Перевозки за компьютером

1 Февраля 2016

Эффективность работы с электронными торговыми площадками в эпоху развитых информационных технологий сомнений уже не вызывает. В сфере железнодорожных грузовых перевозок наибольшую известность получил сервис по предоставлению вагонов ЦФТО, а также площадка КИР, инициированная ФАС России. Будут ли они объединены в один глобальный сервис, сказать пока нельзя, но обе стороны утверждают, что их продукт не является монополией, и допускают возможность работы и других подобных ресурсов.

Вызвать интерес у малых

По словам заместителя генерального директора по транспортному обслуживанию ЦФТО ОАО «РЖД» Виктора Вороновича, рынку нужен не просто информационный портал, а возможность заключения договора в информационном пространстве. Когда в период 2010–2011 гг. в ПГК создавали оферту на предоставление вагонов, то изначально она задумывалась как некий калькулятор, который позволял бы понимать, по какой цене в среднем предоставляются вагоны. «Пообщавшись с грузоотправителями, мы поняли, что этого недостаточно. Им нужен не просто информационный сервис, им нужна возможность получить подвижной состав. Ключевой момент заключается в том, что если мы создаем сервис, который только дает информацию, а по итогам этой информации грузоотправителю нужно с кем-то созвониться, с кем-то заключить договор, то смысл теряется», – пояснил он.

Сейчас, по словам В. Вороновича, ЦФТО может выступать в качестве гаранта сделки, заключаемой между грузовладельцем и оператором на информационном пространстве центра. При этом он отметил, что такой проект не относится к созданию рыночного взаимодействия, это, скорее, помощь рынку, которая не отменяет другие механизмы, действующие в настоящее время.

Ранее заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» отмечал, что данная площадка, быстрее всего, подходит для малых и средних грузоотправителей, которым может быть сложно работать с РЖД по тем же принципам, что и крупным компаниям.

С ним согласна и заместитель директора по перспективному развитию и работе с федеральными органами ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Ирина Ольховская. По ее словам, такая площадка действительно наиболее полезна именно малым и средним предприятиям, благодаря такой системе они могут узнавать о подвижном составе, который сейчас не используется, и организовывать свои перевозки. Для остальных она может быть интересна как информационная площадка, позволяющая знать уровень ставки, который сейчас востребован рынком.

Потребность в данном ресурсе со стороны небольших компаний отметила и президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта (НП ГЖТ) Алена Зябкина. «Мы общаемся и с мелкими, и со средними грузовладельцами, и я бы хотела сказать, что это очень важно. Торговая площадка действительно позволит удержать малых и средних грузовладельцев и сделать сервис более комплексным. Плюс ко всему это увязывается и с политикой клиентоориентированности компании», – пояснила она. А. Зябкина также добавила, что в будущем этот ресурс должен быть интегрирован с системой ЭТРАН, что еще больше упростит процесс организации перевозок для небольших компаний. Для них будет проще оформить договор с такой площадкой, иметь электронную подпись и найти там все услуги, которые им нужны, это касается как грузовладельцев, так и операторов. «Если такая площадка будет развиваться широко, то она может стать дополнительной статьей доходов для ОАО «РЖД» и позволит развивать компанию как транспортно-логистическую. Здесь можно будет размещать любые виды услуг и работ, которые предлагает не только ОАО «РЖД», но и другие компании, заключать договоры, также сервис позволит стандартизировать услуги», – заключила она.

И не только вагоны

Управляющий директор ООО «Рэйл Коммерс» Дмитрий Класс заявил, что электронные торговые площадки – это своеобразный тренд последних лет. «В начале 2000-х гг. мы начали оформлять накладные в ЭТРАН, сейчас, кроме накладных СМГС, практически ничего на бумаге не оформляется. И в ближайшие годы сегмент предоставления вагонов тоже уйдет в электронный формат», – прокомментировал он.

Стоит отметить, что работа посредством электронных площадок может быть удобна и небольшим операторским компаниям. Председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Андрей Соболев считает, что средним и малым операторам такая площадка нужна, но это не только вопросы предоставления подвижного состава. Здесь может быть охвачен более широкий спектр услуг, в частности отстой, ремонт вагонов или же предоставление запасных частей. «Россия большая страна, и только ремонтных предприятий у нас около 202, запасные части тоже разбросаны по всей стране», – добавил он.

КИР идет дальше

Говоря о более широком функционале, нельзя не упомянуть про коммерческую инфраструктуру рынка (КИР). В рамках ее развития внедряются все новые модули, позволяющие предоставлять как можно больший спектр услуг.

По словам заместителя начальника управления антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи ФАС России Евгения Реутова, в настоящее время функционирует уже несколько модулей КИР: «Купля-продажа деталей вагонов», «Отстой вагонов на путях необщего пользования», своеобразный сервис «Информация об отказе получателя в приеме порожних вагонов», модуль «Аренда и продажа контейнеров». Отдельная работа по созданию торговой площадки, по продаже железнодорожных перевозок регулярными грузовыми поездами ведется с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей. Е. Реутов отметил, что уже создана рабочая группа по перевозке нефтепродуктов, это позволит соблюсти баланс спроса и предложения, а также обеспечить прозрачность услуги.

«Можно развивать коммерческую инфраструктуру любых рынков, в дальнейшем это будут: торговая площадка вагонов, рынок долгосрочной аренды вагонов, рынок предоставления путей общего и необщего пользования. В долгосрочной перспективе, в случае его либерализации, – рынок локомотивной тяги. А также рынок экспедиторских услуг и рынок услуг по ремонту вагонов», – перечислил он.

Представитель ведомства заострил внимание и на том, что формирование иных сервисов будет допустимо. Ведь это тоже своеобразная конкуренция. Но главная задача всего железнодорожного сообщества состоит все-таки в том, чтобы создать единую систему, которой может воспользоваться любой участник перевозочного процесса и получить там гарантированную комплексную транспортную услугу или же услугу в отдельности.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Информационные технологии"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex