Снижение издержек – это то, к
чему стремится любой бизнес. Логистический – не исключение. При этом для
владельцев логистических комплексов снижение стоимости владения и обслуживания техники
– дело даже более важное, чем бюджетное приобретение новых машин. И одна из
важнейших статей расходов в этой области – затраты на топливо. Именно поэтому
использование электротяги становится всё более популярным решением, так же как
и применение в складской технике всё более современных аккумуляторов.
До недавнего времени российский
рынок аккумуляторов, используемых в логистике (вилочные погрузчики, штабелёры и
прочее подъёмно-транспортное оборудование на электротяге) был сформирован традиционными
АКБ – свинцово-кислотными, гелевыми и щелочными, имеющими (плюс-минус)
одинаковые или, по крайней мере, сравнимые, характеристики. Срок службы – около
1500 циклов, время заряда от 4 до 12 часов и допустимая глубина разряда до 80%.
Добавим сюда затраты на содержание и обслуживание аккумуляторных комнат со
всеми повышенными требованиями к безопасности и экологичности и сразу становится
понятно куда уходят деньги.
Для решения подобных (и куда
более глобальных) задач в сфере энергоснабжения в 2010 году корпорацией Роснано
была создана проектная компания Лиотех, призванная, в том числе, облегчить
перевод транспорта на экологический источник энергии. Лиотех начала выпуск
литий-ионных аккумуляторов и источников бесперебойного питания ещё в 2011 году,
а в ноябре 2014 года прошла ресертификационный аудит СМК, подтверждающий
соответствие требованиям стандарта ISO9001.
Параллельно с Лиотех работы в
сфере энергоэффективности вела российская компания Ensol, являющаяся, в одном лице,
разработчиком и производителем комплексных решений для повышения эффективности
складских операций. И если за Лиотех стоит Роснано, то Ensol ведёт свои работы совместно
с компанией Panasonic и при поддержке фонда Сколково.
В феврале 2015 года два
«энергетических передовика», Ensol и Лиотех подписали партнерское соглашение, а
вскоре представили и первое совместное творение – инновационную литий-ионную
АКБ, созданную в соответствии с запросами заказчиков логистической индустрии. Основными
требованиями логистов было устранение описанных ранее недостатков:
необходимость в обслуживании, длительное время заряда и невысокий срок службы. Помимо этого, одним из
недостатков современных зарубежных аналогов ЛИА, является цена, которая
нивелирует большую часть преимуществ.
Союз Ensol и Лиотех
позволил не только претворить в жизнь все пожелания заказчиков, но и
существенно снизить цену конечной продукции. Производством ячеек для
аккумуляторов занимается Лиотех, заводские мощности которой располагаются в
Новосибирске, что позволило уменьшить себестоимость производства батарей почти
на 30% и не закупать столь дорогие компоненты за рубежом.
Итог совместной работы? –
Использование призматических ячеек
«Лиотех» и активной системы балансировки, разработанной «ЭнСолТех», позволило
достичь заявленных заказчиком экономических и технических параметров. Ресурс
ЛИА по сравнению со свинцовыми АКБ увеличен в два раза (3000 циклов против 1500),
отсутствие «эффекта памяти» даёт возможность дробного заряда батареи в любой
момент времени, а в аккумуляторных комнатах больше нет необходимости.
Конечно, ещё остаётся такой
фактор как цена – даже со 100% локализацией проектирования, производства и
сборки АКБ в России, новые батареи стоят почти в два раза больше традиционных.
Однако учитывая время заряда свинцово кислотных аккумуляторов (около 10 часов),
а также принимая во внимание их «эффект памяти», становится ясно, что для одной
машины при интенсивной работе нужно два комплекта батарей – одна работает,
вторая заряжается. Новые ЛИА могут подзаряжаться даже в моменты «перекуров»,
что делает их использование более чем оправданным и экономически
целесообразным.
Сама Ensol утверждает, что пример
использования новых батарей в одном из крупных логистических центров, дал
экономию в 14 млн. рублей за 4 года при парке в 30 ричтраков. Очень неплохо,
учитывая, что разработки постоянно совершенствуются, а затраты на их внедрение
схожи с покупкой традиционных АКБ. Помимо этого мы получаем дополнительные
операционные преимущества полученные на снижении трудозатрат на обслуживании
АКБ.
То, что за литий-ионными
аккумуляторами – будущее, было ясно уже давно. А вот разработку, производство
комплектующих и сборку АКБ наладить в России на столь высоком, профессиональном
уровне, смогли пока только Ensol и Лиотех. Надеемся, прогресс не заставит себя долго ждать и
новая ПТО техника вскоре будет приходить с завода уже с предустановленными ЛИА.
Пока же Ensol выпускают
свои батареи в самых популярных типоразмеров и проблем с их приобретением нет. |