Контейнер в ожидании закона

14 Апреля 2015

Развитие контейнерных и контрейлерных железнодорожных перевозок позволит повысить эффективность транспортной системы страны. Однако существующая нормативно-правовая база по-прежнему недостаточно адаптирована для их эффективной организации.

В 2014 году по сети РЖД всего было перевезено 32,7 млн т контейнерных грузов, из них в составе контейнерных поездов – более 14 млн т, или 43% от общего количества. Во внутрироссийском сообщении в контейнерах перевезено 14,2 млн т, из которых химикаты и сода составили 20%, метизы – 18%, нефтяные грузы – 9%, продукты – 8%, минерально-строительные – 7%. Транзитом в 2014-м проследовало 2 млн т контейнерных грузов, из них черные металлы составили 20%, автомобили – 19%, метизы – 16%, химикаты и сода – 10%. По оценкам ИЭРТ, к 2020 году общие объемы контейнерных перевозок в РФ могут составить 47,7 млн т.

С учетом дальнейших перспектив контейнеризации компания «РЖД» работает над созданием транспортных продуктов, основанных на организации регулярных контейнерных и контрейлерных поездов. Как рассказал в ходе международной научно-практической конференции «Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок в России и в международных сообщениях» вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, в этом сегменте перевозок успешно реализован транспортный продукт «Транссиб за 7 суток»: организовано движение контейнерных поездов между Китаем и Европой. Всего в 2014 году из стран Юго-Восточной Азии в Европу при участии ОАО «РЖД» перевезено 44 тыс. 20-футовых контейнеров.

Также ведется работа над созданием и развитием международных транспортных коридоров. Так, на Дальнем Востоке формируются МТК «Приморье-1» (Харбин – Гродеково – Владивосток – порт Восточный) и «Приморье-2» (Хуньчунь – Камышовая – порт Зарубино). Они должны обеспечить перевозки из северо-восточных провинций Китая через дальневосточные порты России в США, Японию и другие страны АТР, а также каботажные перевозки (из Китая в Китай) по российской инфраструктуре.

Для развития контейнерных перевозок в ОАО «РЖД» приняты Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге «РЖД» и Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. Они ориентированы на формирование сети опорных терминально-логистических центров и организацию перевозок контейнерными поездами, рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

В то же время, как считает президент Объединенной транспортно-логистической компании Петр Баскаков, для эффективного развития данного сегмента перевозок необходима дальнейшая гармонизация законодательной базы стран ЕАЭС и снятие ряда ограничений. К примеру, нулевая ставка НДС на предоставление вагонов и контейнеров под международные и транзитные перевозки применяется только в том случае, если они находятся у компании на праве собственности, аренды или в лизинге. Таким образом, взаимное использование вагонов Объединенной транспортно-логистической компании увеличивает цену услуги для ее клиентов на величину невозмещаемого НДС. В ОТЛК считают целесообразным внести изменения в налоговое законодательство стран ЕАЭС об исключении нормы о необходимости владения подвижным составом на праве собственности или лизинга при организации международных или транзитных перевозок. Кроме того, нужно разработать и принять единый перевозочный документ по принципу коносамента. Эта технология позитивно проявила себя на опыте работы ОАО «ТрансКонтейнер».

Как считают в ОТЛК, преимущества использования единого коносамента применительно к работе объединенной компании заключаются в возможности осуществлять смешанные перевозки по единому документу и контролировать прохождение груза до момента его выдачи получателю. Кроме того, это позволит компании выйти на рынок мультимодальных перевозок за счет общепринятого сервиса, а также сформировать инструмент продвижения действующей агентской сети.

Еще одним законодательным решением, призванным упростить процедуры сопровождения контейнерных грузов, должен стать закон «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». По словам статс-секретаря, заместителя министра транспорта РФ Сергея Аристова, обсуждение этого законопроекта проходит достаточно тяжело. В процессе его подготовки в новой редакции разработчики приняли во внимание заключение экспертных групп, касающееся не столько правовой стороны отдельных положений законопроекта, сколько некоторых технологических процессов мультимодальных перевозок, которые ограничивают возможности бизнеса в осуществлении перевозочного процесса. На сегодняшний день Минтранс готов предложить в правительство доработанный проект закона, однако сроки его рассмотрения пока не определены.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex