Театр, как известно, начинается с вешалки. Заграничное
путешествие – со стойки регистрации в аэропорту. Вечеринка – со встречи
гостей у дверей дома или квартиры. А с чего начинаются мясные
полуфабрикаты? Котлеты, пельмени, наггетсы и прочие люля-кебабы? Многие
работники соответствующей отрасли наверняка бы ответили что-нибудь в
духе: «с рецептуры», «с фарша», «с цеха». И были бы неправы.
Для любого потребителя всякий продукт начинается с упаковки – той
самой, которую он обнаруживает на холодильной витрине и которую хочет
или не хочет обменять на свои кровные финансы. И если с вешалками и
стойками регистрации на рейс все более-менее понятно, то упаковка до
сих пор остается вещью в себе. Что важно при ее разработке, каковы
наиболее «тонкие» места коробочек для полуфабрикатов? Вообще, что важно
знать и делать, чтобы покупатель отдал предпочтение именно вашим
котлеткам? Попробуем разобраться. А для удобства рассмотрим процесс по
шагам.
1. Шаг первый. Идея продукта
Принято
считать, что все пищевые продукты начинаются с идеи технолога
поэкспериментировать с ингредиентами и создать некий новый или
востребованный (на субъективный взгляд технолога) вкус. Однако эта
мысль глубоко ошибочна – для определения востребованности продукта на
рынке на предприятии работают абсолютно иные специалисты – маркетологи,
аналитики и бренд-менеджеры. И именно они должны стать «первой
скрипкой» в разработке. Или, точнее, дирижером производственного
оркестра. И главное, что предстоит сделать, – создать концепцию
продукта в комплексе. Под продуктом здесь стоит понимать не фарш, не
пельмени, не шашлык, а целостность, состоящую из материального
наполнения (собственно пищи), упаковки, бренда, ассортиментного
портфеля. То есть того, с чем сталкивается потребитель в магазине. И
он, потребитель, не отделяет котлет от мух (точнее, названия от
упаковки, типа продукта от названия и т. д., конечно же, лучше без
мух). Он воспринимает продукт комплексно. Любые котлеты в картонной
коробке или пельмени в холщовом мешочке представляют для потребителя
точно такой же гештальт (ту самую целостность), что и пластиковая
бутылка с коричневой жидкостью и красно-белой этикеткой. И все в
продукте - наименование, портфель, внешний вид -- должно
соответствовать основной идее этой целостности. Глупо, например,
помещать люля-кебаб в обертку из рисовой бумаги, украшенной названием
«Фудзияма». А вот маленький шашлычок якитори будет смотреться в такой
упаковке безусловно гармонично.
2. Шаг второй. Выбор материала упаковки
При выборе материала стоит отталкиваться от нескольких вещей.
Во-первых, это удобство и пригодность для упаковывания конкретного
пищевого продукта. Во-вторых, это эргономичность, то есть удобство
использования упаковки конечным покупателем. Причем, удобство
заключается не только в простом способе открытия и закрытия, но и
удобстве хранения, иногда – длительного. В-третьих, это устойчивость
материала к агрессивным внешним факторам (температуре, влажности,
нагрузках при транспортировке). В-четвертых, это удобство извлечения
отдельных продуктов и исключение потери товарного вида – согласитесь,
слипшиеся пельмени или помятые купаты выглядят не столь аппетитно.
Вполне возможно, что завоевать конкурентное преимущество можно,
организовав разумное внутреннее пространство упаковки. Как пример –
шоколадные конфеты ассорти лежат в отдельных ячейках. И это особенно
важно, если в процессе хранения, транспортировки и домашнего
использования продукт подвергается заморозке (а в российских
предприятиях торговли встречаются случаи многоразовых оттаиваний и
заморозок). В-пятых, продукт должен выглядеть презентабельно, а сама
упаковка должна быть приятной на ощупь (к сожалению, многие забывают о
тактильных ощущениях, а они играют не последнюю роль в процессе
выбора). В-шестых, некоторые виды пищевых продуктов должны частично
быть видимыми. И особенно это важно для инновационных, нетипичных
продуктов, аналогов которым нет.
3. Шаг третий. Формирование отличительных особенностей упаковки
Если
в процессе создания концепции продукта было принято решение
использовать более-менее стандартное упаковочное решение, то есть сама
упаковка не является инновацией, стоит задуматься о том, чтобы
узнавался и запоминался продукт без лишних временных и умственных
усилий со стороны покупателя. Он, покупатель, страсть как не любит
излишнего мыслительного процесса. И этим надо воспользоваться себе во
благо. Следует разработать основные визуальные идентификаторы как
портфеля в целом, так и отдельного сорта. При этом стоит избежать
раздувания ассортиментного портфеля или раскрашивания его составляющих
во все возможные и невозможные цвета – буйство колористики приводит к
усталости палочек и колбочек, о которых все мы узнали из школьных
уроков анатомии. На этом же этапе стоит продумать, какая именно сторона
упаковки будет наиболее часто обращена к покупателю (зачастую в мясных
полуфабрикатах это боковые грани). Следовательно, именно на такие
стороны стоит помещать необходимый минимум важнейшей информации,
необходимой для идентификации продукта. Кроме того, необходимо обратить
серьезное внимание на конкурентов и особенности их упаковок. Незачем
пытаться поместить на упаковки изображения пищевых продуктов, если
такие решения встречаются у конкурентов в изобилии. И незачем
использовать схожие принципы цветовых решений, базируясь на постулате
«а как у Васи» или «если Вася сделал так, то, наверное, и мне надо
сделать так! Он же, небось, неспроста это сделал!». Конечно,
человеческая психика устроена так, что соблазн сделать так, как у
прочих, велик. Но задумайтесь на минутку – чем руководствовался Вася? А
руководствовался Вася только в 1% случаев здравым смыслом и знаниями, а
в остальных 99% случаев – собственным воображением, интуицией и
комплексами. Есть ли смысл награждать свой продукт фантазией (зачастую,
нездоровой) третьих лиц? Думаю, нет. И еще – при формировании
отличительных особенностей упаковки пользуйтесь данными и идеями,
полученными в процессе работы со вторым шагом – вполне вероятно, что вы
найдете какое-то интересное решение, о котором сообщить потребителю
будет просто необходимо. И эта информация также должна обладать большой
выраженностью и заметностью.
4. Шаг четвертый. Формирование визуализации
На этом этапе разрабатывается непосредственно дизайн всех элементов
упаковки – это и внешнее художественное решение, и формы внутренних
элементов, и многое иное. Дизайн должен производиться с четким
соблюдением концепции и отличительных особенностей, разработанных на
ранних этапах. Чтобы продукт не получился очередным плохо продаваемым
произведением искусства, а был востребован аудиторией, необходимо
следовать четким принципам:
- контролирует создание дизайна маркетинговый специалист (именно он ответственен за продукт),
- излишняя свобода действий дизайнера противопоказана (производителю
не важны персональные соображения дизайнера, ему важны рыночные реалии
и законы конкуренции),
- на каждом этапе происходит контроль возможности массового
производства упаковки с минимальными затратами (дизайнеры, как правило,
плохо разбираются в технологиях производства упаковки и могут запросто
создать такой макет, что его производство обойдется дороже самих
пельменей раз в 10),
- все результаты работ перед принятием в обязательном порядке
проходят экспертизу у двух-трех потенциальных производителей упаковки и
у главного инженера предприятия, знающего свое оборудование, как «Отче
наш» (по аналогии с предыдущим пунктом, художники абсолютно не обязаны
разбираться в технике).
Кроме того, чтобы потребитель получал в первую очередь именно
необходимую информацию, а второстепенную – уже потом, стоит четко
прописать в техническом задании несколько вещей:
- обозначить важность и выраженность различных элементов упаковки
(наиболее важные с точки зрения конкурентной борьбы и потребительского
выбора элементы должны быть наиболее заметны. Например, можно
воспользоваться такой схемой элементов в порядке убывания их значимости
и заметности: информация о конкурентном преимуществе – наименование и
логотип – указание сорта – дополнительная привлекающая информация –
состав продукта – законодательно определенная техническая и прочая
информация);
- определить наиболее предпочтительные цветовые гаммы;
- подробно объяснить задание, обозначить мотивацию собственного выбора (это поможет дизайнеру понять суть проблемы).
5. Шаг пятый. Тесты
Созданная упаковка тестируется на эргономику, на легкость
идентификации, на соответствие заданным техническим параметрам и т. д.
Даже если у вас велико желание запустить продукт как можно быстрее, не
пожалейте времени и сил на глубокое исследование плюсов и минусов того,
что в итоге получилось. Не жалейте средств и усилий на корректировку
слабых звеньев. Ибо любая хорошая идея ценна, в том числе и корректным
аккуратным воплощением.
И только в этом случае ваша упаковка покажется покупателям настолько
привлекательной, что многие не пожалеют денег и проголосуют рублем
именно за ваши полуфабрикаты, которые начались не с цеха, не с
рецептуры, а с упаковки.
Автор: Алексей Мельников, бренд-маркетолог, партнер продакт-билдинговой компании Initial |