Хищение груза при транспортировке. Как защитить ваш бизнес

16 Мая

Хищение груза в логистической отрасли на сегодняшний день – тема, к сожалению, не новая, многие грузовладельцы сталкивались с подобными ситуациями.

 

Как же обезопасить свой бизнес от мошеннических действий, направленных на хищение груза?

 

***

Среди всех видов грузоперевозок - авто, Ж/Д, морские и авиа - чаще других мошенническим действиям подвергаются автоперевозки. Около 90% всех известных случаев. Причин тому несколько.

 

Во-первых, автомобильным транспортом можно перевезти практически любой груз, большая часть которого высоколиквидна.

 

Во-вторых, для водителей транспортных средств предусмотрены режимные паузы. Согласно требованиям безопасности такие остановки должны осуществляться строго на охраняемых стоянках. Этому правилу следуют те компании, которые дорожат сохранностью перевозимых грузов и своей репутацией. К сожалению, на сегодняшний день, довольно много небольших компаний-перевозчиков, которые этим показателем KPI пренебрегают.

В-третьих, при ограниченном бюджете доставка осуществляется только водителями, так как услуга вооруженного сопровождения - дорогая, и это ставит под вопрос экономическую целесообразность перевозки. При этом, грузоперевозчики не всегда соблюдают трудовое законодательство и официально не оформляют водителей в штат, что увеличивает риск мошеннических действий.

Кроме того, иногда грузовладельцы не осуществляют должных предварительных проверок подрядчика, не уделяют внимания подготовительному этапу перевозки.

 

Реальные примеры из практики грузовладельцев комментирует генеральный директор транспортно-логистической компании FKKGroup Владислав Фадеев.

 

Пример 1. А был ли перевозчик?

 

Поставщику бытовой техники потребовалась срочная доставка в Екатеринбург. Компании было важно найти перевозчика быстро и по самой низкой цене. Выбрали самого дешевого, но не проверенного.

Компания-перевозчик предоставила все необходимые телефоны, по которым отчитывалась о перемещении груза. При этом, водителю компания-перевозчик представилась грузовладельцем и самостоятельно указала ему точку разгрузки.

После того, как водитель выгрузил товар на складе, компания-перевозчик перестала отвечать на телефонные звонки грузовладельца. По прошествии 2 дней компания-грузовладелец обратилась в МВД с заявлением о пропаже груза. В ходе расследования, водитель показал склад, где разгружался, однако сотрудникам правоохранительных органов не удалось установить местонахождение груза, и даже выяснить информацию о владельцах склада.

В результате, желание сэкономить на несколько тысяч рублей привело к хищению груза общей стоимостью около 11 000 000 рублей.

 

Мнение эксперта

«Для предотвращения подобных ситуаций, грузовладельцу необходимо иметь четкую процедуру проверки контрагента. Проверить следует: срок работы на рынке (в идеале – не менее года), наличие стационарного телефона и юридического адреса не массовой регистрации, наличие судебных тяжб, связанных с пропажей грузов. А лучше всего, заранее обеспечить себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно, - говорит Владислав Фадеев. - При выборе, предпочтение следует отдавать тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, собственный автопарк, обеспечивающий поставку ТС «день-в-день» и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей».

 

Пример 2. Предновогодний ажиотаж – повод еще раз проверить подрядчика

 

2013-й год. Компании – грузовладельцу требовалось отправить ТНП (товары народного потребления) автотранспортом по маршруту Московская область – Новосибирск в преддверие новогодних праздников. Грузовладелец обратился к экспедитору, который работает на рынке всего пару лет.

Менеджер экспедитора принял заявку и провел предварительную работу по поиску перевозчика – владельца транспортного средства. У найденного перевозчика были запрошены документы для проверки: паспорт водителя, СТС и ПТС на машину, водительское удостоверение. Документы подозрений не вызвали и груз был отправлен в Новосибирск.

После старта доставки менеджер впервые связался с водителем только на 4-й день и получил следующую информацию: груз находится в Екатеринбурге, машина сломалась, денежных средств на покупку запчастей водитель не имеет. Владелец транспортного средства ситуацию подтвердил и обещал решить данный вопрос.

На 7-й день, когда груз должен был прибыть по месту назначения, менеджер вновь «вспомнил» о водителе, однако, телефон последнего уже не отвечал. Телефоны владельцев транспортного средства также оказались не доступны. Грузовладелец обратился в органы МВД с заявлением о хищении груза.

В результате, халатность менеджера пополнила «копилку» мошенников на сумму 7 340 000 руб.

 

История имела продолжение. В марте 2014-о года была задержана группа лиц при попытке продажи другого краденого груза. На основании проведенного расследования сотрудники МВД выявили, что хищение груза ТНП было осуществлено этой же группой лиц. Общая сумма ущерба двенадцати грузовладельцев составила порядка 40 миллионов рублей.

В процессе судебного заседания, мошенники исказили ситуацию, заявив, что сами стали жертвами водителя, который работает всего лишь месяц, и были отпущены из зала суда ввиду отсутствия доказательной базы. 

Мнение Эксперта:

Поддерживать связь с водителем на ежедневной основе – обязательное условие управления доставкой. Тем более, если речь идет о «горячем» сезоне, - поясняет Владислав Фадеев.Кроме того, выбирая подрядчиков, необходимо проверять, оформлен ли водитель официально и каков его стаж работы. В FKKGroup, например, действует неукоснительное правило: работать только с теми перевозчиками, водители которых оформлены официально на протяжении 3 месяцев и более»

 

Пример 3. Как еще бывает? Международная практика (Польша)

 

Компании-грузовладельцу впервые потребовалось отправить свою продукцию в Европу. Несмотря на то, что перевозка была серьезной и ответственной, а стоимость товара составила 300 000 евро, менеджеры компании решили не доверять ее экспедитору, а сделать самостоятельно.

