Великий переход

18 Мая 2005

/полную версию материала Вы можете прочитать на http://www.cnews.ru/trade/strategy/ /

 

Россия уже несколько лет занимает ведущие позиции в отчетах мировых аналитических агентств с грифом «выходить немедленно»: многие (хотя далеко не все) лидеры мирового ритейла уже появились на российском рынке. Приоритет вопросов информатизации бизнеса в отрасли за последние годы заметно вырос. Традиционно крепкие позиции отечественных поставщиков ПО в данном сегменте испытывают на прочность иностранные конкуренты.

В 70-х годах управляющий Wal-Mart Сэм Олсен заболел автоматизацией, познакомившись с менеджерами IBM. А уже в 80-х и другие крупные ритейлеры осознали, что без ИТ их бизнес будет неконкурентоспособен.

Не случайно, сегодня вычислительный центр Wal-Mart соизмерим по производительности с крупнейшими вычислительными центрами в мире, а база данных по объему не уступает базе ФБР или Пентагона. По статьям затрат на ИТ за 2003 год торговля уступает только двум отраслям в США.

Розничные гиганты развиваются согласно последним достижениям компаний-разработчиков, уже все они перешли с систем класса MRP на ERP. Первый приоритет любого сетевого торговца — избежать резких движений, падения эффективности и управляемости бизнес-процессов. Поэтому переход на более прогрессивную систему растянулся во времени, но в конечном итоге состоялся. Хотя ритейлеры формально могут довольствоваться и MRP, у них нет таких жестких требований к непрерывности информационных потоков, организация принципа ERP более совершенна. Более проработанные аналитические возможности органично вписываются в стратегию рынка мировой торговли: все время быть на волне мировых достижений автоматизации.

Десятилетия форы западных ритейлеров привели к тому, что у многих из них получается содержать в магазинах в несколько раз меньший персонал. Например, в обычном Wal-Mart весь персонал находится в зале, в магазине нет склада, бухгалтерии, многочисленного подсобного персонала. Свой огромный масштаб в этой компании обратили себе во благо, ведь автоматизация становится более оправданной и понятной с увеличением количества магазинов. Если в мире понятие «сеть» начинается со 100 магазинов, то у нас пока и 2–3 магазина — сеть.

Особенности менталитета также играют не последнюю роль, даже для западных сетей. Так, стартап-команда французской сети «Ашан», которая открывает первый магазин в новой стране, ставит бизнес «на поток», набирает команду местных менеджеров и уходит на новый рынок, добралась несколько лет назад и до России. И осталась здесь. Не секрет, что французским менеджерам очень понравились правила ведения русского бизнеса в самых его неприглядных проявлениях, которые они не замедлили принять. В итоге получилась некая гибридная компания, сочетающая отточенные бизнес-процессы и не самую современную, но серьезную систему автоматизации IBM, с многочисленным дешевым персоналом из подмосковных деревень и «предприимчивыми» менеджерами.

Отсчет развития рынка автоматизации торговли можно начать с 1994 года, именно тогда определилась основная тенденция рынка на ближайшие 5 лет — совместное создание продуктов ИТ-службами и системными интеграторами, причем на плечи последних ложилась основная задача — разработать готовый продукт.

Первой автоматизировалась сеть «Седьмой Континент», установившая у себя систему учета товародвижения SWS компании F10. Эта система была поставлена в первый супермаркет, а потом и во все последующие. Следующая торговая сеть, «Перекресток», появившаяся на московском рынке в 1995 году, установила у себя R2000 производства компании «РепКо» (ныне BMS). «Патэрсон» в 1997 году первоначально установил у себя продукт компании IBS — IBS Trade House, но вскоре автоматизацию всех супермаркетов провел «Астор ВЦ» на основе отраслевого решения «Астор: Торговый Дом», созданного на платформе «1С:Предприятие».

Турецкий «Рамстор», открывший свой первый гипермаркет также в 1997 году, установил систему OBASE производства одноименной турецкой же фирмы. Установка этой системы была вызвана тем, что это же решение используется в турецкой сети Migros, поэтому для однотипности отчетов и общих схем ведения бизнеса турецкое руководство сети приняло решение об установке во всех сетях и магазинах одной системы.

«Рамстор», в силу своего иностранного происхождения, создал прецедент смены приоритетов, первым заказав полностью готовую зарубежную систему автоматизации.

Кризис 1998 года привел к радикальным изменениям принципов сетевой торговли в России и преподал очень жестокий урок, свидетельствующий о важности организации и управления бизнес-процессами. А с этим как раз лучше справлялись зарубежные системы, в силу несоизмеримо большего опыта бизнес-консультирования.

Поэтому новые сети дискаунтеров, появившиеся сразу после кризиса, изменили подход к автоматизации. Так, торговая сеть «Копейка» сразу же выбрала западную разработку французской компании FIT, программный продукт GESTORI (на сегодняшний день торговая сеть «Копейка» частично перешла на систему SAP R3). Эта разработка вскоре стала одной из самых популярных в России, что было обусловлено ее относительной дешевизной и адаптированностью к российским условиям. Отечественные продукты также оказались востребованными в силу хорошего соотношения функционал/цена. Постепенно сети стали выдвигать все более строгие требования к качеству продуктов.

Рынок автоматизации в торговле развивается даже с опережением бурных темпов развития рынка торговли, но с некоторой задержкой относительно других вертикальных рынков ИТ. В 2004 году рынок ИТ в торговле составит всего $280 млн., что в 4 раза меньше рынка ИТ в нефтегазовой отрасли и в 3 раза меньше затрат на ИТ в госструктурах. Как уже упоминалось, в Европе и США рынок ИТ в торговле неизменно оказывается в тройке лидеров. Зато темпы роста отечественного рынка ИТ-торговли в 2004 году относительно 2003 года превышают 50%, что примерно в 2 раза выше среднерыночных темпов. По оценке аналитиков РБК, такие темпы роста сохранятся вплоть до 2007 года. Это при том, что темпы роста объемов розничной торговли постепенно снижаются с 33% в 2000 году до 19% в 2003 г.

При этом уже в 2004 году становится понятно, что поле для деятельности по автоматизации российских торговых предприятий практически безгранично. Если несколько московских сетей ограничиваются развитием уже внедренных систем, то многие их соседи уже переросли свои системы и вынуждены переходить на более мощные аналоги. Если же говорить о региональных компаниях, среди которых также появляются относительно крупные игроки, то там автоматизацию можно начинать с нуля, предварительно уничтожив остатки древней самописной системы.

Ожидается, что рост популярности западных систем ERP-класса может существенно увеличить рынок автоматизации, так как их внедрение на порядок дороже, чем внедрение отечественных систем.

Еще одним фактором, который будет оказывать влияние на рынок автоматизации, станет приход иностранных торговых сетей. Зарубежные компании, открывающие свои магазины в России, имеют традиционные стандарты и привычки в области автоматизации, и российские интеграторы чаще всего не могут в данном случае полноценно обслуживать эти компании, как они ни стараются.

Сегодня на ИТ в торговле тратится около 1,5% от оборота, что примерно соизмеримо с затратами на ИТ в нефтегазе. При этом перспективы массового внедрения ERP в торговле более туманны, чем в том же нефтегазе, в силу упомянутого консерватизма. Объективно, необходимость внедрять ERP будет только у тех компаний, чьи масштабы уже не могут обслуживать старые системы, как их ни дорабатывай. Тогда, очевидно, их выбор падет на системы, которые способны решить задачи растущего бизнеса. Но риски есть и здесь: наиболее популярные ERP-системы в России, зарекомендовавшие себя в том же нефтегазе, не очень хорошо справляются с решением всех задач в торговле. Некоторые CIO крупных торговых сетей уже познают это эмпирическим путем. Чем отзовется подобный опыт рынку ИТ в торговле, станет известно через пару лет.

Александр Чачава, Валентин Крохин

P. S. Тенденции, описанные а нашей статье, прежде всего, относятся к продовольственным торговым сетям. Информатизация сетей, распространяющих промышленные товары в России, имеет свою специфику и является темой для отдельного исследования.

 

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Дистрибуция и торговля"
www.cnews.ru
Поиск по сайтуЯndex