Железнодорожная погрузка в ноябре 2018 года: часть 2

4 Декабря

В ноябре проявились тенденции, которые были характерными для предыдущего месяца. Однако появились и новые нюансы. Сохранятся ли они в будущем или угаснут вместе с годом, который уже подходит к завершению?

Инерция угля

Темпы роста погрузки угля в ноябре 2018 года немного замедлились. И все же суммарный итог за 11 месяцев остался на достаточно высоком уровне. Погрузка данной номенклатуры увеличилась до 342,8 млн т (+5,2% к январю – ноябрю 2017 г.). Это всего на 0,3 п. п. меньше, чем за 10 месяцев текущего года по сравнению с январем – октябрем прошлого года.

Ноябрь дал небольшой отскок назад, но это лишь компенсировало тот рывок вперед, который был в предыдущем месяце. Выдержать взятые темпы в дальнейшем оказалось сложно, в том числе из-за того, что из-за теплой погоды в конце осени РЖД активно вели ремонт. Окон подчас не хватало для пропуска поездов. Случались и задержки в пути.

Наибольшим спросом в перевозках угля опять-таки пользовалось Дальневосточное направление. По данным начальника аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсаны Коробейниковой, рост экспорта был отмечен и на Северо-Западе РФ. При этом основное увеличение поставок было в Германию (в 7 раз выше уровня прошлого года) и Польшу (в 1,5 раза). Кроме того, в октябре существенно выросли отгрузки в Литву – прирост составил почти 400 тыс. т, тогда как в октябре прошлого года поставки были на низком уровне – около 30 тыс. т.

В целом мировая конъюнктура пока способствует росту погрузки угля на сети РЖД. Правда, на ближайшую перспективу тревожные известия поступили из КНР: по оценкам экспертов, поставки угля в Китай в декабре текущего года могут резко сократиться.

Однако следует иметь в виду, что, по данным статистики, импорт угля в Китай за 10 месяцев 2018-го вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%.

На фоне замедления роста спроса на электроэнергию это привело к высокому уровню запасов, отметил эксперт по угольной промышленности аналитической компании Sublime China Чжан Минь. В таком случае в ближайшей перспективе Китай может просто взять паузу в закупках угля до конца года.

Нефть поднялась на скидках

Погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре выросла примерно в тех же пропорциях, что и октябре 2018 года. В целом по итогам 11 месяцев текущего года их погрузка увеличилась до 215,5 млн т (+0,6%).

Рост перевозок вновь произошел за счет увеличения экспортных отправок. И опять-таки свою роль сыграло предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам ОАО «РЖД» на ряде маршрутов.

В целом, по данным ИЭРТ, на сети РЖД погрузка нефтепродуктов осуществляет неравномерно. Есть маршруты, на которых фиксируется спад. Однако имеются и такие ниши, которые обеспечивают в 2018 году устойчивый рост экспорта.

В частности, приведем только один пример – перевозки через российские морские порты. Суммарно в 2018 году через российские порты Северо-Запада переваливалось нефтегрузов меньше. 2/3 грузопотока на данном направлении на себя принимает на себя порт Усть-Луга. Но вот здесь как раз и более всего заметны потери. Снизил обороты и порт Высоцк.

Однако при этом наблюдался ощутимый рост перевалки нефтегрузов в Санкт-Петербурге. Данный факт указывает на то, что при определенных условиях железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов могут оказаться привлекательными для клиентов.

В частности, Петербургский нефтяной терминал совместно с железнодорожным оператором предложил выгодные условия, благодаря которым комплекс получил от ПАО «НК «Роснефть» крупный контракт. Он и обеспечил портовикам до конца 2019 года дополнительные объемы прокачки нефтепродуктов, произведенных на Рязанском, Ярославском, Мозырском и других НПЗ «Роснефти».

В ОАО «РЖД» внимательно анализируют подобные ниши и вместе с операторами разрабатывают меры, позволяющие привлечь на сеть дополнительные грузопотоки. И пока это удается, можно ожидать, что рост погрузки нефти и нефтепродуктов продолжится.

Лес ускорил рост

Положительную динамику продемонстрировали и другие номенклатуры.

