Сегодня конкурентоспособность компании зависит не столько от
того, что она делает, сколько от того, как она это делает. Решающее
значение для достижения успеха на рынке имеют бизнес-процессы, которые
обеспечивают удовлетворение спроса наиболее гибким и надежным способом.
Другими словами, как компания управляет своими процессами, и насколько
эти процессы соответствуют потребностям рынка, так же важно, как и
качество или цена продукции. Цель – подойти как можно ближе к конечному
потребителю. Это требует предельной степени гибкости и высокой
оперативности.
Потребители все чаще видят лишь небольшие различия между
конкурентными предложениями. И никакие маркетинговые уловки уже не
действуют. На переполненном рынке потребитель окружен одинаково
выглядящими товарами и их заменителями, которые исполняют те же
функции.
Товар или бренд?
Лояльность к бренду практически на всех рынках заменяется
предпочтением бренда. Другими словами, если товар с брендом есть, его
купят, если же товара с брендом нет, но есть заменитель, то бренд ждать
не будут. То есть если предпочитаемый бренд недоступен, то покупатель
часто охотно соглашается приобрести заменитель. Около 2/3 решений о
покупке принимается непосредственно в местах продаж, т.е. исходя из
присутствующего там ассортимента. В результате наличие товара на полке
часто одерживает победу над приверженностью торговой марке. На рисунке
1 приведена цепочка возникновения спроса на товар, продающийся на
потребительском рынке.
В данной цепочке потребитель приходит в магазин, чтобы приобрести
товар, например, сахар. Если сахара в магазине (у розничного продавца)
нет, тогда события могут развиваться в нескольких вариантах:
Вариант 1
- Потребитель идет в другой магазин, чтобы купить сахар.
- В следующий раз потребитель скорее всего пойдет в тот магазин, где он купил сахар.
- Магазин (розничный продавец) меняет поставщика (дилера). В
лучшем для дилера случае у магазина появляется альтернативный
поставщик, которому он отдает часть объемов дилера.
- У производителя падает объем продаж из-за того, что дилер
меняет поставщика. В лучшем для производителя случае дилер делит объем
между ним и альтернативным поставщиком.
Вариант 2
- Потребитель покупает заменитель сахара либо конфеты и т.п.
- В магазине падает объем продаж сахара и растут закупки заменителя и конфет, возможно, у другого дилера.
- Магазин (розничный продавец) меняет поставщика (дилера). В
лучшем для дилера случае у него появляется альтернативный поставщик,
которому он отдает часть объемов дилера.
- У производителя падает объем продаж из-за того, что дилер
начинает меньше продавать, а, следовательно, и меньше закупать
(потребители стали пить чай с заменителем сахара и гнать самогон или
делать патоку для выпечки из дешевых конфет). Другой причиной падения
объемов продаж производителя может быть смена поставщика. В лучшем для
производителя случае дилер опять же разделит объем между ним и
альтернативным поставщиком со всеми вытекающими из этого следствиями.
Вариант 3
- Потребитель соглашается подождать подвоза сахара. Например, зайти
на следующий день. Если товара (сахара) не будет и на следующий день,
то включаются варианты 1 или 2.
- Магазин и/ или дилер меняют своих поставщиков либо подбирают им альтернативу для увеличения объемов закупок между ними.
Важней товар на полках
В любом случае объем продаж производителя и дилера падает. Таким
образом, видно, что своевременная поставка либо, в крайнем случае,
оперативная ликвидация дефицита оказывается зачастую важнее бренда, а
наличие товара на полках становится так же важно, как и его реклама.
Здесь мы сталкиваемся с понятием доступности товара для конечного
потребителя. Доступность товара для потребителя имеет несколько
составляющих:
- Информированность потребителя о товаре или услуге. Полнота и достоверность информации о них.
- Насколько легко потребителю приобрести данный товар или услугу, то есть найти торговую точку, в которой они продаются.
- Скорость, с которой товар или услуга предоставляются клиенту.
- Надежность доставки, которая обеспечивает доступность товара для потребителя.
Маркетинговая логистика
Современный посредник-покупатель на любом рынке требует от
поставщиков максимально возможного уровня обслуживания, особенно в том,
что касается службы доставки. Мало кто из потребителей готов ждать.
Распределением надо управлять с умом. Управление распределением и называют маркетинговой логистикой,
потому что логистика - это инструмент маркетинга при продажах и
продвижении товаров и услуг, а маркетинг в свою очередь - инструмент
реализации логистической стратегии и тактики. Задача первостепенной
важности - не только потребителя, но и покупателя сделать неотъемлемой
частью маркетинговой стратегии. Одна из фундаментальных целей логистики
– согласование спроса и снабжения. Цель маркетинговой логистики –
взаимодействие рынка и компании, стремящейся удовлетворить требования
клиента.
Качество управления распределением
Прибыль компании, соотношение ее доходов и расходов
характеризует конечный результат ее деятельности, но не характеризует
способы и качество управления процессами, которые приносят прибыль или
формируют затраты. Для этих процессов характерны такие показатели:
- удовлетворенность покупателя;
- затраты на обслуживание покупателя;
- затраты покупателя на обслуживание приобретенного товара;
- длительность производственного цикла.
А теперь рассмотрим основные показатели, используемые для маркетинговой логистики и управления распределением.
Время, за которое товар проходит всю цепочку
Время от момента поступления (входа) в цепочку и до момента
выхода из цепочки, например при поставке товара в магазин дилером. Оно
определяет потребность всей цепочки (ее участников) в оборотных
средствах. Параметры, влияющие на время прохождения цепочки:
- Маршрут доставки.
- Скорости оборота товарных запасов на каждом этапе/участке цепочки.
Пример
Поставка товара осуществляется из КНР на условиях FCA-Вэйфан либо возможна поставка FCA-Шанхай.
Возможные маршруты поступления на территорию РФ:
- Вэйфан-Забайкальск
- Шанхай-порт «Восточный»
- Шанхай-порт Санкт-Петербург
Примечание: близкие к СПБ порты (Рига и т.п.) не рассматриваем, т.к.
на срок они практически не влияют, а используются для удобства
экспедитора.
Поставка от границы (считаем, что таможенная очистка
производится на границе) до распределительного склада. Допустим, что
склад в Москве.
Сроки:
- Вэйфан – Забайкальск - Москва — 22-28 суток
- Шанхай-порт «Восточный» - Москва — 24-28 суток
- Шанхай-порт Санкт-Петербург — 45-52 суток.
Период оборота запасов на распределительном складе составляет,
например, 10-12 дней. Склад оборотный и страхового запаса не содержит.
Страховой запас размещен на региональных складах.
Среднее время доставки Дилерам:
- По ж/д – 4-6 суток
- Автотранспортом – 1-2 суток.
Период оборота запасов на складе дилера, с учетом оборота страхового
запаса, составляет, например, 24-28 дней (склад оборотный). Поставка Магазинам считается мгновенной.
Таким образом, в зависимости от маршрута товар проходит цепочку:
- Через Забайкальск за 58-72 суток.
- Через порт «Восточный» 60-72 суток.
- Через порт Санкт-Петербург — 81-96 суток.
Соответственно разнится и потребность в оборотном капитале.
|
Коэффициент снабжения
Коэффициент снабжения определяет качество снабжения цепочки (ее
участников). Показатель аналогичен коэффициенту оборачиваемости
запасов.
КС= Продажи системы за период / Средний текущий запас в системе (включая «запас в пути»)
Уровень сервиса
Показатель уровня сервиса в системе аналогичен показателю при управлении запасом через единичный склад.
Но при управлении системой распределения существует ряд
особенностей. Уровень сервиса, напомним, характеризует вероятность
исполнения заявки клиента. Уровень сервиса определяется по системе в
целом. Стоимость прохождения
товара через цепочку
Точнее, данный показатель лучше назвать средней стоимостью
прохождения товара от момента поступления (входа) в цепочку и до
момента выхода из цепочки, например при поставке товара в магазин
дилером. Хотя есть еще более распространенное название - «стоимость
дистрибуции», которая рассчитывается делением добавленной стоимости
(разница между ценой поставки в розничный магазин и отпускной заводской
ценой) на отпускную заводскую цену, и измеряется в процентах. Обычно
она измеряется в процентах от стоимости.
Например, затраты на прохождение товаров через систему
распределения от входа до выхода, за исключением платежей, связанных с
таможенным оформлением и оплатой НДС (на размер этих платежей повлиять
нельзя – определяются законодательством), составляют от 17,3% до 18,7%
цены, по которой поставщик передает товар в точке входа. Стоимость
дистрибуции может колебаться в более широких пределах, так как она
зависит от вида товара и региона, в котором осуществляется дистрибуция,
а также от качества менеджмента компании и качества управления
распределением. В эти затраты входит: - Стоимость перемещения товара (все транспортные затраты) внутри
системы распределения от точек входа до точек выхода (ввоз на
территорию РФ, доставка и перемещение между складами внутри системы
распределения, доставка товара в точки выхода товара из системы
распределения).
- Стоимость хранения товара на складах внутри системы распределения.
- Стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складах внутри системы распределения.
Если возможно выведение общей условной единицы товара, то возможно и
абсолютное измерение. Если как условную единицу товара можно вывести
весовые показатели, то можно указывать, что «средняя стоимость
прохождения 1 кг груза от момента поступления (входа) в цепочку и до
момента выхода из цепочки составляет 1,7 у.е.».
Все эти показатели используются при рассмотрении и анализе функционирования отдельных участков системы.
Управление распределением состоит из решения 2-х задач:
- Снабжение системы в целом.
- Распределение запасов по складам и уровням системы.
При этом, чем ниже уровень, тем меньше возможностей для
перераспределения. Так, со склада одного дилера осуществить поставку
другому дилеру намного сложней, чем с одного распределительного склада
на другой.
Рассмотрим стандартную модель закупки дилера и логику его действий.
Стандартная модель
независимой закупки дилера
Допущения:
- Поставщик представляет ассортимент из 10 позиций.
- Дилер закупает товар при возникновении потребности в объеме
транспортной партии. Вместимость подвижного состава, используемого
дилером, 1200 упаковок (допустим, 1 упаковка вмещает 16 единиц
продукции).
В таблице 1 отражена закупка дилером в момент N в объеме и ассортименте.
Табл. 1
Остаток продукции через неделю продаж обозначен в таблице 2.
Табл.2
Судя по остатку, потребуется пополнение в объеме и ассортименте (табл. 3).
Табл.3
Но потребность в закупке ниже транспортной партии. Причин отложить закупку у дилера может быть множество:
- недостаток средств для оплаты поставки (в т.ч. по товарному кредиту
- партия продана не вся, выручка пошла на закупку или оплату другого
товара);
- нехватка ассортимента. Придется ждать, пока не наберется
транспортная партия (остальной ассортимент имеется у него в наличии на
несколько недель);
- нехватка складских площадей;
- другие причины.
Примерно такими же соображениями дилер будет руководствоваться, если
делает закупки у нескольких поставщиков. Данная модель выбрана для
упрощения. В этом случае (если дилеру дается повод воспользоваться
приведенными соображениями), поставщик теряет больше, чем дилер.
- Существуют несколько способов «облегчить жизнь» обоим, например,
снять или снизить ограничение дилера по объему транспортной партии при
закупке путем введения дополнительных услуг, оказываемых поставщиком:
- региональный склад поставщика (для ликвидации дефицита)
расположен таким образом, что дилеру становится выгодной поставка от 60
упаковок;
- поставщик осуществляет консолидированную поставку нескольким дилерам в регионе.
Тогда дилер в случае необходимости может в оперативном режиме
пополнять свой товарный запас. Но и здесь возможны провалы в
ассортименте дилера. Наиболее распространенные причины:.
- персонал дилера, занимающийся управлением запасами и закупками, может быть недостаточно квалифицирован;
- закупка может производиться при отсутствии (дефиците) товара (причем дефицит товара у дилера может существовать несколько дней);
- плохо скоординированы потребности дилера и возможности поставщика восполнять запас дилера.
Управление товарными потоками:
системное и независимое
Даже самый сильный бренд может полностью реализовать свой
потенциал только при поддержке посредника (дилера, дистрибутора,
оптового или розничного торговца). Если поставщик может предложить
лучший набор ценностей с измеримым положительным экономическим влиянием
на дилера, то он выиграет борьбу и за этого покупателя и в конечном
итоге за потребителя. С учетом наметившейся тенденции к уменьшению
количества поставщиков и снижению издержек этот поставщик имеет
возможность получить преференции и дополнительные возможности. Он имеет
больше шансов установить долгосрочные взаимовыгодные отношения с
покупателями, став их стратегическим партнером и добившись того, что
они будут отдавать ему предпочтение перед всеми конкурентами. Довольный клиент в цене!
Для многих компаний становится целью уже не доля рынка, а доля
клиента, часть расходов покупателя (дилера), которую получает
поставщик. Также значимо качество клиентской базы и доли рынка. То есть
состоит ли клиентская база в основном из старых лояльных клиентов или
имеет место большая текучка кадров? В последнем случае прибыльность
компании не так высока, как могла бы быть. Увеличение доли постоянных
клиентов на 5% ведет к увеличению прибыльности от 25 до 85 %, если
рассматривать чистую приведенную стоимость динамики будущих
поступлений. Постоянный клиент прибыльнее нового по следующим причинам:
- Из-за затрат, которые понес поставщик на привлечение нового
клиента, этому новому клиенту может понадобиться время, чтобы он начал
приносить поставщику прибыль.
- Чем больше клиент удовлетворен отношениями с поставщиком, тем
больше он будет размещать у него заказов, в итоге в своей группе
поставщик может стать единственным.
- Постоянным клиентам проще продавать, ниже цена обработки и согласования заказа, ниже операционные издержки.
- Довольный клиент может рекомендовать поставщика другим прямо или косвенно.
- Часто лояльные клиенты менее чувствительны к цене, и они менее склонны менять поставщиков из-за повышения цен.
Рассмотрим, какой набор ценностей могут получить участники цепочки
товародвижения. Результаты возникновения дефицита у дилера
рассматривались выше при определении понятия доступности. Теперь
сравним товарные запасы, возникающие в цепочке товародвижения, которые
создаются для минимизации рисков как при независимом управлении
товарными запасами, так и при системном управлении товарными потоками.
Товарные запасы
При независимом управлении товарными потоками и запасами на
каждом этапе цепочки спрос является независимым, и каждый из участников
цепочки товародвижения будет стараться нивелировать (снизить) риски
возникновения дефицита, создавая страховой запас (рис. 2).
Рис. 2
Даже при квалифицированной локальной оптимизации запаса на
каждом из этапов цепочки поставок независимо от других
участников-этапов цепочки товародвижения будет создаваться товарный
запас (поставщика сырья можно исключить). Потребитель и магазин
(розничный продавец) скорее всего не будут создавать у себя страховой
запас, так как они производят закупки по необходимости. Страховые
запасы создадут и поставщик, и дилер. При этом поставщик создаст страховой запас готовой продукции
для снижения рисков, связанных с неопределенностью спроса. Если
поставщик еще является и производителем, то весьма вероятно, что он еще
создаст и запасы сырья для снижения рисков:
- возникающих при поставках сырья;
- связанных с неопределенностью спроса (чтобы иметь возможность
обеспечить дополнительный объем выпуска готовой продукции при скачке
спроса).
Дилер сформирует страховой запас готовой продукции для снижения рисков:
- связанных с неопределенностью спроса;
- возникающих при поставках.
Последствия формирования запасов для поставщика:
- Замораживание дополнительных средств в объеме дополнительных закупок сырья с неопределенным сроком возврата.
- Рост затрат, связанных с транспортировкой, перевалкой и
хранением сырья из-за закупки дополнительного объема сырья и связанных
с ней операций.
- Возможность возникновения дополнительных потерь сырья,
связанных с хранением (порча, усушка, утруска и т.п.) избыточного
запаса сырья.
- Возможность замораживания избыточных средств и увеличение
дебиторской задолженности с неопределенным сроком возврата (точнее –
просроченной дебиторской задолженности), связанные с увеличением
страхового запаса дилером.
- Рост кредиторской задолженности и затрат на ее обслуживание (проще – выплаты процентов по кредитам).
- Риски прекращения дальнейших закупок из-за затоваривания дилера.
- Возможность возникновения дополнительных потерь готовой продукции, связанных с хранением.
- Простой производственных мощностей из-за затоваривания всех участников товародвижения.
- Падение реноме его продукции в глазах розничных торговцев из-за их затоваривания.
- Возникновение затрат, связанных с привлечением новых дилеров либо возвратом старых.
Последствия формирования запасов для дилера:
- Замораживание дополнительных средств в объеме дополнительных закупок с неопределенным сроком возврата.
- Рост затрат, связанных с транспортировкой, перевалкой и
хранением из-за закупки дополнительного объема и связанных с ней
операций.
- Риск испортить отношения с поставщиком, ухудшить условия сотрудничества.
- Возникновение затрат, связанных с поиском и началом работы с новыми поставщиками.
- При переходе на другого поставщика вероятно увеличение
себестоимости продукции как минимум на первых порах, пока дилер наберет
необходимую скидку и выйдет на условия оплаты (отсрочку), которые
предоставлял ему старый поставщик.
- Риски прекращения магазином дальнейших закупок из-за его затоваривания.
- Возможность возникновения дополнительных потерь, связанных с порчей товара при хранении.
- Возможность замораживания дополнительных средств и увеличения
дебиторской задолженности с неопределенным сроком возврата (точнее,
просроченной дебиторской задолженности), связанных с затовариванием
розничного торговца.
Системное управление
распределением
Процессы, посредством которых ценность доставляется потребителю,
должны управляться параллельно и связанно с процессами, которые эту
ценность создают.
Успех на рынке часто определяется способностью поставщика
быстро реагировать на меняющиеся условия, в том числе при пополнении
складов посредников – дилеров и магазинов. Очевидно, что на всем
протяжении цепочки товародвижения план-график закупок последующего
звена является планом-графиком продаж для предыдущего звена. Так,
план-график закупок дилера будет являться планом-графиком продаж для
поставщика. Если дилер формирует у себя страховой запас для покрытия
рисков, связанных с неопределенностью спроса, тогда поставщику в этом
нет необходимости: страховой запас, покрывающий риски, уже сформирован
(при этом дилер лучше знает свой рынок и точнее может спрогнозировать
продажи) и размещен в непосредственной близости от потребителя. Отметим, что формирование страхового запаса у поставщика в
незначительном объеме возможно, допустимо, и все же иногда необходимо,
но требует отдельного решения. Страховой запас, сформированный дилером, намного ближе к
потребителю, чем в случае его размещения у поставщика, а это означает
повышение доступности товара для потребителя. При этом возможно разделение затрат на хранение страхового
запаса дилера между поставщиком и дилером. Например, в форме
дополнительной скидки, хранения части страхового запаса у поставщика
(но тут есть ряд минусов, например, снижение скорости ликвидации
дефицита).
При этом поставщик получает выгоды:
- Спрос становится зависимым, связанным, т.е. замораживать надо
средства для снижения рисков, связанных только с доставкой сырья, а
снижать риски, связанные с неопределенностью спроса необходимости нет –
нет этих рисков. Они учтены в запасе дилера.
- Оптимизируется запас сырья.
- Продукция производится фактически под заказ.
- Оптимизируются затраты, связанные с транспортировкой,
перевалкой и хранением, а также потерями сырья и готовой продукции при
транспортировке и хранении.
- Оптимизируется дебиторская задолженность и скорость оборота средств.
- Оптимизируется загрузка производственных мощностей.
- Увеличивается скорость прохождения продукции через систему
распределения, а, следовательно, увеличивается скорость оборота
средств, снижаются потери на брак и порчу продукции при хранении.
- Увеличивается (практически всегда) объем продаж из-за снижения вероятности возникновения дефицита.
- Появляется возможность снизить цену (и увеличить объем продаж)
для конечного потребителя из-за снижения общей себестоимости продукции.
- Повышается лояльность дилера.
- Увеличивается скорость реакции на изменения на рынке и скорость вывода новой продукции.
Дилер получает при этом следующие выгоды:
- Появляется возможность дополнительной скидки или иного покрытия.
- Снижаются потери на брак и порчу продукции при хранении из-за
увеличения скорости прохождения продукции через систему распределения.
- Появляется возможность (в некоторых случаях) перейти на систему работы «по реализации».
- Появляется возможность снизить цену (и увеличить объем продаж)
для конечного потребителя из-за снижения общей себестоимости продукции.
- Повышается лояльность поставщика.
- Увеличивается (практически всегда) объем продаж из-за снижения вероятности возникновения дефицита.
При достаточно большом количестве дилеров или региональных клиентов
системное управление распределением становится еще более выгодным и для
поставщика, и для дилеров. Сегодня на рынке чаще конкурируют не
компании или бренды, а цепочки поставок и качество управления ими.
Система распределения
и независимое управление
потоками и запасами
Из приведенных примеров видно, что:
- В системе распределения совокупный товарный запас может быть в разы
ниже (на практике – в 2,5-3,5 раза) того, который будет поддерживаться
участниками цепочки товародвижения при независимом управлении товарными
потоками.
- Из-за снижения потребности в товарных запасах снижается общая потребность в оборотных средствах.
- Из-за снижения потребности в товарных запасах снижается общая потребность в складских площадях для хранения.
- Затраты на транспортировку снижаются по следующим причинам:
- Происходит консолидация партий при доставке товара из-за совмещения партий доставки.
- Появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вид транспорта, например, вместо автотранспорта доставлять ж/д.
- При снижении потребности в товарных запасах сокращается объем
товара, который нужно провозить, хотя это и непродуктивно, т.е. на
склад.
- Повышается объем продаж по следующим причинам:
- Снижается вероятность возникновения дефицита у дилера.
- Товарные запасы перемещаются ближе к потребителю, а значит:
- Повышается доступность товара для дилера и, как следствие, для потребителя.
- Сокращается срок ликвидации дефицита на складе дилера.
- Повышается уровень сервиса на всем протяжении цепочки
товародвижения, начиная с уровня сервиса дилера (обслуживания клиентов
дилера).
- Появляется возможность снизить цену продажи потребителю и в
большинстве случаев увеличить объем продаж из-за снижения общих затрат
на всей протяженности цепочки.
Уровень сервиса
Для определения уровня сервиса всей системы на уровне
70-80% можно использовать следующий алгоритм. Например, если в системе
10 независимых складов (допустим, складов дилеров) с уровнем сервиса
90% по каждому, то это не значит, что уровень сервиса системы будет
90%. Вероятность выполнения всех заявок клиентов составит (90%)10, или
менее 35% (вероятности перемножаются) . Т.е. уровень сервиса системы
при независимом управлении составит не более 35%. Или, другими словами,
вероятность возникновения дефицита в данной системе составит более 65%,
последствия рассмотрены с понятием доступности. А теперь попробуйте
ответить на вопрос, у всех ли ваших дилеров уровень сервиса 90%? Другой пример. Допустим, при системном управлении
распределением можно довести уровень сервиса системы до 70-80% при
снижении запаса в системе даже при количестве дилеров более 40 (при
уровне сервиса 95% по каждому уровень сервиса системы менее 13%, а
вероятность возникновения дефицита в системе более 87%). А теперь
скажите, у всех ли ваших дилеров уровень сервиса 95%? В этой статье приведены те преимущества, которые участники
цепочки товародвижения получают при введении системного управления
снабжением и распределением в цепочке. В следующей статье поговорим об
инструментах и моделях реализации и внедрения системного управления
снабжением и распределением в цепочке товародвижения.
Виктор Шиков
генеральный директор ООО "Тримас Групп" |