На одном из сайтов менеджеры разместили запрос на грузоперевозку. На него откликнулся европейский перевозчик, сообщивший, что у него в Москве находится транспортное средство, которое возвращается пустым в Европу, и его можно задействовать в перевозке груза.

В переписке и телефонных разговорах перевозчик создал иллюзию, что является серьезной компанией с большим опытом и собственным автопарком.

По запросу грузовладельца, он предоставил минимальный пакет необходимых документов и контакты водителя. Тщательной проверки документов менеджерами компании-грузовладельца произведено не было. Машина была загружена на московском складе и отправлена по маршруту.

Через 2 дня, после пересечения границы России с Польшей, пропала связь с водителем и перевозчиком.

В результате самоуверенных непрофессиональных действий менеджера грузовладельца груз ценою 300 000 евро был украден.

 

Мнение эксперта:

«В случае, когда вам необходимо везти высоколиквидный груз, тщательная проверка документов перевозчика, его истории перевозок и финансовой ситуации, а также трудового стажа водителя компании-перевозчика строго необходимы!  Уверенность в собственных возможностях обеспечения безопасности перевозки должна базироваться не на доверии собственным сотрудникам, а на выстроенной за годы практики системы проверки перевозчика»,- добавляет Владислав Фадеев.

 

Для снижения риска хищения вашего груза при автоперевозках достаточно следовать нескольким правилам:

1.     заранее обеспечьте себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно

2.     при выборе, предпочтение отдавайте тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей

3.     по возможности, работайте с теми перевозчиками, кто имеет собственный автопарк и оборудует транспортные средства системами слежения и контроля

4.     оформляйте официальный договор с перевозчиком, несмотря на срочность доставки и обращайте внимание на пункты, в которых говорится об ответственности вашего подрядчика

5.     при разработке сложных маршрутов автодоставки требуйте свести к минимуму промежуточные этапы, такие как: простой, непредвиденные остановки, хранение груза, и другие

6.     проводите предоплату после того, как транспорт загружен

 

Море, самолет, железная дорога.

 

При доставке груза автомобильным транспортом его сохранность напрямую зависит от профессиональных компетенций логистического провайдера. Наличие собственного автопарка, оборудование машин системами обеспечения безопасности, работа с водителями – на все эти моменты может и должен влиять ваш подрядчик.

Если же говорить о других видах грузоперевозок – Ж/Д, морские, авиа - логистический провайдер может апеллировать только сотрудничеством с надежными контрагентами и субподрядчиками, выстроенной и отработанной схемой взаимодействия с перевозчиками, а также наличием действующих полисов страхования (груза, ответственности перевозчика, ответственности экспедитора и т.д.).

 

А могут ли происходить случаи мошенничества при использовании других видов транспорта? Да, могут.

 

Так, второе место по частоте хищения грузов занимают железные дороги.

Однако, в сравнении с автоперевозками, Ж/Д транспортировки являются более защищенными. Ответственность перевозчиков на железной дороге застрахована, в рядах сотрудников РЖД сформирован отдел транспортной полиции, в ведение которой попадает отслеживание и расследование подобных случаев.

 

При перевозке груза морем или речными путями возможность хищения сокращается из-за особенностей транспортировки: основная часть груза перевозится в контейнерах.

Хищения со складов или терминалов в портах также проблематичны, так как порты являются объектами стратегического значения и обеспечены постоянной более квалифицированной охраной. Работу пароходства курируют линейные отделы полиции морского и речного транспорта, которые предупреждают правонарушения и занимаются случаями хищений.

 

Авиаперевозки - лидер по сохранности груза. Это обусловлено скоростью доставки, минимумом остановок авиатранспорта и уровнем обеспечения безопасности в аэропортах.

Аэропорты, как и морские порты, являются объектами стратегического значения, уровень подготовки охраны и других задействованных служб высок. Осуществить мошеннические действия с целью хищения груза в таком режиме крайне затруднительно.

 

«Все, что требуется грузовладельцу для сокращения рисков по хищению грузов – это уделить должное внимание работе с подрядчиком», - объясняет Владислав Фадеев. 

 

В заключение выделим основные правила работы с новыми грузоперевозчиками:

- Заранее формируйте портфель подрядчиков, которые смогут выручить вас в случае срочной доставки

- Проверяйте наличие у ваших перевозчиков действующих полисов страхования ответственности перевозчика и экспедитора. Обязательно проверяйте актуальность полисов звонком в страховую компанию: мошенники предоставляют поддельные полисы

- Получите как можно больше сведений о каждом перевозчике, с которым планируете работать, в том числе, рекомендации предыдущих клиентов и документы, которые подтверждают деятельность компании

- Не отказывайтесь от услуг вооруженной и не вооруженной охраны, если везете дорогостоящий груз

- Располагайте GPS-датчики в упаковки с грузом, не уведомляя об этом экспедитора и его подрядчиков

- Обязательно актуализируйте информацию о Вашем перевозчике по мере увеличения объемов перевозимого им груза

 

Вне зависимости от того, каким видом транспорта вы перевозите груз, эти рекомендации помогут обезопасить ваш бизнес и сохранить ваши нервы. И даже «горячий сезон» не застанет вас врасплох.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
vividsenses.ru
Поиск по сайтуЯndex