
При
продвижении продукции на новые рынки производитель обычно обладает
минимумом информации о местных компаниях. Как же найти достойного
партнера, сильного местного игрока? Цель определяет стратегию. Поэтому,
прежде чем определять формы поиска "достойного партнера, сильного
игрока" в регионе (ехать или не ехать, наводить справки или просить
рекомендации), важно четко определить цели поиска дистрибутора Вашего
продукта. А цели могут быть разные.
Цель №1 - увеличить объем
продаж. Исходя из такой цели, формируется задача для отдела продаж с
переходом в задачу для дистрибутора в регионе: "Выполни план продаж
любой ценой". Отдел продаж производителя и региональная дистрибуторская
компания концентрируются только на результате - на объеме продаж. Для
контроля достижения результата руководство усиливает давление по всем
цепочкам организации с переходом на заказчика (см фото).
РМ - региональный менеджер
РОП - руководитель отдела продаж
СВ - супервайзор
ТП - торговый представитель
Эффективность такой дистрибуции заключается в менеджменте, который мы назвали "весовым" менеджментом.
Если
Вы ищете таких дистрибуторов, то их большинство, и ошибиться
практически не возможно. Для того чтобы убедиться в этом, пообщайтесь с
торговым представителем и его заказчиком. Наверняка они измучены
постоянным прессингом и конфликтами.
Компании, которые пользуются такой стратегией, со временем сталкиваются с одними и теми же трудностями. Это:
- нереальные планы продаж, которые ведут к усилению конфликтов и разрыву отношений;
- большая дебиторская задолженность;
- зависимость от торгового представителя, который обеспечивает выполнение плана продаж.
А
все из-за того, что ни производитель, ни дистрибутор не стремятся
управлять продажами. Для производителя важно, чтобы дистрибутор выбрал
план продаж на свой склад, а для дистрибутора важно, чтобы торговые
представители вывезли этот товар со склада. Куда и сколько - это не
имеет значения. Важен только результат в текущем моменте.
А если
разобраться, то объем продаж зависит от показателей количественной и
качественной дистрибуции (представленность) и от мотива конечного
потребителя к покупке данного товара. Если бы организация стремилась
управлять объемом продаж, то в первую очередь она бы стремилась
управлять представленностью и мотивом к покупке.
Вот так на
смену системе сбыта производственной компании с задачей: "Выполни план
продаж любой ценой" приходит новая: "Выполни план продаж путем
управления продажами пакета товара в ключевых сегментах розницы",
которая формирует другой тип дистрибуции, требует пересмотра критериев
выбора и оценки дистрибуторов.
Цель №2 - управлять продажами
продукта на региональной территории. Исходя из такой цели, формируется
задача для отдела продаж: "Выполни план продаж путем управления
продажами пакета товара в ключевых сегментах розницы". Исходя из задачи
для системы сбыта производителя, формулируется новая задача для
торгового отдела дистрибутора: "Обеспечь выполнение плановых
показателей по количественной и качественной дистрибуции".
При
такой системе сбыта основная задача торгового отдела дистрибутора -
добиться стабильности присутствия ключевых позиций продукта в ключевых
сегментах розницы. Ключевыми показателями работы торгового отдела
дистрибутора являются показатели количественной и качественной
дистрибуции. При такой дистрибуции торговый отдел распределяет по
ключевым сегментам розницы не объем продаж, а ключевые позиции продукта
(SKU).
Руководитель сбытовой системы производителя,
руководствуясь показателями количественной и качественной дистрибуции и
объемом продаж продукции по каждому сегменту, совместно с отделом
маркетинга (бренд-менеджером при дистрибуторе) разрабатывает и
запускает серию маркетинговых мероприятий по активизации продаж в
ключевом сегменте.
Здесь уже важен не подход торгового
представителя дистрибутора к работе с каждым заказчиком, а системный
подход производителя к работе с каждым сегментом.
Резюме.
Критерии и формы выбора дистрибутора в регионе зависят от фокуса
внимания Вашей компании и от определения Вашей компанией роли будущего
дистрибутора в продвижении продукта. Нет хороших или плохих
дистрибуторов. Есть те, которые подходят Вам для решения задач, и
другие. Заблуждением будет мнение, что Вы ищете дистрибутора. На самом
деле нет дефицита в дистрибуторах ни в одном регионе на постсоветском
пространстве. Есть дефицит в качественных услугах дистрибуторов. А для
определения возможности предоставления нужной вам услуги по дистрибуции
придется анализировать выстроенный бизнес-процесс, систему продаж
дистрибутора.