В настоящее время С.-Петербург, являясь вторым по экономическому
потенциалу городом России, заметно отстает от Москвы и тем более от
европейских городов по развитию современной складской инфраструктуры
(см. таблицу), тогда как удобное географическое расположение в
непосредственной близости от стран Евросоюза и благоприятные
институциональные условия, созданные в последние несколько лет
городской администрацией с целью развития бизнеса в данном регионе,
способствуют строительству современных складских комплексов.
Обеспеченность
современными складами
в некоторых
восточноевропейских городах,
м2 на 1000 чел.
Город | Площадь, м2 на 1 тыс. жителей |
С.-Петербург | 26 |
Москва | 72 |
Будапешт | 200 |
Прага | 470 |
Варшава | 620 |
По официальным данным, на 1 января 2005 г. в
С.-Петербурге насчитывалось 4039 складских строений общей площадью 5
007 900 м2. Еще 726 900 м2 - встроенные помещения, т. е. совокупный
объем складских площадей составил 5 734 800 м2. В черте города склады
распределены неравномерно - по количеству складских площадей лидируют
промышленные районы: Кировский (668 000 м2), Московский (638 000 м2),
Фрунзенский (582 500 м2). Это объясняется тем, что здесь в основном
находятся склады заводов и фабрик, а также построенные еще в советские
времена базы и хранилища. Из общего количества к складам класса А можно
отнести примерно 155 000 м2 (или 3% всего количества), к складам класса
В - около 206 000 м2 (4%). Велика доля складских комплексов,
обслуживающих потребности внешней торговли. Почти половина всех
городских складов (примерно 2,62 млн. м2) предназначена для
обслуживания внешнеэкономического грузопотока, из них 2 млн. м2 -
портовые мощности, остальное - внутренние терминалы, выполняющие
накопительную, перетарочную и таможенную функции. Следует отметить, что
в городе существует и не учитываемое статистикой большое количество
небольших площадок и временных сооружений, приспособленных для хранения
различных грузов. Они есть практически на территории каждого крупного
или среднего предприятия.
Темпы ввода новых складских объектов также заметно отстают от
необходимого уровня и, к сожалению, не демонстрируют стабильного роста.
Строительство новых складских комплексов территориально
тяготеет к району Морского порта и Кольцевой автомобильной дороги
(КАД). Так, в соответствии с Концепцией развития группы компаний ОАО
"Морской порт Санкт-Петербург" до 2010 г. планируется инвестировать
около 8 млрд. руб. В течение будущего года ОАО "Морской порт
Санкт-Петербург" намерено построить рефрижераторный терминал,
реконструировать причал № 21 второго района порта. До 2008 г.
планируется построить первую очередь контейнерного терминала,
глиноземный терминал и терминал минеральных удобрений, склад грузов
открытого хранения и склад для перевалки металлолома. К 2010 г. должны
быть введены вторая очередь контейнерного терминала и комплекс наливных
грузов.
Уже в 2006 г. на проведение проектных работ бюджетом порта предусмотрено выделить 157 млн. руб.
Складские проекты в районе КАД
Наименование | Расположение | Класс | Общая складская площадь, м2 | Инвестор | Инвестиции, млн.евро | Примечание |
Холодильный логистический комплекс | Шушары | | Три модуля: холодильный - 30 000, дистрибьюторский центр - 5000, цех переработки и упаковки | Региональный фонд развития Ямала, 000 «Спутник» | 20 | В составе комплекса планируется бизнес-центр и гостиница, сдача 1-й очереди - 2007 г. |
Логистический комплекс | Шушары | - | Закрытые склады - 185 000, холодильные камеры - 46 000 | Неватранстерминал | 107 | Площадь участка 100 га |
Логистический терминал | Шушары | - | н.д. | Национальная контейнерная компания | 150 | Площадь участка 90 га, ввод 1-й очереди - конец 2006 г. |
Логистический центр | Шушары | | н.Д. | ЗАО «Логистика-терминал» | 100 | Современный логистический центр, окончание строительства - к 2016 г., площадь участка 91 га |
Складской комплекс Pepsi Bottling Group Russia | Промзона «Парнас» | | 7500 | Pepsi Bottling Group, Russia | 6,5 | |
PNK Logistics | Московское ш. | А | 14 000 | PNK Logistics | н.д. | - |
Складской комплекс готовой продукции | п. Шушары, уч-к 74 (Бадаевский) | | 3754 | н.Д. | н.Д. | - |
Логистический центр Интертерминал- Предпортовый | Кубинская ул. | А | 60 000 | ГК«Инкотек» | н.Д. | Площадь
участка 24,6 га, четыре склада класса А (всего 70 000 м2),
многофункциональный контейнерный терминал на 5000 TEU и офисно-бытовые
помещения (около 10 000 м2). 1-я очередь уже сдана. Окончание
строительства - 2006 г. |
Логистический центр | Пересечение КАД и Выборгского ш. | А | 10 000 | MK ПСБ, концерн Schenker | 8 | Плюс таможенный терминал со складом временного хранения площадью 7000 кв. м |
Складской терминал | Шушары | А | 10 000 | Sunway | 7 | Площадь участка - 3 га, для собственных нужд |
Холодильный логистический комплекс | Шушары | | 3 модуля: холодильный - 30 000, дистрибьюторский центр - 5000, цех переработки и упаковки | Региональный фонд развития Ямала, 000 «Спутник» | 20 | В составе комплекса планируется бизнес-центр и гостиница, сдача 1-й очереди - 2007 г. |
Складской терминал | Мурманское ш. | А | 20 000 | РТБ «Диалог» | н.Д. | - |
Складской терминал | Московское ш. | А | 50 000 | РТБ «Диалог» | н.Д. | - |
В районе КАД идет строительство складских объектов с суммарным объемом
инвестиций порядка 650 млн. USD общей площадью примерно 600 тыс. м2
(против 450 тыс. м2 в 2005 г.). Наиболее привлекательными для
инвесторов являются восточное и особенно южное полукольцо. В зоне
восточного полукольца строят складской комплекс площадью 7,5 тыс. м2
(промзона "Парнас", строительство осуществляет Pepsi Bottling Group
Russia; инвестиции в проект составляют около 6,5 млн. USD) и складской
терминал площадью 20 тыс. м2 класса А (Мурманское шоссе; инвестор -
компания "РТБ Диалог"). На южное полукольцо КАД приходится
строительство более 350 тыс. м2 складских площадей. Самые крупные
проекты располагаются в районе п. Шушары. Более подробная
характеристика реализуемых складских проектов в районе КАД приведена в
таблице.
Из реализованных проектов можно выделить введенный в
эксплуатацию в 2006 г. терминально-логистический центр (ТЛЦ)
"Предстартовый.". Это первый на Северо-Западе России
многофункциональный транспортно-логистический комплекс класса А,
располагающий крупнейшим в России внутренним ("тыловым") контейнерным
терминалом. Комплекс расположен на юге С.-Петербурга, в промышленной
зоне "Предпортовая-1", базовая ж.-д. станция "Предпортовая" (ОЖД)
находится в непосредственной близости от кольцевой автодороги и
Западного Скоростного Диаметра, Московского и Киевского шоссе (1,2 км),
аэропорта Пулково (3 км) и морского порта Санкт-Петербург (4,2 км). ТЛЦ
ориентирован на работу с экспортно-импортными грузами в режиме тылового
железнодорожного" терминала морского порта Санкт-Петербург. Терминал в
первую очередь предназначен для переработки грузовых партий при
переходе с морского транспорта на сухопутный и наоборот.
ТЛЦ"Предпортовый" оказывает полный комплекс логистических услуг,
включая доставку "от двери до двери",организацию интермодальных
перевозок и таможенное оформление.
Дальнейшие перспективы развития складских комплексов города
связаны с участками, расположенными за пределами плотной городской
застройки, преимущественно вблизи морского порта, КАД, а также крупных
магистралей или их пересечений. Больше всего складских комплексов
запланировано к рводу в Выборгском, Красногвардейском, Московском и
Пушкинском районах. В Выборгском районе (север города) новые проекты
сосредоточены в основном в нежилой зоне "Парнас". Она сформировалась в
1970-1980 гг. и имеет развитую инфраструктуру, однако свободных мест
здесь практически не осталось. Популярно у инвесторов и Выборгское
шоссе в зоне пересечения с КАД. В Красногвардейском районе (на востоке)
развивается промзона "Ручьи". В Московском районе (юго-запад) склады
сосредоточены в нежилой зоне "Предпортовая", a а Пушкинском (юг) -в
зоне "Шушары". Кстати, именно Пушкинский район - абсолютный лидер по
масштабу реализуемых проектов (под складское строительство здесь уже
забронировано 156 га земли).
Для развития складов важное значение имеет и тот факт, что по новому
генплану Петербурга "Шушары-2", "Предпортовая-3", "Нойдорф" в Стрельне
(наряду с "Металло-строем-2" и "Конной Лахтой") отнесены к промзонам
первоочередного развития. В последнее время к этой категории все чаще
относят и нежилую зону "Юго-Западная". В 2005 г. из бюджета города на
обустройство этих территорий выделено 260 млн. руб. Чтобы поощрить
инвесторов, правительство города установило для "Предпортовой",
"Шушар", "Металлостроя", "Конной Лахты" и частично "Парнаса"
минимальную по городу кадастровую стоимость земли - 750 руб./м2
(земельный налог составляет 1,5% этой суммы).
|