Технология утепления вагонов

29 Декабря 2007

Железнодорожный транспорт служит одним из основных средств перевозки готовой продукции пивоваренной компании «Балтика» на средние и дальние расстояния. Потребности компании в оперативной доставке свежего пива в любую точку страны пока не может покрыть ни один перевозчик. В связи с этим было решено создать собственный парк железнодорожных вагонов. «Балтика» стала первой компанией пищевой отрасли, которая решилась на такой шаг. Практика показала, что принятое в свое время решение оказалось эффективным. Возникает вопрос: почему бы не использовать рефрижераторные вагоны для сохранения термоизоляции? Директор по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Алексей Скатин так объясняет свой выбор: «Переоборудованные по технологии ВНИИАС крытые термоизоляционные вагоны позволяют перевозить на 33% больше продукции, чем, к примеру, рефрижераторные вагоны. Грузоподъемность крытого вагона 68 т, грузоподъемность рефрижераторного вагона 46 т. Качество термоизоляции наших вагонов доказано годами. Вот уже полных шесть лет компания-лидер перевозит свою продукцию в собственном вагонном парке».

Первые 700 вагонов «Балтика» закупила у «Алтайвагона» в конце 2001 года и оборудовала их для сохранения качества продукции по всем климатическим зонам России и стран СНГ по особой технологии, разработанной совместно с ГУП ВНИИАС Министерства путей сообщения РФ. Новые вагоны были оснащены специальной термоизоляцией, позволяющей поддерживать температуру внутри на уровне 10–20 °С и создавать эффект термоса. В мае 2007 года было закуплено еще 100 крытых вагонов у «Армавирского завода тяжелого машиностроения».

Для усиления эффекта термоса собственные крытые вагоны не имеют загрузочных люков. Они утеплены плитами пенополистирола (пенопласта) общей толщиной не менее 200 мм. Пиво поступает к перевозке сформированным в блоки, на картонных поддонах с применением плотной термоусадочной пленки, а также в картонных и полимерных ящиках. Погрузка пастеризованного пива в утепленные вагоны производится плотным штабелем на высоту не более 200 см. Продукция загружается в вагоны на закрытой погрузочной платформе во избежание тепловых потерь в процессе доставки со склада и проведения погрузочных работ.

Для термоизоляции используются следующие материалы: листы пенопласта толщиной 50 мм, деревянные бруски хвойных пород, монтажная полиуретановая пена («Макрофлекс»), полиэтиленовая пленка, листы древесноволокнистой плиты (оргалит) толщиной 3 мм.

Процесс подготовки

Утепление крытых вагонов проводится в несколько этапов. Сначала делается тщательная просушка и обогрев вагона до температуры воздуха 10–15 °С. Далее осуществляется герметизация элементов кузова вагона путем обработки мест соединений обшивки металлического кузова монтажной полиуретановой пеной. После этого производится обрешетка боковых и торцевых стен вагона деревянными брусками.

По всей высоте углов вагона устанавливается двойная полиэтиленовая пленка – для усиления утепления особо продуваемых мест в вагоне, а также четыре слоя пенопласта. Пенопласт кладут так, чтобы лист вплотную упирался в листы второго слоя потолка. Таким образом, между листами торца и стенами не образуются щели.

До монтажа верхних брусков устанавливается первый слой теплоизоляции на потолок вагона, состоящий из 13 листов пенопласта. Вся площадь первого слоя потолка закрывается полиэтиленовой пленкой. Затем подобным способом накладывается еще три слоя пенополистирола с обязательным перекрытием стыков.

На пол вагона укладывают листы пенопласта в четыре слоя. Сверху пол закрывают слоем оргалита.

После окончания погрузки товара производится нагрев внутреннего пространства вагона посредством подачи теплого воздуха через специальные отверстия в термоизоляции дверного проема, чтобы температура готовой продукции в центре штабеля была не ниже +20 °С. После этого производится заделка и заливка отверстий в термоизоляции дверного проема монтажной полиуретановой пеной.

Перевозка пива в утепленных вагонах осуществляется на предельные сроки перевозки:

  • 15 суток при температуре наружного воздуха не ниже –20 °С;
  • 13 суток при температуре наружного воздуха не ниже –25 °С;
  • 11 суток при температуре наружного воздуха не ниже –30 °С.

Выгрузка из вагонов производится также на закрытых выгрузочных платформах в отапливаемые транспортные средства.

Такой способ подойдет не всем. Он прежде всего выгоден при больших объемах и постоянных поставках, а также если компания использует собственный парк. В этих случаях можно добиться существенной экономии и сохранить качество товара.

Ольга Лебедева
Редактор-эксперт журнала «Логистика и управление»
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex