МИИТ строит комплекс

3 Декабря 2006

До конца ноября правительство должно подписать постановление о создании последнего университетского комплекса (УК), объединяющего железнодорожные техникумы и вуз.

Это постановление завершит формирование новой системы отраслевого образования на основе УК. Документ должен регламентировать включение 16 техникумов Центрального региона России в состав ведущего вуза отрасли – Московского университета путей сообщения (МИИТа). В случае «опоздания» правительственного документа эти техникумы останутся без финансирования в I квартале 2007 года, поскольку с 1 января все ссузы должны либо перейти на региональные бюджеты, либо войти в состав вузов. А «осиротевшие» отраслевые техникумы, предварительная договоренность по передаче которых Федеральному агентству железнодорожного транспорта достигнута, университет сможет подхватить на свой баланс только с начала очередного отчетного финансового периода, то есть с 1 апреля.

Впрочем, ректор МИИТа Борис Лёвин уверен, что поводов для паники пока нет – подготовка документов в правительстве идет своим чередом. Тем временем руководство вуза начало информационную кампанию по снижению напряженности, вызванной предстоящим объединением, в городах и областях, где расположены техникумы, и непосредственно в учебных заведениях.

– Борис Алексеевич, МИИТ завершает серию объединений отраслевых учебных заведений в университетские комплексы. Чем вызваны ваши поездки в регионы, ведь другие железнодорожные УК уже действуют, то есть опыт наработан?
– МИИТ обслуживает Центральный регион – Юго-Восточную, Московскую, Северную, Горьковскую, Октябрьскую, Приволжскую магистрали, потому в структуру нашего УК войдет беспрецедентное по количеству и географии число техникумов.
Вторая причина – с учетом экстерриториальности железных дорог отраслевые техникумы привязаны не к одному, а сразу к нескольким регионам. Что не всегда устраивает местные власти и требует дополнительных договоренностей.
И наконец, главная причина. Выпускники техникумов чрезвычайно востребованы на железнодорожном транспорте, поэтому для нас важно, чтобы реформа не нарушила нормального ритма работы средних учебных заведений. Поэтому мы заранее и начали работу не только с техникумами, но и с руководителями дорог и местными властями. В октябре мы отработали юго-восточное направление: посетили техникумы в Ельце, Воронеже и Тамбове.

– Что в первую очередь интересовало сотрудников и учащихся техникумов?
– Везде задавали вопрос: если МИИТ приобретает филиалы, то будет ли он готовить в них специалистов с высшим образованием? Я отвечал, что мы об этом пока не думаем. МИИТ исторически никогда не имел филиалов, и мы дорожим своей фундаментальной подготовкой и значимостью своего диплома.
Кроме того, я вижу смысл объединения в усилении подготовки специалистов именно со средним образованием. То есть УК – это не поглощение техникумов вузом, а действительно партнерство высшего и среднего образования. Разъяснение этих вопросов на местах позволило снять возникшую напряженность.
Кроме того, в техникумах оценили перспективы сотрудничества. Они получат статус филиала ведущего отраслевого вуза, что много значит для привлечения ребят, может быть, даже в противовес одиннадцатилетке, потому что здесь они будут видеть перспективу непрерывного образования. Основа этого – максимальное согласование учебных планов ссуза и вуза. В то же время мы понимаем: выпускник техникума должен идти на производство, где существует кадровый дефицит, но если он не поступит в институт, его заберут в армию. Поэтому мы сейчас разработали схему, по которой из лучших выпускников техникума формируются отдельные группы. Эти ребята два дня учатся, два – работают на производстве. При этом они получают целенаправленную практическую подготовку и выходят сильными практиками с хорошим высшим образованием.
Далее, мы договорились с техникумами, что на основе максимального сопряжения учебных программ студенты смогут пользоваться нашими методическими наработками или посредством телеконференций слушать лекции наших ведущих лекторов. Все это позволит создать особые условия подготовки ребят в техникумах для дальнейшей учебы в вузе.
Мы будем оказывать поддержку ссузам и в разработке различных схем привлечения внебюджетных средств, например за счет повышения квалификации и переподготовки кадров, довузовского образования и так далее.

– Что обсуждалось в ходе встреч с начальником дороги?
– Надо отдать должное начальнику Юго-Восточной дороги Анатолию Володько, который с большим вниманием относится к вопросу подготовки кадров. Мы оговорили с ним целый ряд схем, которые позволят сочетать учебу студентов с работой на производстве. Производственная практика будет проходить на рабочих местах. Нам интересно, чтобы ребята не столько готовили отчет о практике, сколько получали право самостоятельной работы в конкретной должности. Из этих должностей год от года складывается кадровая траектория сначала студента, а затем и специалиста.

– Как региональные власти отнеслись к вашему появлению, ведь для них уход техникумов – это некая потеря: имущества, налогов…
– Я встречался с руководителями областей, ответственных за образование. Их порадовало, что ректор вуза по своей инициативе приехал на место, ведет открытый диалог. В целом мои обращения и предложения нашли поддержку. Регионы понимают, что если они возьмут наши техникумы на свой бюджет, то у них не будет возможностей и целей сохранить их как техникумы железнодорожного транспорта. А если они начнут их перепрофилировать, то транспортная отрасль, в том числе областная, пострадает. Поэтому из всех преференций региональные министерства образования попросили нас только организовать целевой набор для своих студентов. После завершения всех встреч нам останется только обговорить с регионами квоты. В ближайшее время мы организуем поездку по Северной железной дороге, а потом в планах – Горьковская и Московская дороги.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
www.gudok.ru
Поиск по сайтуЯndex