Альтернативное топливо в России не имеет шансов на развитие?

23 Октября 2006

«Для России, располагающей мощнейшей углеводородной базой, любые проекты, связанные с производством альтернативного топлива, - экзотика», считают в Российской Биотопливной Ассоциации (РБА), которая объединяет производителей возобновляемого топлива - биоэтанола и биодизеля, и продвигает использование возобновляемых топлив в России.

По информации министерства сельского хозяйства США за 2004 г., этанол содержит на 67% больше энергии, чем требуется для выращивания зерновых и переработки их в этанол. Исследование отмечает, что в сфере производства этанола существенно увеличилась эффективность выхода энергии за счет высоких урожаев зерновых, развития технологий, в частности использования молекулярных сит, а также более эффективной практики ведения сельского хозяйства.

Другие топлива требуют больше энергии для своего производства, чем дают. Очищенный бензин вырабатывает на 15% меньше энергии, чем требуется для его производства.

По данным Argonne National Laboratory, использование 10% смесей этанола снижает выброс парниковых газов на 12-19% по сравнению с обычным бензином. Например, в 2004 г. использование этанола позволило сократить выбросы парниковых газов примерно на 7 млн т, что сравнимо с годовым выбросом 1 млн автомобилей.

Американская Пульмонологическая Ассоциация (Чикаго) подтверждает, что применение реформулированного этанолом бензина уменьшила образующие смог выбросы на 25% с 1990 г.

По данным РБА, мировым лидером в области производства биотоплива сегодня является Бразилия - данная отрасль существует в этой стране уже около 30 лет (кстати, в середине 70-х гг. СССР оказал помощь Бразилии в организации массового производства этанола (этилового спирта), поставив ей большое количество оборудования для изготовления спирта из сахарного тростника). При этом число производителей биотоплива и объемы его выпуска постоянно растут.

Тон в этом процессе задают нефтезависимые США и ЕС. Кроме того, биоэтанол и биодизель производят Малайзия, Индия, Китай, Австралия, Колумбия, ЮАР и ряд других стран.

Мировое производство моторного биотоплива (млрд л):

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г. (прогноз)

Биоэтанол

17,4

18,7

21,7

27,4

31,4

35,7

42,4

Биодизель

0,9

1,2

1,5

1,8

2,2

4,5

7

источник: Российская биотопливная ассоциация

В отличие от США и ЕС законодательная база в России не предусматривает никаких льгот поставщикам альтернативных топлив, а в таких условиях данная отрасль практически не имеет шансов на развитие.

Однако российские агропромышленные компании, похоже, имеют возможность выйти на этот рынок. По данным Российской биотопливной ассоциации, в ЕС действует перспективный план по наращиванию потребления биотоплива, и пока европейские его производители, несмотря на господдержку, с ним не справляются.

На начальной стадии развития отрасли биотопливо во многих странах рассматривалось как один из инструментов сокращения негативного воздействия транспорта на окружающую среду. В этой связи в мировой практике активно применяется стимулирование его производства в виде всевозможных налоговых льгот и дотаций как непосредственно заводам, так и производителям сельхозпродукции, являющейся в данном случае сырьем.

К сегодняшнему дню, в условиях роста цен на углеводороды, роль биотоплива расширилась: теперь внутреннее его производство - уже одна из составляющих (конечно, не самая главная) энергетической безопасности ресурсно-дефицитных стран.

Например, в ЕС действует специальная директива 2003/30/ЕС, обязывающая страны-члены ЕС поддерживать долю биотоплива в общем объеме производства горючего на уровне 2% до 2005 г. и 5,75% до 2010 г. Пока, правда, положения этой директивы не выполняются. Доля биотоплива на рынке бензина и дизтоплива в странах ЕС, по данным Еврокомиссии, составляла около 0,6% в 2003 г., менее 1% в 2004 г. и менее 2% в 2005 г.

Но перспективная цель еще может быть достигнута. По текущим оценкам, к 2010 г. в ЕС ожидается трехкратный рост спроса на биотопливо. Такие показатели должны обеспечить не только около 100 действующих заводов, но и новые мощности: 40 заводов по производству биодизеля и 60 - биоэтанола. Суммарный объем инвестиций в данные проекты оценивается в $3,6 млрд.

Нельзя исключить вероятности того, что росту доли биотоплива на топливном рынке ЕС будет способствовать его производство в России.

При этом у биоэтанола больше шансов на развитие производства в РФ, чем у биодизеля, что связано с сырьевым вопросом. В то время как биоэтанол является продуктом переработки практически любой биологической массы, биодизель получают путем перегонки масла, полученного из различных масличных культур, перепроизводства которых в отечественном сельском хозяйстве не наблюдается. Однако и биоэтанол в промышленных масштабах в России пока не производится.

В прошлом году депутаты Госдумы, правда в рамках урегулирования рынка алкогольной продукции, предлагали низкокачественный и нелегально изготовленный этиловый спирт пустить на моторное топливо, а также снизить налоги на производство технического этилового спирта и уменьшить акцизную ставку на бензин со спиртовой добавкой. Однако ни одна из этих новаций не прошла. В итоге сегодня в законодательной базе есть только технические условия и нормативы на производство топлива на основе спиртовых добавок, сообщает Российская биотопливная ассоциация.

В то же время проекты строительства заводов по производству биотоплива в России имеются. В основе их - рост цен на бензин и солярку, объективно способствующий повышению конкурентоспособности любой альтернативе нефти. Кроме того, биотопливные заводы теоретически должны способствовать подъему сельского хозяйства, а получаемый таким образом синергетический эффект обеспечит рост занятости населения.

Пока реализация спиртосодержащей продукции вне зависимости от ее назначения будет облагаться высоким акцизом, и пока в России не появится рынок для экспорта, весь производимый биоэтанол будет экспортироваться в Европу.

Действительно, в России нет закона, который хоть как-нибудь регламентировал производство и применение биотоплива. А ведь это имело бы важное значение не только для сельского хозяйства, которое неизбежно, из года в год, сталкивается с проблемами роста цен на ГСМ, но и для экологии. В современном мегаполисе, перенасыщенном автомобилями, мы и наши дети задыхаемся от нехватки чистого воздуха, ведь по оценкам управления по охране окружающей среды США бензин является крупнейшим источником искусственных канцерогенных веществ. А благодаря добавлению этанола - бензин обогащается кислородом, что способствует более полному сгоранию и уменьшению выбросов окиси углерода на 30%. Он также уменьшает выбросы токсичных веществ на 30%, а выбросы летучих органических соединений - более чем на 25%!

А, законы - так ведь не на камне высечены, можно пересмотреть, да и переписать.


Анна Белячкова

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
www.agronews.ru
Поиск по сайтуЯndex