В частности, погрузка лесных грузов за 11 месяцев 2018 года увеличилась до 41,9 млн т (+5,9%). Октябрь удивил высокой динамикой погрузки. А ноябрь еще более ускорил темпы роста за счет внутренних перевозки круглого леса и изделий из него.

Таким образом, в ноябре оправдались прогнозы, которые были сделаны в обзоре за предыдущий месяц. (Напомним, что в октябре говорилось об ожидании роста погрузки до конца года.)

Наметились устойчивые зоны роста – это Хабаровский край, где сегодня заготавливает свыше 40% дальневосточной древесины, половина из которой перерабатывается и отправляется потребителям. За последнее десятилетие в крае появилось несколько крупных перерабатывающих производств (заводы ООО «Азия Лес», RFP Group, ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ООО СП «Аркаим»). Их технические возможности рассчитаны на переработку почти 4 млн куб. м леса, что создает устойчивую базу для ДВЖД.

По словам гендиректора ООО «Азия Лес» Александра Пудовкина, кластеру способствуют меры господдержки. Стимулом для развития стало и появление режима территории свободного порта. В Советско-Гаванском районе, где режим порто-франко введен летом 2018 года, уже зарегистрирован первый резидент – ООО «Гаваньлеспром» – с проектом по деревопереработке.

На Северо-Западе погрузку поддерживает устойчивый спрос на северную древесину. Дополнительные объемы дает лесопереработка. В частности, основными потребителями российских пеллет стали Дания, Бельгия, Швеция, Финляндия.

Металлы рвутся на экспорт

Кроме того, прибавку обеспечила железная и марганцевая руда – за 11 месяцев ее погружено 106,4 млн т (+5,7%), черные металлы – 71,2 млн т (+8,2%) и лом черных металлов – 14,8 млн т (+2,7%). Причина – предприятия наращивали выпуск руды, а меткомбинаты увеличивали производство готовых изделий.

Все это происходило в основном под влиянием внутреннего спроса, что и обусловило структуру железнодорожных перевозок. На сети выросли именно внутренние транспортировки продукции ГМК, а экспортные – наоборот, сократились.

Правда, ноябрьская прибавка была достигнута, в частности, благодаря экспорту. Это объясняет, кстати, почему в ноябре ассоциация «Русская сталь» снизила прогноз потребления стали в России в 2018 году, но объемы экспорта сохранила на уровне прошлого года. Этого можно достичь единственным образом – за счет восстановления экспорта в последние месяцы уходящего года.

Минудобрениям тесно внутри РФ

Остается добавить, что аналогичный тренд может быть достигнут и в сегменте минудобрений. За 11 месяцев их погрузка на сети РЖД увеличилась до 53,9 млн т (+3,8%). Ранее прибавка здесь также достигалась за счет внутренних маршрутов. Однако экспорт сократился.

Сейчас наметились ниши для восстановления экспорта. В частности, за счет Европы и выхода на рынок Африки, где растет спрос на сложные и комбинированные удобрения.

По данным «ФосАгро», мировой спрос на удобрения может увеличиться. Как считает председатель совета директоров ПАО «Акрон» Александр Попов, выпуск продукции российских предприятий растет благодаря их модернизации. В частности, «Акрон» вводит в строй новую установку, которая позволит нарастить выпуск аммиака и, соответственно, азотных удобрений.

Высокие цены на уголь, основное сырье для производства карбамида в Китае, вынуждают местных производителей держать цены выше $300 FOB, фокусируясь на внутреннем рынке. Это открывает в перспективе некоторые преимущества для российских поставщиков азотных удобрений на мировых рынках.

Как считают в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), отмена 6%-ной ввозной пошлины на экологически чистый диаммонийфосфат российского производства в Аргентине создает благоприятные условия и для увеличения экспорта фосфорных удобрений из РФ. «Мы продолжим работу по отстаиванию наших интересов на европейском и азиатском рынках», – пообещал президент РАПУ Андрей Гурьев, намекая, что прорыва можно ожидать и на данных направлениях.

Это, в свою очередь, может привести и к корректировкам в структуре перевозок удобрений железнодорожным транспортом, если удастся восстановить утраченные ранее позиции на мировых рынках. При этом ожидается сохранение и достаточного внутреннего спроса на минудобрения.

В целом на сети РЖД прогнозы достаточно благоприятные.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex