Перспективы рынка грузовых железнодорожных перевозок в России в 2017 году

15 Декабря 2016


Институт проблем естественных монополий представил свое видение перспектив рынка грузовых железнодорожных перевозок в России в 2017 году.

По итогам 11 января-ноября 2016 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 1127,4 млн тонн, что на 0,5% выше аналогичного периода прошлого года. Погрузка на экспорт увеличилась на 1,7%, а погрузка во внутреннем сообщении соответствует уровню прошлого года. Положительную динамику погрузки в течение текущего года демонстрировали низко и среднедоходные грузы. Например, погрузка угля за первые 11 месяцев составила 297,5 млн тонн, что на 1,6% выше аналогичного периода прошлого года, погрузка строительных грузов увеличилась на 9,3%, лесных – на 7,2%. Погрузка основных номенклатур высокодоходных грузов имела отрицательную динамику. Погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась на 6,4%, а погрузка чёрных металлов сократилась на 1,2%.

В настоящий момент уже известно, что тарифы ОАО «РЖД» на будущий год будут проиндексированы на 6%. Из которых, 4% - это общая индексация тарифов на перевозки грузов и услуги инфраструктуры и 2% - это дополнительная целевая надбавка на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта. Помимо этого индексация тарифов на перевозки грузов в контейнерах составит 4,2%, а на ряд грузов будут изменены в сторону повышения дополнительные коэффициенты. Например, при перевозке руды железной на расстояние свыше 5000 км вместо действующего коэффициента 0,115 принят коэффициент 0,5.

Однако, повышающий коэффициент, который монополия имеет право устанавливать в рамках тарифного коридора по видам грузов в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, будет снижен с 1,134 до 1,1.

Таким образом, расходы грузоотправителей на 2017 год вырастут неравномерно. На некоторых грузоотправителей нагрузка окажется больше, для других меньше.

Кроме того, последствия и эффекты от точечных тарифных решений в значительной степени зависят от базы сравнения и груза. Например, рост тарифа ОАО «РЖД» при перевозке угля на экспорт в январе 2017 года по отношению к декабрю 2016 года составляет 5,1%. Однако, при изменении базы сравнения с декабря на сентябрь рост тарифа уже превышает 17%.

Необходимо отметить, что изменение тарифов ОАО «РЖД» на перевозки угля это частный случай.

В целом же для грузоотправителей, использующих для перевозки грузов полувагоны (в полувагонах перевозится более 55% всех грузов), основным драйвером увеличения собственных расходов на транспортировку является ставка на предоставление вагона, которая в последние месяца увеличилась с 500-600 рублей за вагон в сутки на спотовом рынке до 1000 руб./сутки и выше. Например, при перевозке щебня из Республики Карелия в Московскую область в связи с увеличением ставок операторов транспортные расходы грузоотправителей уже выросли более чем 15% на фоне увеличения тарифов ОАО «РЖД» в 2017 году на 6%.

На будущий год, с большой вероятностью, ставки операторов на спотовом рынке со второго квартала продолжат рост по отношению к текущему уровню (1000 руб. в сутки за полувагон). По предварительным оценкам за счёт роста ставок на предоставление полувагонов общий прирост доходов операторов грузовых вагонов в 2017 году по отношению к 2016 году превысит 40 млрд руб.

Таким образом, в будущем году грузоотправителей ожидает рост транспортных расходов, что может негативным образом отразиться на конкурентоспособности железнодорожного транспорта и усугубить текущую тенденцию по переключению грузов на альтернативные виды транспорта.

Однако, одномоментный значительный рост транспортных расходов на себе ощутят не все грузоотправители. В настоящий момент у большинства особенно крупных грузоотправителей заключены долгосрочные контракты, которые исключают резкий рост ставок операторов. При этом в будущем, когда придёт время заключать новые контракты, рост затрат неминуем.

