Эксперты обозначили главные вызовы для логистики в период пандемии

7 Июня

Главными вызовами для логистики в период пандемии стали остановка поставок с ряда российских и зарубежных предприятий, увеличение нагрузки на логистическую инфраструктуру, закрытие ряда пунктов выдачи заказов, рост доли курьерской доставки и периодические ограничения на грузоперевозки. Подробнее о них на онлайн-конференции на тему «Развитие цепи поставок после пандемии: стресс-сценарии для бизнеса и пути решения» рассказал заместитель директора международного центра логистики ВШЭ Андрей Виноградов.

Во-первых, во всем мире произошла остановка поставок с ряда зарубежных и российских предприятий, прервались цепи поставок. «Возник вопрос, например, с цепями поставок, работающими по технологии just-in-time. Многие компании стремились к использованию данной технологии. Но в период пандемии эти же преимущества стали недостатками и рисками. Соответственно, возник вопрос, что с этим делать и как бороться», – объясняет А. Виноградов.

Во-вторых, из-за роста спроса на некоторые товарные группы увеличилась нагрузка на логистическую инфраструктуру. По некоторым оценкам, спрос на дистанционный заказ продуктов питания с последующей доставкой увеличился в России в 10–20 раз, а реально продажи увеличились в 2–3 раза, у некоторых даже меньше. Отсюда видно, что у компаний не хватает ресурсов. И приходится решать, где находить эти ресурсы.

В-третьих, многие компании столкнулись с такими проблемами, как закрытие ряда пунктов выдачи заказов (ПВЗ), особенно тех, что находились в торговых центрах.

«Здесь возникли разные с точки зрения законодательства толкования что такое ПВЗ? И к чему их отнести? К магазинам, к инфраструктуре электронной торговли? Вопрос непроработанности правовой базы привел к разным толкованиям. Решения конкретных чиновников очень сильно влияли на функционирование цепей поставок. Это новый фактор, который раньше не так заметен был», – объясняет А. Виноградов.

Кроме того, серьезным вызовом стал рост доли курьерской доставки. На протяжении прошедшего времени в разных регионах периодически возникали ограничения на грузоперевозки. Также возникали вопросы у поставщиков, как выполнить заказ клиента и привезти товар в торговую точку.

Справиться с обозначенными вызовами, по словам А. Виноградова, возможно при помощи следующих инструментов. Так, к примеру, в любой сфере – электронной или традиционной коммерции – прежде всего, необходимо представление структуры цепей поставок. Адекватное понимание ее структуры и оценка цепочек важны для прогнозирования рисков. Стандартным методом для такого анализа цепей и поставок является, например, SCOR-модель, которая на разных уровнях детализации описывает структуру цепей поставок. Она применима как для непосредственных контрагентов, так и для расширенной цепи поставок.

«Сейчас в ряде стран обсуждается вопрос изменения поставщиков. Например, в Японии создан фонд с объемом более $2 млрд, который разрабатывает модель вывода предприятий из Китая в связи с возникшими рисками и перемещения в другие страны. Есть комиссия при президенте США, которая занимается теми же самыми вопросами – разрабатывает глобальные рекомендации по изменению цепи поставок», – комментирует А. Виноградов.

По его словам, логисты также, помимо анализа цепей и поставок, могут использовать инструмент интегрированного планирования. «При любом горизонте необходимо тесное взаимодействие разных подразделений и планирование спроса в соответствии с тем, как он меняется по товарным категориям, в соответствии с теми колебаниями, которые возникают», – говорит он.

Для увеличения гибкости цепей поставок и для того, чтобы справиться с возросшим спросом, также можно использовать электронный маркетплейс, но не только товаров, но и в том числе логистических услуг «Например, маркетплейс Flexe – работает по принципу компаний Uber или Airbnb – предоставляет складские мощности совершенно в разных городах на условиях краткосрочных договоров, что в период, когда сокращается горизонт планирования и возникает необходимость быстрого реагирования на возникающий спрос в разных географических точках, – весьма удобная вещь», – добавляет эксперт.

На российском рынке, к сожалению, пока нет таких кейсов. Но некоторые компании постепенно идут в этом направлении и ряд операторов рассматривает возможность упрощения подключения для малого и среднего бизнеса.

Еще одним инструментом может стать горизонтальная кооперация и краудсорсинг в цепях поставок. Например, взаимодействие Nestle и PepsiCo заключается в совместном использовании активов (склад и транспорт). Происходит доставка одним и тем же клиентам в одни и те же магазины и, соответственно, разделение расходов.

При этом А. Виноградов подчеркивает, что при применении всех инструментов крайне важно и необходимо отлаженное взаимодействие с контрагентами, для чего, конечно, нужны информационные решения и электронные платформы. Без качественной IT-поддержки, отлаженной и быстрой интеграции с контрагентами не обойтись.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Информационные технологии"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex