Автоперевозчики нашли Новую Европу, но проехать в нее тоже не могут

12 Мая 2022

Санкции закрыли российским автоперевозчикам европейское направление, однако они заявляют о смене ориентиров. Теперь они говорят о Китае, Узбекистане, Казахстане и Турции как о новой Европе. Правда, даже она не позволила российским перевозчикам поднять расценки на доставку грузов. При этом перевозчики из старой Европы расценки на доставку груза в Россию увеличили в несколько раз.

«Мы были международным автоперевозчиком грузов»

Роман Евсеенко, исполнительный директор российской компании «Арко-Турс» признается, его некогда международная компания теперь уже не выезжает в Европу. Компания ищет заказы или внутри России, или на новых рынках. Причем этим сейчас занимаются большинство транспортников, поэтому процесс поиска грузоотправителей происходит в условиях сильнейшей конкуренции и демпинга ставок со стороны перевозчиков. Ситуацию обостряет даже климатические особенности российских дорог, последние два месяца их закрывали на просушку, а это значит, что у перевозчиков вообще не было возможности заработать даже на внутрироссийских перевозках.

Кризис в грузоперевозках обостряют требования лизингодателей – они уже уведомили перевозчиков о росте ставок на займ. Последние, распродают автотранспорт вместе с диспетчерской службой и водителями. Но, если ситуация не изменится, то машину будут продавать вовсе «голой», даже без запчастей, признается Роман Евсеенко.

«В конце апреля захлопнулось последнее окно в Европу – закрылся пункт пропуска Стурскуг на российско-норвежской границе», - говорит он.

В Норвегии могли лишь наиболее опытные водители, добавляет он. Ведь в этой стране суровый климат, и сложные условия автоперевозок. Сейчас европейцы ищут способы трудоустройства в европейские транспортные компании опытных водителей из России.

«Прибалты запретили трудоустраивать россиян на законодательном уровне, скандинавы утверждают, что можно, но на все согласование уйдет не менее года. Трудоустройство оценивается в €10 тыс., но пока не понятно как эта система будет работать», - добавляет Р. Евсеенко.

Как проехать в «Новую Европу?»

Однако пока международные грузоперевозчики работают. Пока, потому что грузы идут по инерции, согласно контрактам, заключенным до февраля 2022 года. По подсчетам Евсеенко в грузоперевозках задействованы 80% фур и большегрузов. Но новых международных контрактов нет и не предвидится,.

«Парк пока не успел встать окончательно. Пока мы еще не понимаем как будет это работать потом, после того как контакты будут выполнены», - признается Р. Евсеенко.

Есть надежда на Китай, Узбекистан, Казахстан, Иран и Турцию – эти страны теперь называют «Новой Европой». Однако здесь российским автоперевозчикам приходится биться друг с другом в жесткой конкурентной борьбе. Например, Турцию называют наиболее приоритетным направлением, но грузы идут через пункт пропуска «Верхний Ларс» (границы России и Грузии).

«Нет. Грузы не идут, фуры выстроили в очередь и стоят. В конце апреля ее длина достигла 107 километров», - говорит Евсеенко.

Ситуацию обостряет низкая оснащенность таможенных пунктов, пропускная способность их – до 900 грузовых транспортных средств в сутки.

«Стоят блокпосты, полиция. Последние даже предлагают объехать очередь, но за дополнительную плату», - продолжает Р. Евсеенко.

Можно проехать через Азербайджан, но нет разрешения, добавляет он. Есть паромные линии из Новороссийска, но ее цена – $3 тыс. в одну сторону. Возможно возить грузы в Иран, но необходимо получать визы и они тоже дорогие, перечисляет Евсеенко новые условия работы.

Грузопоток в Казахстан удвоился, а скорость доставки, со слов участников рынка стала в три раза меньше, до 30 дней. Владельцы грузов жалуются на проблемы с транспортом, так как часть грузов, которые направляют в Казахстан, идут или в Китай, и таких грузов большинство, или в старую Европу, но в этом направлении работает ничтожно малое число перевозчиков Казахстана.

«В Старую Европу мы вернемся лет через пять. Наша новая реальность – изобретать новые схемы доставки грузов», - продолжает Р. Евсеенко. Причем участники рынка изобретают новые схемы доставки грузов даже в России. Например, по поиску грузов в Петербурге. Оказывается теперь, из-за ухода Maersk, в Северной столице нет ничего, что мог бы бизнес отправлять в другие российские города.

Иностранцы поднимают цены

Есть стоимость доставки грузов из России и по России падает, то стоимость доставки из Европы в Россию утроилась: автотранспортировка из Германии в России сейчас оценивают, в среднем, в €15 тыс., для сравнения, еще в феврале она составляла всего €4,5 тыс. Доставка груза из Польши в Калининград в начале года стоила €800, сейчас плечо в 140 км подорожало до €3,5 тыс. И главное требование грузовладельца – за рулем должен находиться европеец.

«Мы очень надеемся на ответные санкции. Как бы это не звучало, но мы ждем их. Иностранные перевозчики работают в условиях полнейшего отсутствия конкуренции, они повышают цены. Россияне распродают транспорт и готовятся к краху», - говорит Р. Евсеенко.

Чтобы сравнять доходы российских и европейских перевозчиков участники рынка предлагают доставлять груз до приграничных зон, а уже из приграничного ХАБа его и будут забирать российские перевозчики. Так сейчас организована доставка крупногабаритных грузов в Белоруссию. От перецепки и перегрузки освобождены лишь грузы у которых технологические особенности не позволяют следовать в установленные места для перегрузки или перецепки, и автовозы.

«Российским перевозчикам нужен приграничный ХАБ или склад. Но сейчас у перевозчиков его нет. Да и не может быть. А это значит он или должен быть построен, или рынок встанет. И чтобы поднять его, нужны будут намного больше денег и времени», - резюмирует Р. Евсеенко.
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
РЖД-Партнер
Поиск по сайтуЯndex