Руководители логистических компаний ожидают всплеск активности
на растущих рынках в 2016 году, несмотря на опасения по поводу замедления темпов
роста в Китае, колебаний цен на нефть и возможного ослабления американской
экономики.
После нестабильного прошлого года 61% руководителей
компаний, работающих в сфере логистики, заявляют, что они не уверены, в каком
направлении будет дальше развиваться глобальная экономика, или же ожидают еще
большей нестабильности в 2016 году. При этом примерно столько же опрошенных (59.4%)
согласны с прогнозом Международного валютного фонда о том, что развивающиеся
рынки ожидает рост примерно на 4.7%. В 2015 году этот показатель составил от 3.6
% до 4.2%, снизившись по сравнению с 2014 годом, когда развивающиеся рынки
выросли на 4.5%.
Такие результаты были получены в ходе опроса «2016 Agility Emerging Markets Logistics Index» (Индекс
логистики развивающихся рынков), в котором приняли участие более 1100 руководителей
логистических компаний по всему миру. Индекс рассчитывается уже седьмой год и представляет
собой срез мнений топ-менеджеров в сфере логистики, оценивая 45 развивающихся
рынков по всему миру по размеру, условиям для ведения бизнеса, инфраструктуре и
ряду других факторов, делающих эти рынки привлекательными для поставщиков
логистических услуг, экспедиторских компаний, судоходных линий, перевозчиков авиа
грузов и дистрибьюторов.
В этом году впервые опрошенные профессионалы
логистической сферы видят наибольший потенциал роста в Индии, а не в Китае. К тому
же и в общем рейтинге Индекса, рассчитываемом на основании экономических и социальных
данных, Индия поднялась на два пункта и стала третьей после Китая и
Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), благодаря сильной экономике и новым
реформам, запущенным премьер-министром Индии, Нарендрой Моди.
Китай, вторая по величине экономика в мире, по-прежнему
является крупнейшим развивающимся рынком с большим отрывом. Следом за ним в рейтинге
Индекса идут ОАЭ (2-е место), Индия (3-е) и Малайзия (4-е). Далее идут экономики,
зависящие от товаров потребления: Саудовская Аравия (5-е место), Бразилия (6-е)
и Индонезия (7-е). Замыкают первую десятку Мексика (8-е место), Россия (9-е) и
Турция (10-е).
Нигерия (17-е место) и Египет (22-е) поднялись на 10 пунктов
в Индексе – и это максимальный рост, который страны-участники Индекса
продемонстрировали за семь лет его существования. Потенциал Нигерии, крупнейшей
экономики в Африке, раскрывается лучше с тех пор, как ее правительство стало
использовать новые методы отслеживания эффективности экономики. Что касается
Египта, его экономика и бизнес-климат стабилизировались при военном
правительстве.
Другие результаты Индекса:
- В ОАЭ, где быстрее
всего развивается экономика Дубаи и Абу-Даби, наилучший бизнес-климат и самая
развитая транспортная инфраструктура среди всех развивающихся рынков. Это
позволило ОАЭ занять второе место среди развивающихся рынков по всему миру
после Китая, несмотря на то, что китайская экономика в 25 раз больше, экономика
Индии больше в пять раз, а бразильская – в шесть.
- Наилучшие
условия для развития бизнеса наблюдаются в странах Персидского залива. Лучший
бизнес-климат – в ОАЭ, Катаре и Омане. В этих странах оптимальное
сочетание доступности рынка и рисков, регуляций, иностранных инвестиций,
урбанизации и распределения благ. Другие страны Персидского залива также
находятся на высоких позициях рейтинга условий для бизнеса: Саудовская
Аравия занимает 5-е место, Кувейт – 9-е, Бахрейн – 11-е.
- В плане
инфраструктуры среди развивающихся рынков лидируют ОАЭ, Малайзия, Китай и
Чили. В этих странах лучше всего развиты транспортные связи и
инфраструктура, а также пограничная и таможенная администрация.
- Страны Латинской
Америки уступают другим развивающимся рынкам по причине кризиса и политической
нестабильности в Бразилии, крупнейшей экономике региона, а также из-за
снижения цен на экспорт товаров потребления. Из 10 стран, сильнее всего потерявших
свои позиции, шесть находятся в Латинской Америке: Перу, Аргентина,
Уругвай, Бразилия, Колумбия и Венесуэла. При этом Чили остается лидером среди
развивающихся рынков с ВВП менее 300 млн. долларов.
- Россию
ослабили и экономически изолировали западные санкции, что привело к ее
падению с 7-го места на 9-е в Индексе. Украина тоже пострадала по причине
напряженных отношений с Россией, упав на четыре пункта и оказавшись на
34-м месте.
Прочие результаты:
- Главными рисками
2016 года руководители логистических компаний считают цены на нефть и экономику
Китая.
- В Азиатско-Тихоокеанском
регионе руководители логистических компаний считают главным риском «экономический
шок» - знак беспокойства, что замедление в Китае может отразиться на
экономике и, соответственно, на логистике в других странах региона. Значительное
количество опрошенных (38%) сказали, что пересматривают свои стратегии
работы с Китаем. Раньше главными рисками в Азии считались стихийные бедствия
и коррупция.
- В Африке эксперты по логистике впервые сочли потребительские
расходы более важным фактором развития, чем энергетика и минералы. Наиболее
многообещающими рынками они считают Нигерию, ЮАР, Гану и Кению. Несмотря на
недавний рост и инвестиции, страны Африки остаются в этой сфере рубежными
рынками: только 21.2% опрошенных ведут в этих странах бизнес.
- Главная интрига
логистической отрасли – возможность Ирана выйти из своей долгой экономической
изоляции благодаря договоренности о сокращении его ядерной программы. В рейтинге он поднялся на 12 пунктов – с
27-го места до 15-го – среди стран, которые могут стать одним из
крупнейших рынков логистики.
“В этом году ситуация на развивающихся рынках была очень изменчива,
и это отразилось в Индексе. Восемь из десяти лидеров сменили свои места”, -
утверждает Эсса аль-Салех, президент и генеральный директор Agility Global Integrated Logistics. “Несмотря на нестабильность, главные факторы роста остаются
неизменными – рост среднего класса, борьба с бедностью, рост населения. Именно поэтому
мы оптимистично настроены по отношению к развивающимся рынкам и видим, что они
являются двигателем глобального роста”.
Индекс был составлен Transport Intelligence (Ti), ведущей компанией-аналитиком логистической сферы.
Джон Мэннерс-Белл (John Manners-Bell), возглавляющий Ti, заявляет: “Мировая экономика до сих пор нестабильна, и
развивающиеся рынки – например, Китай и Бразилия – не защищены от падения.
Однако другие – например, Мексика – находятся в более выигрышной позиции, и
позитивная ситуация в США и Европе благотворно влияет на них. Сегодня инвесторы
должны быть дальновидными как никогда, и наш индекс поможет внести ясность в
сложную и запутанную ситуацию в мире”.
Об
Agility
Agility - это
международная финансовая группа, контролирующая 43 логистических бренда по
всему миру. Компания присутствует в более чем 100 странах, а штат сотрудников
превышает 20 тысяч человек. Общая выручка группы составляет около $5
миллиардов. Agility входит в мировой топ список логистических провайдеров.
Традиционная стратегия фирмы ориентирована на новые и растущие экономики.
Ключевой бизнес Agility - Global Integrated Logistics (GIL) –
предоставляет логистические решения, как для традиционных задач, так и для
удовлетворения более сложных потребностей клиентов. GIL предлагает все виды
грузоперевозок, а также складское хранение, дистрибуцию и услуги в проектной и выставочной
логистике.
О Transport Intelligence
Ti – одна
из ведущих компаний-аналитиков. Используя многолетний опыт профессионалов в сфере
логистики и экспресс-доставки, Transport Intelligence разработала
ряд ведущих веб-продуктов, отчетов, анкет и услуг, которые сейчас используют крупнейшие
поставщики и пользователи логистических услуг, консалтинговые компании и банки
по всему миру. |