| Временный запрет деятельности юридического лица – новое правомочие таможенных органов7 Декабря 2005После 11 августа 2005 года должностным лицам таможенных органов
придется учиться новому способу ограничивать деятельность юридических
лиц, а именно временно запрещать их деятельность. Данное право
предусмотрено законодательными новеллами Кодекса РФ об административных
правонарушениях, однако оно будет предоставлено должностным лицам
таможенных органов только в отношении тех юридических лиц, которые
осуществляют свою деятельность в области оборота веществ, инструментов
или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств
или психотропных веществ.
Дело заключается в том, что Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а
также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных
актов Российской Федерации", опубликованным 13 мая 2005 года в сотом
номере "Российской газеты", и вступающим в силу через 90 дней с момента
опубликования, в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена
новая статья под номером 6.15 "Нарушение правил оборота веществ,
инструментов или оборудования, используемых для изготовления
наркотических средств или психотропных веществ".
Должностные лица таможенных органов, наряду с органами внутренних дел,
органами здравоохранения, органами Госнаркоконтроля, с 14 августа 2005
года будут наделены правом составлять протоколы об административных
правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.15
КоАП РФ. Кто именно из должностных лиц будет уполномочен составлять
протоколы по данной статье должна будет решить ФТС РФ путем издания
нового приказа, либо внесения дополнений в существующий приказ ФТС РФ
от 15.03.2005 № 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской
Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных
правонарушениях и осуществлять административное задержание".
Объективная сторона, являющаяся элементом состава административного
правонарушения, по статье 6.15 КоАП РФ, относящейся к компетенции
таможенного органа, заключается в нарушении юридическим лицом 1) правил
ввоза веществ, инструментов или оборудования, используемых для
изготовления наркотических средств или психотропных веществ или 2)
правил вывоза веществ, инструментов или оборудования, используемых для
изготовления наркотических средств или психотропных веществ 3) правил
пересылки в международных почтовых отправлениях веществ, инструментов
или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств
или психотропных веществ.
Иные неправомерные действия правонарушителя, а именно нарушение правил
производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска,
реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки внутри страны,
приобретения, использования, уничтожения веществ, инструментов или
оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или
психотропных веществ, будут являться объектом внимания иных
уполномоченных государственных органов - органов внутренних дел,
органов здравоохранения, органов Госнаркоконтроля.
Предметом рассматриваемого правонарушения являются инструменты или
оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или
психотропных веществ. Перечень инструментов и оборудования,
используемого для изготовления наркотических средств или психотропных
веществ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от
22 марта 2001 г. № 221. В него входят: пресс-инструменты, используемые
с оборудованием для прессования таблеток, оборудование для наполнения
ампул, оборудование для запайки ампул, оборудование для прессования
таблеток.
Кроме этого, предметом правонарушения являются прекурсоры наркотических
средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при
производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и
психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией
Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Перечень прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации,
утвержден Списком IV постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июня 1998 г. № 681. К ним относятся ацетон, лизергиновая кислота,
перманганат калия, серная кислота, соляная кислота, этиловый эфир и
другие вещества.
В качестве санкции статьи 6.15 КоАП РФ предусмотрено наложение
административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до
одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (что составит от 50 тыс.
руб. до 100 тыс. руб.) с конфискацией веществ, инструментов или
оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или
психотропных веществ, или без таковой либо административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией
веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления
наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой.
Собственно административное приостановление деятельности юридического
лица и является новым специфическим видом административного наказания,
который следует учитывать таможенным органам в процессе
правоохранительной деятельности.
В соответствии со статьей 3.12, также впервые введенной в КоАП РФ,
административное приостановление деятельности заключается во временном
прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их
филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или
сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ),
оказания услуг.
Административное приостановление деятельности назначается судьей на
срок до девяноста суток. На основании ходатайства лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или
юридического лица судья может досрочно прекратить исполнение
административного наказания в виде административного приостановления
деятельности, если установит, что обстоятельства, послужившие
основанием для назначения данного административного наказания,
устранены.
С целью пресечения правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена статьей 6.15 КоАП РФ и обеспечения условий для
своевременного и правильного рассмотрения дела, таможенные органы
наделены правом временного запрета деятельности – именно такая мера
обеспечения производства по делу об административном правонарушении
установлена введенным в КоАП РФ пунктом 10 статьи 27.1.
Как указано в статье 27.16 КоАП РФ, раскрывающей содержание указанной
меры обеспечения, временный запрет деятельности заключается в
кратковременном, (на срок до рассмотрения дела судом), прекращении
деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений
юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации
агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных
видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток и
исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов,
представительств, структурных подразделений юридического лица,
производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов,
зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности
(работ), оказания услуг. Данная норма установлена статьей 27.17 КоАП РФ.
Приняв решение о временном запрете деятельности, должностное лицо
таможенного органа должно будет составить протокол, в котором должно
быть указано основание применения этой меры обеспечения производства по
делу об административном правонарушении, дата и место его составления,
должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол,
сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся
временному запрету деятельности, время фактического прекращения
деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, или законного
представителя юридического лица.
Протокол о временном запрете деятельности должен быть подписан
составившим его таможенником, а также законным представителем
юридического лица. Копия протокола о временном запрете деятельности
вручается под расписку законному представителю юридического лица.
Учитывая указанные нововведения участникам ВЭД, осуществляющим ввоз,
вывоз или международную пересылку прекурсоров либо специального
оборудования, которое может использоваться для производства наркотиков
и психотропных веществ, следует обратить внимание на новые полномочия,
предоставленные Федеральной таможенной службе.
Большаков А.В.
| | |
| |