Таможенные льготы по действующему законодательству. Часть 2.

3 Апреля 2006

Льготы в области таможенного контроля

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Данное определение полностью совпадает с аналогичным понятием таможенного контроля, содержащимся в главе II Генерального приложения (E7 F3) Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Вместе с тем, определение таможенного контроля через "совокупность мер" юридически ограничивает рассматриваемый правовой институт, поскольку таможенный контроль может возникать, вообще не зависимо от осуществляемых таможенными органами мер.


Так, например, в соответствии с пунктом 1 ст. 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2 ст. 360 ТК РФ российские товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).

Таким образом, независимо от того, кто перемещает товар через таможенную границу Российской Федерации, какой товар перемещается и для каких целей, таможенный контроль будет присутствовать всегда, без каких-либо исключений.

Данный правовой аспект таможенного контроля имеет значение специального правового режима, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, требования которого обеспечивают осуществление таможенными органами необходимых проверочных мер (форм контроля).

При этом выбор соответствующих форм проверок и объемы их применения уже могут предусматривать некоторые исключения, в том числе и полное освобождение от конкретных форм таможенного контроля.

Поэтому к льготам в области таможенного контроля относятся только освобождения от отдельных его форм.

На основании пункта 1 ст. 386 ТК РФ освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливаются исключительно ТК РФ.

Соответственно перечень случаев освобождений, от таможенного досмотра и иных форм таможенного контроля, перечисленных в пунктах 2 - 6 ст. 386 ТК РФ не является исчерпывающим.

Например, согласно абзацу 1 пункта 2 ст. 294 ТК РФ таможенные органы не требуют предъявления им таких ввозимых международных почтовых отправлений как:

- почтовые карточки и письма;
- литература для слепых.
От таможенного досмотра освобождается личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей (пункт 2 ст. 300 ТК РФ).

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
 
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Управление рисками, как принцип проведения таможенного контроля также заимствован из Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (приказ ГТК России от 26 сентября 2003 г. № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации") риски разделяются на два типа:

- выявленные (выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства РФ уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте.);
- потенциальные (риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют).
В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ФТС России.

Таким образом, мотив выбора конкретной формы (форм) таможенного контроля должен основываться на результатах определенной аналитической работы.

Данные результаты охвачены специальным понятием "профиль риска". Например, в соответствии с подпунктом "б" пункта 60 раздела VII Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, решение о необходимости проведения таможенного досмотра принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа, если при проверке таможенной декларации выявлен Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра.

Не сложно заметить, что и в области таможенного контроля, освобождение от определенных его форм (при отсутствии рисков) со временем все меньше будет иметь значение льготы и станет восприниматься как таможенная операция, при которой достаточной будет проверка документов и сведений на перемещаемые через границу товары и транспортные средства.

Однако это все в будущем, а пока система управления рисками делает только первые шаги.
Упоминания о рисках в настоящее время увязаны в основном только с одной формой таможенного контроля - таможенным досмотром товаров и транспортных средств.

И здесь вновь уместно вспомнить о ТК РФ, который не достаточно уделил внимание управлению рисками как одному из основных принципов проведения таможенного контроля.
Совершенно очевидно, что какие то формы таможенного контроля будут применяться всегда, независимо от самого существования системы управления рисками, например, проверка документов и сведений (пункт 1 ст. 367 ТК РФ).

Применение других форм таможенного контроля может носить выборочный характер, например, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, специальная таможенная ревизия, получение письменных пояснений и др. Вот тут как раз и необходима система управления рисками, концептуальному содержанию которой должна быть посвящена отдельная статья или даже глава в ТК РФ. Тогда уже можно говорить более конкретно об уменьшении субъективного фактора при выборе необходимой формы таможенного контроля достаточной для целей обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства.

При этом ТК РФ содержит только три пункта (2, 3, 4) ст. 358 в которых упоминается о системе управления рисками, но ничего не говорится о том какая она должна быть и в каком статусе (методические рекомендации, инструкция, реестр признаков и оценок соответствующих рисков)

 

 

Халипов С.В.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Таможня и ВЭД"
Таможня.ру, www.tamognia.ru
Поиск по сайтуЯndex