Термоусадочная пленка является во многих случаях наиболее
простым и удачным упаковочным решением. Хотя она была изобретена еще
1938 году, постоянное внедрение инноваций и применение современных
материалов позволяет постоянно расширять сферы использования. Последней
тенденцией на российском рынке стала экспансия трех- и пятислойной
термоусадочной пленки, свойства которой заставляют изменить устоявшиеся
представления об этом материале.
Варианты упаковки в термоусадочную пленку Возможные варианты упаковки в термоусадочную пленку можно условно разделить на три основные группы: Единичная упаковка. Ее также называют штучной, или
индивидуальной. Каждое отдельное изделие обертывается пленкой, которая
после усадки плотно облегает изделие, повторяя его конфигурацию.
Групповая упаковка. Предварительно комплектуется набор из
нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые, как и при
единичной упаковке, обертываются пленкой, после усадки которой
получается плотный пакет.
Штабельная упаковка. На жесткий поддон укладываются
несколькими рядами изделия (мешки, коробки, книги, кирпичи, лотки с
банками, бутылками и т.д.), которые сверху покрывают чехлом из
термоусадочной пленки и подают в туннельную печь. После усадки
получается компактный штабель, который можно легко перемещать
подъемно-транспортными средствами.
Оболочки из термоусадочной пленки по конструктивному исполнению подразделяются на обандероливающие, полностью обертывающие и зачехляющего типа.
Обандероливающие пакетирующие оболочки покрывают группу
изделий (упаковочных единиц) или транспортный пакет (блок-пакет) по
периметру полностью, а на торцевых сторонах имеют отверстия.
При полном обертывании пленочная оболочка полностью покрывает транспортный пакет или группу изделий (упаковочных единиц).
Для скрепления транспортных пакетов пакетирующими оболочками зачехляющего типа из рукавной термоусадочной пленки изготавливаются чехлы путем соединения сварным швом верхних краев отрезка рукава.
Многослойные пленки – лучше и дешевле
Многослойность в случае пленок срабатывает, как эффект "веника".
Можно существенно снизить толщину при сохранении всех потребительских
свойств. Это позволяет существенно экономить на упаковке. Многослойная термоусадочная пленка включает первый слой сополимера с кислотой, сополимера этилена с α-олефином или их смесь, второй слой, содержащий сополимер этилена с 9-20 мас.% винилацетата. Пленка может иметь третий слой из барьерного полимера, четвертый слой - сополимера этилена с 9-20 мас.% винилацетата и пятый слой.
Формирование каждого слоя многослойной термоусадочной пленки
происходит отдельно. Поэтому возможные дефекты разных слоев не
совпадают, и пленка оказывается на 15-20% прочнее, чем аналогичная по
толщине однослойная. Таким образом, становится реальным уменьшение
толщины (а значит и себестоимости) многослойной «термоусадки» без
ухудшения ее эксплутационных характеристик. Кроме того, уменьшение
толщины пленки дает возможность снизить температуру в термотуннеле, что
дает экономию электроэнергии.
В дальнейшем на российском рынке будет происходить замещение
однослойных пленок на многослойные. Устойчивость тенденции перехода
российского производства на многослойные термоусадочные пленки обеспечивается
экономичностью и оптимизацией производства на основе соэкструзии. Так,
увеличение прочности многослойных пленок приводит к возможности
уменьшения ее толщины, а соответственно и себестоимости производства.
Ведущие тенденции рынка
Бурное развитие производств многослойной термоусадочной пленки в ближайшие годы обусловлено следующими факторами:
1. Огромный потенциал для замещения однослойной пленки.
Согласно результатам проведенного исследования, в России действует
около 130 предприятий, занимающихся производством термоусадочной
пленки. Лишь на 22-х из них выпускается многослойная пленка. В
основном, трехслойная. Объем производства многослойной термоусадочной
пленки составляет порядка 50-ти тыс.тонн. Это лишь около 25%
совокупного объема российского производства термоусадочных пленок.
Относительно малая доля производства многослойных термоусадочных пленок
обусловлена относительно дорогостоящей организацией производства
данного вида продукции.
2. Масштаб российского рынка термоусадочной пленки в целом.
Несмотря на то, что уровень потребления упаковочных материалов в России
заметно ниже показателей развитых стран, в силу размеров территории и
численности населения отечественный рынок обладает значительной
емкостью. Объем производства термоусадочной пленки превышает 200 тыс.
тонн. (Этот объем способны покрыть более 40 крупных по западным меркам
производств).
3. Высокие темпы развития российского рынка термоусадочной пленки.
В 2006 году прирост потребления термоусадочной пленки составил 20%.
Темпы увеличения объемов производства многослойных пленок (21%)
опережают темпы прироста объемов однослойных пленок (15,5%). При этом
наиболее высокие темпы имеют производства трехслойных (27,3%) и
пятислойных (28,4%) термоусадочных пленок.
4. Ужесточение конкуренции на рынке однослойной пленки.
Низкие барьеры входа обуславливают существование множества местных
локальных производств. Подобный характер размещения производств
обусловливает низкий уровень доходности и прибыльности.
5. Тенденция укрупнения производств.
Укрупнение производств – закономерный этап становления любого рынка.
Если в Европе среднее пленочное производство характеризуется мощностью
около 5 тыс.тонн в год, то в России этот показатель составляет 300-400
тонн. По мере становления рынка идет процесс укрупнения одних
производителей и отмирания других. В результате останется несколько
десятков крупных производителей, которые смогут предложить более
качественный продукт по более низкой цене, большой ассортимент и набор
сервисных услуг.
6. Развитие спроса на печать на термоусадочной пленке.
Развитие данного направления связано со стремительным ростом спроса на
печать на групповой упаковке, а также с модой на объединяющую два
предмета упаковку.
7. Открытие внутренних производств линейного полиэтилена.
Рецептура внутреннего слоя требует использования ЛПЭВД. Запуск
отечественных производств, безусловно, облегчит доступ к сырьевой базе,
а, во-вторых, снизит себестоимость готовой пленки, делая ее тем самым
более конкурентоспособной по сравнению с однослойной.
Таким образом, ожидается бум открытия производств многослойных
термоусадочных пленок. Рынок характеризуется относительно неравномерной
концентрацией производителей, что влияет на степень насыщения и
развития региональных рынков. Учитывая также крайне ограниченное
предложение многослойной термоусадочной пленки, в настоящее время для
потенциальных инвесторов главным является изучение спроса и конкуренции
на региональных рынках.
Автор: «Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков» |