В настоящий момент мировой рынок является основным направлением продажи российского угля. Если в 2010 году погрузка угля на экспорт составляла 36,8% от общего объёма погрузки, то по итогам 11 месяцев текущего года погрузка на экспорт превысила 50%. Погрузка угля будет значительно зависеть от условий на внешних рынках, так как на внутреннем рынке ситуация значительно меняться не будет. В настоящий момент на внешнем рынке в целом, несмотря на значительные скачки цен, сложилась благоприятная конъюнктура для отечественных угольщиков, которая располагает к увеличению отправок угля на экспорт. Если ситуация на внешнем рынке не претерпит значительных изменений, то погрузка угля в 2017 году относительно 2016 года на сети ОАО «РЖД» увеличится на 1 – 2%.

Погрузка строительных грузов на протяжении текущего года демонстрировала хорошие показатели. Однако, необходимо отметить, что до августа текущего года основной рост погрузки происходил за счёт введения лицензирования импорта щебня (сокращение поставок щебня с Украины) и практическая реализация «Платона». В сентябре, октябре и ноябре текущего года относительно аналогичного периода 2015 года, когда лицензирование уже действовало, погрузка строительных грузов имеет отрицательные значения. В связи с этим можно ожидать, что погрузка строительных грузов в 2017 году окажется на уровне 2016 года или будет незначительно ниже (0-2%).

Погрузка химических и минеральных удобрений в 2017 году превысит уровень текущего года примерно на 3% за счёт роста отправок на внутренний и внешний рынки. Росту погрузки будет способствовать увеличение производства химических и минеральных удобрений в стране, которое в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития в 2017 году увеличится на 3,6%.

Также стоит ждать увеличения погрузки зерна и продуктов перемола. В соответствии с прогнозом Министерства сельского хозяйства будущий урожай зерновых станет рекордным с 2008 года и составит около 110-115 млн тонн. Кроме того, росту погрузки на экспорт будет способствовать Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 года №966, согласно которому в период с 23.09.2016 г. до 01.07.2018 г. обнуляется ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу.

В будущем году продолжит снижаться погрузка нефти и нефтепродуктов, так как в ближайшей перспективе ожидается ввод в эксплуатацию целого ряда трубопроводов. В перспективе темпы снижения погрузки нефти и нефтепродуктов увеличатся, что обусловлено вводом в эксплуатацию не только нефтепроводов, но и продуктопроводов. Например, в 2018 году будут завершены работы по увеличению пропускной способности продуктопровода «Север» с 8,5 до 25 млн тонн в год, а на конец 2019 года запланирован запуск продуктопровода «Юг», проектная мощность которого 11 млн тонн в год. По итогам 2017 года погрузка нефти и нефтепродуктов примерно на 3 – 4% окажется ниже уровня текущего года.

Объём погрузки чёрных металлов в значительной степени зависит от экономической конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках. Однако, роста ожидать не стоит. В текущем году производство чёрных металлов на территории Российской Федерации снижается, что связано с отсутствием крупных инфраструктурных проектов в России, за исключением Керченской переправы, а также снижением производства в автомобилестроении, машиностроении и других отраслях. В 2017 году ситуация с производством продукции чёрной металлургии в стране не изменится, следовательно, погрузка во внутреннем сообщении увеличиваться не будет, а рост погрузки на экспорт будет ограничивать ряд мер нетарифного регулирования, вводимых странами импортёрами. Например, пошлины на импорт отдельных товаров стальной продукции из России и др.

Таким образом, погрузка грузов на сети ОАО «РЖД» в 2017 году останется на уровне текущего года без снижения, прежде всего, за счёт роста погрузки массовых сырьевых грузов на экспорт на фоне снижения погрузки грузов высокого передела.

 

Слободяник Александр Юрьевич

руководитель отдела исследований грузовых перевозок Департамент исследований железнодорожного транспорта  ИПЕМ

 

 

ИПЕМ является некоммерческой организацией, независимым научно-исследовательским и консультационным центром, деятельность которого направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. 



[1] На основе проекта точечных тарифных решений для заседания Правительства 02.12.2016 г.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.ipem.ru
Поиск по сайтуЯndex