Упаковочная индустрия в современном мире развивается очень
высокими темпами, и по экспертным оценкам, мировой объем ее
производства и связанных с ним услуг уже достиг 500 млрд. евро в год.
Эти огромные затраты входят составной частью в общую стоимость
упаковываемой продукции, образуя весомую долю маркетинговых и
логистических затрат. Поддерживая маркетинговую функцию, упаковка несет
на себе полезную информацию о товарной продукции, дает общее
представление о ней, помогая ее продвижению и реализации потребителям.
Логистическая
функция упаковки состоит в защите продукции от повреждений, порчи или
утраты, обеспечении возможности формировать из нее унифицированные
единицы потребления и транспортно-складские единицы, облегчая их
идентификацию, распределение, учет в процессах хранения,
транспортировки, сортировки и продажи.
Оптимальная упаковка
способствует сокращению затрат на транспортировки и хранение продукции.
Рационализация размеров упаковки, снижение собственной массы при
сохранении ее качественных характеристик дают возможность не только
улучшить использование грузоподъемности и вместимости кузовов
транспортных средств, но и складских емкостей.
Однако упаковка
(как потребительская, так и транспортно-складская) увеличивает массу
товарной продукции. Чем дороже упаковка, тем выше ее доля в конечной
цене реализуемой продукции. Нередко упаковка "паразитирует" на товаре,
значительно увеличивая его цену. После реализации продукции упаковка,
превращаясь в отходы, порождает затраты на сбор отходов (наиболее
перспективен – раздельный), их сортировку, погрузку, транспортировку,
разгрузку, переработку, утилизацию, защиту окружающей среды. Другими
словами, необходим глубоко обоснованный логистический подход к выбору
такой упаковки, которая обеспечивает оптимальное сочетание и учет всех
ее "плюсов" и "минусов".
Во многих номерах журналов "Тара и
упаковка" и "Логистика", издаваемых в России, постоянно приводятся
убедительные примеры из практики российских и зарубежных фирм,
свидетельствующие о том, как оптимальный выбор вида упаковки, ее цены,
размеров и собственной массы позволяет уменьшить логистические затраты
и при этом полностью удовлетворять требованиям защиты продукции и ее
эффективного распределения. Приводятся примеры того, как некоторые
компании благодаря рационализации упаковки своей продукции, с
сохранением ее защитных и ряда других свойств, удается значительно
снижать транспортно-складские затраты по продвижению этой продукции.
Так, одна косметическая компания, заменив для упаковки шампуня
пластиковые бутылки круглого сечения на такие же бутылки прямоугольного
сечения, добилась существенной экономии транспортно-складских затрат.
Для
стирального порошка одной фирмой были рационализированы размеры
потребительской упаковки, что позволило укладывать в тот же ящик 14
вместо 12 коробок порошка. За счет этого уменьшилась потребность в
картонных ящиках и сократились расходы по доставке, грузопереработке и
хранению порошка. Стремясь к лучшему использованию грузоподъемности и
вместимости кузовов транспортных средств, к процессам рационализации
упаковки все активнее подключаются транспортные компании.
Логистический
подход к потребительской упаковке касается не только оптимизации ее
собственной массы и размеров, но также географии выполнения
фасовочно-упаковочных процессов, а именно их максимального приближения
к местам потребления упакованной продукции. Например, известно, что
половина массы чая в фильтр-пакетиках приходится на его упаковку. В
результате предприятия – импортеры чая, оплачивая таможенную пошлину,
по сути вынуждены нести двойные расходы. Недавно крупнейший поставщик
российского чайного рынка – компания Ahmad Tea
построила в Подмосковье фасовочный завод для упаковки чая в
фильтр-пакетики. Теперь компания, доставляя в Россию из Шри-Ланки лишь
чайный лист, экономит на транспортных расходах и таможенных пошлинах.
Таким же образом уже поступили другие участники российского чайного
рынка – компании "Май", Unilever, "Орими Трейд" и ряд других.
Недавно
в одном из номеров журнала "Логистика". Была напечатана статья "Мягкие
вкладыши для универсальных контейнеров", в которой обоснована
эффективность приближения тароупаковочных процессов к зонам потребления
многих сыпучих продуктов (кофе-сырца, какао-бобов, круп и др.) путем их
бестарной контейнерной доставки. В указанных зонах происходят их
расфасовка в потребительскую упаковку и продажа. Благодаря такой
логистической технологии достигается значительное снижение затрат.
Упаковка
поддерживает такую важную логистическую функцию товародвижения, как
штриховая и радиочастотная идентификация товаров в системах их
распределения. Этой важнейшей функции посвящены многие статьи,
публиковавшиеся за последние годы в журналах "Тара и упаковка" и
"Логистика". Кстати, этой же логистической функции будет посвящен
значительный раздел выставки "Этикетка/LabelShow-2008", которая пройдет в октябре этого года в Москве.
Таким
образом, оптимальное сочетание и взаимосвязь упаковочных и
логистических процессов стали важнейшими условиями становления и
развития современного рынка товаров и услуг.
Игорь Смиренный - Гл. редактор журналов "Тара и упаковка" и "Логистика", вице-президент Европейского института упаковки |