| «Импортные» тонкости белорусского НДС10 Ноября 2006Несмотря на «льготный» порядок налогообложения российско-белорусских
торговых отношений, затруднительные ситуации у фирм все же возникают.
Хорошо хоть налоговики не оставляют компании в беде и довольно
оперативно разъясняют, как надо поступать в том или ином случае.
Вычет без сертификата о происхождении
Импортер обязан заплатить НДС в свою налоговую инспекцию лишь при ввозе
товаров, изготовленных в Республике Белоруссия. Это связано с тем, что
российско-белорусское Соглашение о взимании косвенных налогов,
подписанное 15 сентября 2004 года, было ратифицировано нашей страной с
оговоркой. Под термином «товары» в Соглашении понимается только
продукция белорусского или российского происхождения (Закон от 28
декабря 2004 г. № 181-ФЗ). Подтвердить происхождение товара можно
специальным сертификатом (форма СТ-1). Этот документ выдает
Торгово-промышленная палата Республики Беларусь.
Напомним, что по Соглашению требуется подавать в налоговую одновременно
с декларацией и заявлением о ввозе договор с белорусским поставщиком,
транспортные и товаросопроводительные документы, а также выписку банка,
которая подтверждает уплату налога. Причем для того чтобы принять НДС к
вычету, покупателю белорусских товаров необходимо получить отметку об
уплате налога на заявлении о ввозе. Ее инспекторы поставят после
проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, тем, которые
содержатся в декларации по НДС и в представленных вместе с ней
документах (приказ Минфина от 20 января 2005 г. № 3н).
А вот нужно ли сдавать в инспекцию сертификат СТ-1? Перечень
документов, приведенный в пункте 6 раздела I приложения к Соглашению,
закрыт. В нем не упомянуты документы, подтверждающие происхождение
товара. Значит, российские организации имеют полное право не
представлять сертификат СТ-1 в налоговую. Правда, этот документ могут
потребовать у них в рамках камеральной проверки.
Однако, как отметили специалисты ФНС (письмо от 8 августа 2006 г. №
ММ-6-03/780), если инспекторы не смогли убедиться в том, что
импортирован именно белорусский товар, отказаться поставить отметку они
не могут. Таким образом, отсутствие сертификата о происхождении СТ-1 не
может быть препятствием для вычета.
Нет ясности в отношении транспортных документов, которые необходимо
сдать в налоговую при почтовой торговле. В Соглашении их перечень не
уточняется. Зато налоговики отметили, что импортер вполне может подать
вместо транспортных бумаг документы, оформленные на почте. К их числу
относятся, в частности, таможенная декларация CN 23 и сопроводительный
адрес СР 71 либо бланк-пачка (для товаров, отправляемых в посылках).
Аналогичные разъяснения налоговые работники давали и прежде. Так,
например, в письме ФНС от 23 декабря 2005 г. № ШТ-6-06/1084 особо
подчеркнуто, что при представлении почтовых документов в качестве
транспортных, инспекторы не могут отказать фирме в отметке на заявлении
о ввозе.
Исправляем ошибки в заявлении о ввозе
Необходимость в корректировке поданного ранее заявления о ввозе может
возникнуть по разным причинам. Например, из-за ошибок в расчетах или же
неточностей в сведениях о поставщике или покупателе. Специалисты ФНС
разъясняют, что импортеры могут подавать исправленные заявления вне
зависимости от того, влияют поправки на сумму налога или нет. В том
случае, если ошибки касаются расчета НДС, российскому импортеру вместе
с новым заявлением необходимо будет сдать и уточненную декларацию.
Исправления в заявлении могут быть связаны с выявлением брака в партии
ввезенной продукции. ФНС в письме от 15 мая 2006 г. № ММ-6-03/490
указала, что в данном случае подавать корректирующую декларацию с
пересчитанным НДС можно после того, как импортер отразит в бухучете все
расчеты по претензии. А если речь идет о предпринимателе или
фирме-«упрощенце», то уточнить декларацию можно будет не раньше
возврата некачественного товара белорусскому поставщику. Соответственно
и новое заявление о ввозе нужно будет подать в эти же сроки, отмечают
эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера».
Переплата зачету не подлежит
Специалисты ФНС еще раз высказались против зачета переплаты НДС,
возникшей по внутренним операциям (КБК 182 1 04 01000 01 1000 110), в
счет «белорусского» налога (КБК 182 1 04 01000 01 0000 110). Инспекторы
ссылаются на то, что порядок уплаты НДС при импорте из Республики
Белоруссия регулируется международным документом. А он имеет приоритет
перед Налоговым кодексом (согласно нормам которого оба платежа
поступают в один бюджет). Так, Соглашение предусматривает, что импортер
должен представить в налоговую инспекцию банковскую выписку,
подтверждающую уплату НДС по ввезенным товарам, то есть документ,
свидетельствующий о перечислении налога именно на «белорусский» КБК,
поясняет ФНС, а именно это и не позволяет произвести зачет.
Правда, инспекторы не возражают против зачета переплаты в счет будущих
платежей по «белорусскому» НДС. При этом налоговая поставит отметку об
уплате на заявлении о ввозе в отношении последующих поставок после
такого зачета (письмо ФНС от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450).
К. Рябцев обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
| | |
| |