Снижение погрузки как индикатор экономики в РФ

3 Июня 2015

Объем погрузки на железнодорожном транспорте является индикатором состояния экономики России. Различные проявления экономического кризиса: падение индекса промышленного производства, рост инфляции, сокращение объемов строительства – сопровождаются снижением объемов внутренних перевозок по сети железных дорог, а одновременное удешевление энергоресурсов (в первую очередь угля) на фоне укрепления рубля ведет к сжатию экспортных поставок. 

По мнению заместителя руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Поликарпова, снижение объемов погрузки на сети РЖД в июне 2015 года на 5% по отношению к июню 2014-го возможно. «Однако по прогнозу ИПЕМ наиболее вероятно, что оно составит 3–4%», – уточнил эксперт.

Напомним, что перевозчик прогнозирует снижение объема погрузки в июне 2015 года на 5,3%. Как предполагают в РЖД, наибольшее падение ожидается в сегментах цемента, промсырья и строительных грузов. Предпосылки к тому сложились ранее, еще в начале 2015-го. Так, по данным ООО «Промнерудтранс», объемы отгрузки щебня из Республики Карелии в I квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го снизились на 25,5% (составив 2,6 млн т и 3,49 млн т соответственно), из Ленинградской области – на 34,5% (1,56 млн т и 2,32 млн т). В целом сокращение перевозок данной номенклатуры на полигоне Октябрьской железной дороги в январе – марте 2015 года достигло 30% (4,12 млн т и 5,81 млн т). По мнению генерального директора ООО «Промнерудтранс» Андрея Громового, основными причинами сложившейся ситуации являются сокращение спроса на стройгрузы, а также демпинговое давление со стороны украинских производителей. 90% импортируемого в РФ щебня приходится на Украину: в 2014 году в РФ было ввезено 22,3 млн т гравия и щебня, 20,25 млн т из них поступило из Украины. Минпромторг России в начале мая 2015-го предложил ввести лицензирование импортеров на полгода. Соответствующий проект постановления правительства был опубликован на едином портале информации о разработке нормативных правовых актов. В пояснительной записке отмечается, что в мае текущие складские остатки крупных российских производителей щебня составляли более 50 млн т при среднемесячной добыче в РФ около 10 млн т, а объемы отгрузок неуклонно снижались. «Продукция украинских производителей поставляется по заниженным ценам в результате девальвации гривны и практически полного отсутствия других рынков сбыта продукции, в том числе и внутреннего. С учетом геополитической ситуации на рынке Украины решение о введении специальных защитных антидемпинговых или компенсационных мер не представляется возможным ввиду отсутствия статистических данных о внутренних ценах на рынке Украины», – пояснили представители Минпромторга. В то же время введение меры нетарифного регулирования – лицензирования в одностороннем порядке сроком на 6 месяцев – соответствует протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Вторая номенклатура, обещающая серьезное снижение отгрузки по сети РЖД в июне, – цемент. Здесь ситуация несколько иная. Согласно данным Росстата, производство цемента в РФ за январь – апрель 2015 г. снизилось на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., а в апреле 2015 г. по отношению к апрелю 2014 г. – на 15,9%, однако данное снижение в относительном измерении менее существенно, чем в сегменте перевозок цемента по железным дорогам. По данным портала «Бетон.ру», в апреле 2015-го с предприятий-изготовителей в РФ было отгружено на железнодорожный транспорт цемента на 22,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 23,6% – чем в апреле 2013-го и на 25,1% – чем в 2012 году. По сравнению с мартом 2015-го в апреле наблюдался прирост отгрузки на 10,1%. «Это довольно скромный результат, если сравнить его с результатами прошлых лет, – считают эксперты «Бетон.ру». – Так, в 2012 году эта цифра была равна 13,7%, в 2013-м – 14,9%, в 2014-м 15%».

С предприятий ЗАО «Евроцемент груп» в апреле 2015 года на железную дорогу ушло 31,8% всего отгруженного цемента (аналогичный показатель марта – 31,7%). Увеличение по сравнению с апрелем прошлого года наблюдалось только на одном предприятии холдинга – в воронежском филиале ЗАО «Евроцемент груп» (+45,9%). Все остальные снизили отгрузку. Наибольшее снижение отмечено на ЗАО «Белгородский цемент» (-92,3%), ЗАО «Пикалевский цемент» (-70,1%) и ЗАО «Михайловцемент» (-68,4%). ЗАО «Савинский цементный завод» и ЗАО «Жигулевские стройматериалы» практически прекратили отгрузку цемента на железнодорожный транспорт.

По мнению генерального директора ООО «ЦемЦентр «Обводный» Дмитрия Эпштейна, отгрузка цемента по сети РЖД снижается не только по причине сокращения объема производства, но в основном из-за перехода данной номенклатуры на автотранспорт. «На нашем предприятии он обусловлен невозможностью обработки вагонов с цементом на путях необщего пользования, по которым осуществляется доступ к цементному элеватору», – пояснил он. Другой пример – ОАО «Цесла» в г. Сланцы Ленинградской области, отказавшееся от железнодорожных перевозок в пользу автомобильных из-за дороговизны отправки продукции на короткое расстояние в 170 км.

Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте черных металлов. Исполнительный директор аналитической группы «Русмет» Михаил Родионов считает, что здесь погрузка в июне сократится также из-за продолжающегося перехода части грузов на автотранспорт. «Тем более что наступило лето, и проблемы, связанные с гололедом и заносами, исчезли», – поясняет он. Другая причина – сокращение внутреннего потребления черных металлов и продукции из них, а также внешней торговли в данном сегменте. «В результате обмена санкциями ВЭД российских предприятий сильно сократилась: например, известно о снижении товарооборота с КНР в январе – апреле 2015 года на треть в денежном выражении», – добавляет эксперт.

Кстати, по данным главного таможенного управления КНР, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращение объема двусторонней торговли в январе – апреле 2015 года составило $19,5 млрд: экспорт китайской продукции в Россию снизился на $35,6 и составил $9,37 млрд, а импорт российских товаров в КНР уменьшился на $30,1 – до $10,14 млрд. В апреле 2015-го объем российско-китайской торговли составил $5,1 млрд, сократившись по сравнению с апрелем прошлого года на 31%. Между тем, по данным Минэкономразвития КНР, Китай занимает первое место среди торговых партнеров России, а РФ среди партнеров Китая находится на девятом месте по объему товарооборота. По итогам 2014 года торговый оборот Китая с Россией вырос на 6,8%, превысив $95 млрд.

«Косвенно негативные изменения во внешней торговле подтверждаются длительным отсутствием точных данных по ВЭД российских компаний, ранее в изобилии предлагавшихся на рынке информационных услуг», – комментирует М. Родионов. По данным Банка России, в I квартале 2015 года внешнеторговый оборот РФ достиг $134,5 млрд, что составило 68,8% к I кварталу 2014-го, в том числе экспорт – $89,1 млрд (72,4%), импорт – $45,4 млрд (62,7%).

Таким образом, перспективы рынка железнодорожных перевозок и в июне, и в обозримом будущем по большей части связаны с состоянием отечественной экономики. Однако это не означает, что развитие таких направлений, как клиентоориентированность, нацеленных в том числе на возврат ряда грузопотоков с альтернативных видов транспорта на железнодорожный, может приостановиться.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex