборудования, и т.д.). Даже имея необходимые компетенции в
смежных областях грузопереработки, технолог компании-продавца замотивирован,
прежде всего, на продажу максимального объема оборудования.
Предельно узкие
проходы для максимального количества стеллажей, чрезмерно длинные каналы
набивных и гравитационных стеллажей, узкопроходные комплектовщики для высокоинтенсивного
штучного набора, минимальные площади операционных зон - и это еще далеко не
весь перечень возможных проблем.
Опять же,
проблема в последовательности: если бы сначала был реализован анализ товарных
потоков по логистическим признакам, и на его основе сформирована оптимальная
технология грузопереработки, то по имеющимся ограничениям и параметрам можно
было бы подобрать и соответствующее оборудование, которое будет действительно
подходить и по производительности, и по эргономике,
и по показателям надежности.
«Мы
сделаем анализ своими силами» - решает подчас заказчик. «У нас есть свой
классификатор!» - уверенно подтверждают сотрудники. На этом месте обратимся к
статистике: больше половины неудачных проектов являются таковыми именно из-за
проблем с исходными данными.
До сих пор во
многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном
справочнике учетной компьютерной системы - это группа "Прочее" (или
"Другое"). Такая "классификация" не вполне позволяет
оперировать при проведении анализа характерными логистическими показателями
применительно к группам товаров, такими как весогабаритные характеристики,
частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме
грузопотока и так далее.
- «А зачем вообще
ими оперировать?» - спросите вы. Неужели нельзя просто отвести определенную
площадь под хранение, и оставить некоторый процент от нее на грузообработку
(приемку, комплектацию)? Возможно! И часто подобные «решения» можно увидеть в
тех проектах, которые передаются на аудит от сторонних исполнителей, когда
заказчики в процессе эксплуатации сталкиваются с недостатком мест для операций
комплектации с переизбытком их в зоне хранения, и задумываются о строительстве
многоярусного мезонина.
«Лучшие практики»…
Важно понимать, что проектирование может базироваться
и не на высшей математике, а на простых арифметических операциях, но анализ
товаропотоков - это именно моделирование, когда на базе предоставленной
заказчиком информации о движениях товарно-материальных ценностей производится
построение полноценной модели с расчетом параметров каждой технологической зоны
склада.
Далеко не все
компании умеют это делать, и отсюда рождается другой подход: использование
«лучших практик» для формирования технологических решений.
Для
примера, можно представить следующих вариант. Представители крупной
компании-дистрибьютора побывали на складе своих «коллег», где увидели, что те
делают невысокие палеты, ставят их друг на друга, и именно в таком виде
размещают в зоне хранения. Таким образом, конкуренты реализовали двухъярусный
отбор с пополнением целыми единицами. Расчет был простой: пополнить полку с
грузоперевалкой - 4 минуты, а переместить всю палету - 2 минуты.
Начальник
складского комплекса компании-визитера тщательно зафиксировал все, что он
увидел, и по возвращении принял решение реализовать такую же технологию у себя.
Извлечь
пользу из этих изменений не удалось. Во-первых, на складе количество SKU примерно в 2
раза больше, чем у конкурентов, и они просто физически не смогли избавиться от
полок. Во-вторых, количество перемещений для низких паллет увеличивается - для
их случая - почти в 2 раза. И в-третьих, разместив в одной ячейке две низких
палеты друг на друге, мы получаем дополнительные трудозатраты при извлечении
нижней палеты.
Результат -
склад практически остановился. Вывод простой. Подход, хорошо работающий на
одном складе, может совершенно не работать на другом. «Лучшими практиками»
обычно называют подходы, которые дают положительный результат в рамках
определенных параметров. Самое важное при накоплении таких практик - это
идентификация и анализ этих параметров, что для консультатов, имеющих малый
проектный опыт, является невозможным. «А сколько это - мало или много
проектов?» - спросите вы, и будете правы: даже имея в своем пуле уже более 200
проектов, мы каждый раз находим что-то новое. Ответ простой: чем больше - тем
лучше.
