LogLink / СМИ / Аналитика / Железнодорожная погрузка в июне 2019 года: часть 2

Железнодорожная погрузка в июне 2019 года: часть 2

5 Июля

Снижение погрузки в июне текущего года до 107,3 млн т (-5,4% к аналогичному периоду прошлого года) должно отразиться на ставках операторов. Ожидается ли их снижение? Чем это может обернуться для отрасли?

В июне общий парк превысил 1,13 млн вагонов, что примерно на 4% больше, чем показатель аналогичного периода прошлого года. При этом доля рабочего парка в нем увеличилась на 0,3 п. п., а оборот вагона замедлился на 8,2%.

Это означает, что давление на сеть РЖД увеличилось. И дефицит подвижного состава стал переходить из дефицита в профицит. Причем данный процесс ускорился в II квартале текущего года под влиянием снижения погрузки. Избыток вагонов заставил операторов быть внимательнее к клиентам.

Правда, как отметили несколько реципиентов при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, более гибкий подход собственники вагонов демонстрировали не на всех направлениях, а пока на тех маршрутах, которые считали для себя наиболее важными в стратегическом плане. Иными словами, речь шла о том, чтобы именно на них сохранить максимум грузоотправителей.

Вагоны, взятые в оборот

Рост оборота вагона на фоне профицита рабочего парка заставил операторов обратить внимание на организацию маршрутов. Если вагон стал чаще задерживаться в пути и на промежуточных станциях, то все чаще владельцы подвижного состава начали задумываться о том, чтобы не гнать его порожняком обратно, выгадывая за счет оборота, а получить дополнительный доход от обратной загрузки вагона.

В качестве примера можно привести более плотную работу с владельцами карьеров в июне. Если еще в I квартале 2019 года считалось более выгодным стараться объезжать их стороной, то в II квартале к ним все чаще стали подгонять не только требуемые под погрузку вагоны, но и уговаривали взять дополнительное количество подвижного состава.

Разумеется, в том случае, если последние имели намерения увеличить погрузку, но ранее не могли этого сделать из-за нехватки относительно недорогих вагонов сверх ранее заявленного плана. И результат налицо: впервые за последние 2 года погрузка щебня стабилизировалась и даже немного подросла.

Невидимая рука профицита

Впрочем, приходится признать: данная стратегия – результат давления образовавшегося профицита вагонов на сети РЖД. В такой ситуации есть ожидания, что ставки операторов будут снижаться. Однако пока они держатся в целом стабильными.

Этого пока удается добиться благодаря своевременно принятым мерам. Одна из них – активизация поиска обратной загрузки и поиски способов снижения порожних пробегов.

Второй способ борьбы с профицитом – вывод части подвижного состава, срок службы которого необходимо продлевать, в нерабочий парк. Третий вариант – размещение излишка в отстой.

В итоге, как отмечают клиенты, на сети усилились тарифные качели: на одних направлениях в июне сохранился рост ставок, на других – отмечено их снижение. Это, собственно, обычная практика – необычен размер амплитуды. Он на ряде маршрутов может превышать 50%. Это затрудняет планирование отправок. Рынок ведет себя мало предсказуемым образом.

Ставки на качелях

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают, что сейчас многие клиенты в сложившейся ситуации затрудняются оценить: в среднем ставки на вагоны снижаются или все-таки остаются колебаться относительно некоего стабильного уровня.

Однако индекс электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в июне по сравнению с маем текущего зафиксировал все-таки снижение ставок на вагоны на 2,9%. Индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов за аналогичный период, – снижение на 0,3%.

Как видите, реальность, данную клиентам в ощущениях, отражают и эти два индикатора: первый указывает на снижение, а второй, по сути, – на тренд на стабилизацию расценок на спотовом рынке. «Исходя из затрат операторов в существенное снижение цен на предоставление вагонов верится с трудом. Тем не менее в ближайшей перспективе они все-таки будут сползать вниз», – отметил П. Иванкин.

Таким образом, ситуация с тарифами будет стремиться к уровню, зафиксированному в конце прошлого года. Это означает, что из-за сложившегося уровня профицита вагонов и снижения объемов погрузки кризис операторскому рынку не грозит. С другой стороны, ожидается понимание со стороны лизинговых компаний к операторам, которые сейчас оказались вовлечены в проекты с приобретением дорогих вагонов.

Их опросы показывают, что игроки в целом не готовы к возвратам подвижного состава под управление лизингодателей. Особенно сейчас, когда рынок операторских услуг стал сложным и требует профессионализма и управленческих решений. Однако вполне возможны перегруппировки имеющихся на сети ресурсов среди операторских компаний, которые также послужат балансировке рынка.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex