| Логистика в "кармане"11 Июня 2008Нижегородцы любят напоминать о том, что их город - это «карман России». Однако денежные потоки, как известно, сами в карман не потекут - их надо туда направить. В отличие от промышленных и банковских столиц купеческий Нижний исторически всегда зарабатывал свои деньги не столько на производстве и перераспределении капитала, сколько на торговле. А торговля - это товародвижение и дистрибуция, то есть логистика.
Не до конца отгремев в столицах, бум строительства логистических и терминальных центров пошел кругами «по Руси». Город, явивший на свет автора одноименного цикла рассказов, исключением в этом плане не стал. Нижний Новгород находится в авангарде второй логистической волны, той, что накрывает сегодня города-миллионники Поволжья, Урала и Сибири. Компании, приходящие в регион, довольно четко определяют круг своих интересов, которые затрагивают как непосредственно само Приволжье, так и часть Центрального федерального округа. Этот огород и собираются мотыжить местные логисты. Когда речь заходит о строительстве современных складов и распределительных центров, слова, произносимые нижегородскими чиновниками, не очень разнятся с тем, что в таких случаях говорит руководство Москвы и Петербурга. Область называют то будущим кластером, то перспективным хабом, то индустриальным парком и прочими нешуточными словами. При этом вспоминают все, что хоть как-то может быть связано с транспортной инфраструктурой - от наличия под боком такого ресурса как Волга до имеющегося выхода на Транссиба. Причем упор на второе делают почему-то куда больший, чем на первое, что не очень понятно. Само собой, не забывают славное прошлое региона - о том, что Нижний - это «карман России», здесь говорят и тогда, когда в город приезжают люди из Кремля, и когда зарубежные инвесторы дают согласие на реализацию того или иного проекта, в том числе логистического. Впрочем, не только местная власть радеет за грамотную организацию грузопотоков - в Москве тоже мыслят об области вполне логистически. Организовать в Поволжье один, но крупный логистический центр предлагал, например, премьер-министр РФ Виктор Зубков. Думается, что это предложение у главы правительства возникло не просто так, хоть и высказано оно было на октябрьском старте премьерской карьеры (как показали последние события, недолгой}. В частности, В. Зубков заявил, что на эти цели даже можно пожертвовать какую-то часть средств инвестиционного фонда страны. Но Поволжье - это далеко не один Нижний, слова премьера не оставили без внимания ни в Самаре, ни в Казани. Однако оперативно подать ответную реплику - это одно, а создать требуемую базу - другое. Нижегородские складские и терминальные проекты в последнее время что называется на слуху, чего нельзя сказать о других волжских городах, и это несколько удивляет. Почему, например, власти Татарстана, всячески ходящие и лелеющие проект ОЭЗ «Алабуга» и пичкающие его промышленными резидентами, при этом оставляют вопросы транспорта и логистики на второй план? Хотя, может быть, так она и будет выглядеть в будущем - новая специализация регионов. Какую бы отрасль ни ставили во главу угла местные власти, но базовой потребностью человека является утоление голода. Наполнить карман и при этом набить желудок - эту задачу решали многие и с разной степенью успеха. Наличие большого числа крупных магазинов (а теперь - супер- и гипермаркетов) всегда было одним из первичных признаков столичного города. Однако, чтобы их блестящие витрины не являлись только фасадом благополучия, не¬обходимо, чтобы на их прилавках лежали и продукты, а их еще необходимо привезти. Так, год назад компания Х5 Retail Group (бывшая Pyaterochka Holding) начала свою экспансию в регионы именно с организации логистики. В 2007 году владелец «Перекрестков» и «Пятерочек» объявил о старте пилотного проекта создания интегрированной системы логистики на базе мультиформатных филиалов. Логистическое покорение периферии компания начала с Нижнего Новгорода и Самары. За счет единой логистической системы Х5 планирует увеличить долю прямых поставок с собственных складов с 30-55% до 75%. Площадь каждого логистического центра составит 20-40 тыс. кв. м. Известно и о планах ООО «Волго-Окская логистическая компания» построить в Нижегородской области складской комплекс, который бы также специализировался на хранении продуктов питания и товаров народного потребления. Комплекс будет находиться в поселке Золино, рядом с трассой Москва - Нижний Новгород, поэтому основной акцент здесь делается на работу с автотранспортом. Инвестиции в проект должны составить 1 млрд руб. При реализации проекта компания намерена использовать заемные средства - 25% и средства соинвестора - 75%. Строительство должно начаться уже в этом году, срок строительства рассчитан на 2 года. Не все проекты относятся к будущему времени, что-то работает уже сегодня. В конце 2007 года холдинговая компания «Логопром» ввела в эксплуатацию контейнерный терминал на территории таможенно-складского комплекса «Логопром Сормово». Первые контейнеры с импортными автокомпонентами поступили на терминал в декабре, они пришли по железной дороге из Западного Китая. Ожидается, что в течение года терминал выйдет на приемку и обработку более 100 контейнеров в сутки. По информации компании, мощности сухого порта, расположенного на площади более 26 га и имеющего 16 км собственных подъездных путей и 135 тыс. кв. м бетонированных площадей способны обеспечить единовременное хранение до 5 тыс. TEU. Интересно, что до появления на нижегородском терминале «Логопрома» грузов с китайской «западэнщины» говорилось о предварительной договоренности компании с французской линией СМА СGМ о работе с европейскими контейнерами. Правда, на момент переговоров ящики на терминал можно было доставлять исключительно автотранспортом. Разрешение от ОАО «РЖД» на проведение грузовых операций с собственными 20- и 40-футовыми контейнерами на станции Починки компания получила в ноябре прошлого года. Характерной чертой большинства нижегородских проектов является то, что все они, как правило, находятся под опекой местных властей. Услышать слова об имеющихся планах по реализации того или иного логистического проекта непосредственно от представителя компаний - редкость. Можно сказать, что проект «Логопрома» как раз и является тем самым исключением. Остальные предпочитают предоставлять право выступать с инфраструктурными заявлениями нижегородской администрации. Под самый занавес 2007 года заместитель губернатора области Владимир Иванов объявил о том, что дочерняя структура американской GBD Invest Ltd. ООО «Джи Би Ди инвест Лимитед» планирует построить под Нижним Новгородом мультимодальный терминальный комплекс «Центр России». Территориально центр будет располагаться рядом с нижегородским аэропортом. Ранее о планах создать свой логистический комплекс рядом с аэропортом Стригино заявляла немецкая Garbe World Cargo Center, однако она собиралась сосредоточиться главным образом на авиационной логистике. «Джи Би Ди» планирует инвестировать в проект сумму равную 55-90 млрд руб. Комплекс разместится на нескольких площадках и будет работать с грузами, приходящими в город не только по воздуху, но и наземным, а также речным транспортом. Инвестпроект «Джи Би Ди», одобренный Инвестиционным советом при губернаторе Нижегородской области, должен быть реализован в течение 8-10 лет. 2008 год плани¬руется посвятить разработке проекта собственно терминального комплекса. Управлять обьектом будет специально созданная международная терминаль¬ная компания. В начале апреля уже другой заместитель губернатора - Ирина Живихина презентовала новый логистический центр класса «А» «Волжский индустриальный парк». И. Живихина пообещала проекту статус приоритетного, в связи с чем центр почему-то окрестили «люксовым». В чем заключается «люксовость» объекта, на данный мо¬мент непонятно. Было объявлено, что центр будет работать с товарами лю¬бого вида, следовательно, номенклатура грузов каких-либо особенностей не подразумевает. Может быть, пользоваться складом будут какие-то исключительные клиенты? Тоже вряд ли, если только на первых порах, пока существует дефицит складских площадей. Может быть, «люксовость» заключается именно в букве «А», которая подается как признак некой исключительности? Однако практика показывает, что складов другого класса сегодня практически не строят, а, если и заявляют другие проекты, то, значит, просто нет необходимости прыгать за этой са¬мой первой буквой алфавита. Новый комплекс ООО «Кстовский индустриальный парк-1» (КИП-1) расположится в Кстовском районе Нижегородской области. Общий объем инвестиций в объект оценивается в сумму 4,4 млрд руб. Инвесторами проекта выступают компании Griffin II и AM Star Global partners. Площадь комплекса составит 180 тыс. кв. м, расположен он будет на трассе М7, в 7 км от Нижнего Новгорода. Срок реализации проекта должен составить 5-7 лет. Первую очередь комплекса планируется ввести в эксплуатацию в первом квартале 2009 года. В мае этого года проект должен быть представлен на рассмотрение Инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области. Напомним, что осенью прошлого года, когда в администрации еше предпочитали умалчивать имена инвесторов, объем инвестиций в создание центра и инженерной инфраструктуры всего индустриального парка оценивал¬ся в 280-300 млн долл. Крупнейшая нижегородская оптово-розничная компания «Интерхим» (в отличие от ООО «Кстовский индустриальный парк-1») уже представила проект своего логистического центра на рас¬смотрение Инвестиционного совета при губернаторе. В целом проект получил одобрение, но Инвестсовет принял решение отложить рассмотрение заявки до освобождения участка, на котором планируется создать центр, от права третьих лиц. ЗАО «Интерхим» решило строить свой логоцентр у себя же под боком - в поселке Гнилицкие дворики, что на 391-м километре трассы Москва - Нижний Новгород. Площадь участка под строительство составляет 874 тыс. кв. м. Комплекс будет включать в себя склады всех типов обшей площадью 281 тыс. кв. м, а также контейнерные терминалы площадью 90 тыс. кв. м. Предполагается, что ежесуточно логистический центр сможет обслуживать 315 вагонов, 350 большегрузных и 120 малотоннажных автомобилей. Несмотря на то, что компания зани¬мается дистрибуцией бытовой химии, средств гигиены и косметики, логопарк «Интерхима» будет включать и такие элементы как автозаправочная станция, офисный и бизнес-центры, автомойка, мотель. Компания планирует вложить в строительство этого объекта 9 млрд руб. 70% инвестиций в проект составят заемные средства, 30% - собственные средства компании. Срок реализации проекта - 4 года. Будет нелишним заметить, что радостную весть о проекте «Интерхима» озвучил опять же заместитель нижегородского губернатора Владимир Иванов. Было бы странно, если бы сам губернатор хоть разок да не заявил бы о каком-нибудь логистическом проекте. И Валерий Шанцев сделал это, причем сделал раньше, чем начали «стрелять» его замы и помощники. Прошлой весной, посетив Японию, В, Шанцев рассказал о том, что корпорация тяжелого машиностроения Ishi-kawajima-Harima Heavy Industries (IHI) заинтересовалась возможностью строительства в Нижегородской области промышленно-логистического комплекса. Тогда назывались два места, где может разместиться этот объект - Балахна и Доскино. Уже летом появилась информация о том, что правительство области и IHI создадут рабочую группу по вопросам разработки проекта, район строительства был обозначен как Балахнинский. Объем инвестиций в проект должен составить десятки миллионов долларов. Срок строительства - 2 года. Если Кстовский проект администрация обещала поддержать в вопросах налаживания транспортной инфраструктуры и обеспечения электроэнергией, то в данном случае область, наоборот, ждет поддержки от инвестора. В частности, у местных чиновников возникло желание привлечь японцев к строительству тоннеля под Волгой. Сам же промышленно-логистический комплекс планируется создать на базе бывшего военного аэродрома. О каких-либо дальнейших перспективах проекта говорить пока рано, что В. Шанцев объясняет спецификой японского менталитета, требующего кропотливой подготовительной работы. Работающая на строительном рынке региона компания «Жилстрой-НН», реализуя свой проект, решила не распыляться на мотели и автозаправки. Ее складской терминал будет узкоспециализированным, главная ориентация - хранение стройматериалов и строительных конструкций. О старте проекта было сообщено в апреле. Комплекс будет расположен в районе Гребного канала в Нижегородском районе города. Площадь участка составляет 25 тыс. кв. м. Объем инвестиций - 225 млн руб. Планируется, что комплекс будет рассчитан на разгрузку и хранение 1 млн тонн грузов в год. Срок реализации проекта - 3 года. Особняком среди нижегородских логистических проектов стоит строительство терминально-логистического центра в Доскино, того, что реализует ЗАО «Отраслевой центр внедрения» РЖД совместно с западными специалистами из Dornier Consulting. Представители РЖД любят говорить о формирующейся системе транспортно-логистических центров на сети российских железных дорог. Нижегородский ком¬плекс должен стать одним из звеньев этой сети. Рабочая группа утвердила проект OЦB в октябре прошлого года. По предварительным расчетам, в строительство будет вложено 1-3 млрд рубл. Согласно проекту, на территории TЛЦ будут размещены логистические предприятия, обеспечивающие потребности в пере¬валке и складировании грузов и прочих сервисных и экспедиторских услугах. На сравнение с данного проекта с особой экономической зоны наталкивает тот факт, что эти предприятия называются «резидентами». Каждому клиенту будут предоставляться типовые площадки от 5 до 60 тыс. кв. м. Также запланировано создание пункта пересечения автомобильных и железнодорожных перевозок, При этом в ОЦВ не собираются ограничиваться имеющимися 58 га земли, а говорят, что потребуются еще 100 га. Как видно, Доскино оказалось вполне себе «святым местом». Сделали японцы из IHI свой выбор в пользу Балахны - на участок тут же пришли железнодорожникам. А вот с Нижегородским речным портом ситуация совершенно иная. Ни один инвестор ни слова не сказал о том, что он каким-либо образом будет использовать водную артерию при формировании своих логистических цепочек. Об этом говорят только чиновники, рассуждая о том, как было бы неплохо наладить транспортировку по Волге астраханских арбузов и помидоров. О том, что ТЛЦ ОЦВ будет работать с рекой, тоже не слышно, хотя концепция РЖД подразумевает, что подобные объекты будут располагаться таким образом, чтобы организовать стык «железки» с другими видами транспорта. Может, река настолько сильный конку¬рент, что железнодорожники даже поминать его не хотят? Куда перенесут речной порт, так до конца и не ясно, по всей видимости, в ту же самую Балахну. Когда начнется переезд - тоже вопрос. Одно известно - деловому центру на волжской стрелке неминуемо быть.
Александр Калинин | | |
| |