Как уже упоминалось,
компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, большое
внимание уделяют сбору исходных данных. Здесь все как в школе: правильно
записать условия задачи - это уже половина ее решения. И действительно, сбор и
анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более)
всего проекта.
Сбор данных и анализ
На этапе сбора
данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого
товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ - укрупненная грузовая единица),
а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной
упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения
анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а
также товарных запасов, который проводится на следующем этапе.
Очевидно,
что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота
в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный
объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые
моменты, определяющие полезную площадь склада, количество
погрузочно-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ
обработки грузов и т.п. Для их определения и требуется проведение анализа
структуры товаропотоков компании по логистическим признакам.
Обычно
проводится трехмерный ABC-XYZ-DEF
анализ, но
возможно добавление и большего количества анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных
позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя полученный результат
по правилу Парето, выделяют три группы товаров - "горячую",
"среднюю" и "холодную". Основная задача АВС-анализа -
определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем, чтобы подобрать
технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.
XYZ-анализ
показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной
позиции. Методика его проведения аналогична ABC-анализу,
с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации
(среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, то есть группе
"Х" соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно
равномерна, а в группе "Z" - наоборот, товары, появление которых в
товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит
"всплесковый" характер). Понимание структуры товарных потоков с точки
зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара очень важно при
определении оптимальных размеров запасов, а, следовательно, и объемов зоны
основного хранения.
Следующий
вид анализа - DEF-анализ - показывает частоту обращений к конкретным товарным
позициям. Методика его проведения аналогична ABC-анализу,
только "Горячую" группу составляют товарные позиции, обеспечивающие
80% трудоемкости при комплектации заказов, а "холодную" - 5% от общей
трудоемкости.
Методика совмещения всех этих трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное
расположение и оснащенность различных технологических участков склада или
распределительного центра наилучшим образом.
Следующая «головная боль» проектировщика и заказчика - это альтернативное
проектирование. Не секрет, что один и тот же
грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому
много: можно использовать технологию комплектации "человек к товару" (man-to-goods), можно - "товар к человеку" (goods-to-man), можно использовать
широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно - узкопроходную или
вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив
кран-штабелер. Можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге,
можно - через терминал сбора данных, а можно светом (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной
компьютерной визуализацией и прочим.
Каждая
технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь. Задача проектировщика
- проработать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте.
Хорошо, когда таких комбинаций оказывается 2-3, но в большинстве случаев речь
идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках
логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или
иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель для
каждого из вариантов. Только когда каждая модель просчитана, с точки зрения
инвестиционных затрат и сроков окупаемости, их можно сравнивать.
Из
собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в
начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных
логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это
можно объяснить более высокой интенсивностью работы оборудования и меньшим
участием в этой работе персонала. Однако, главным экспертом в данном вопросе,
конечно, остается заказчик: ведь всегда лучше та технология, которую можно себе
позволить сегодня, и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, чем
та, внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка
финансирования.
Еще
одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является
постпроектное сопровождение. Не всегда имеется возможность в процессе
строительства или запуска в эксплуатацию нового склада получить необходимые
уточнения или выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки у
автора проекта в условиях быстроменяющихся потребностей рынка, а ведь это порой
сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно
не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода
внедрения проекта.
Конечно, сложно
рассмотреть все возможные аспекты технологического проектирования и детали
проектной работы, но в целом мы с вами прошлись по основным особенностям и
ошибкам проектирования складов и распределительных центров. А вообще, как в любом
деле, в технологическом проектировании - главное правильно выбрать партнера,
который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или
несколько системных решений, наиболее подходящих для удовлетворения сегодняшних
и завтрашних потребностей бизнеса. «Координационный Совет по Логистике»
(КСЛ) при содействии группы
компаний LogistiX |