Консолидация закупочной и других форм деятельности в рамках
нескольких розничных сетей регионального уровня может создать для
каждой из них дополнительные конкурентные преимущества. Вместе с тем
подобное возможно только в том случае, когда содержательные инициативы
сопровождаются грамотными подходами в сфере автоматизации.
Можно сказать, что автоматизация бизнеса в крупных розничных сетях
развивается на двух уровнях. И при том, что эти уровни очень тесно
связаны, разделение между ними со временем становится все более
заметным. К одному из них относится информационная поддержка работы
магазина, ко второму можно причислить все функции, касающиеся розничной
сети в целом. Это автоматизация распределительного центра или
транспортной логистики, отработка форматов информационного обмена с
поставщиком и т. п. Разными во многом являются здесь и технологические
приоритеты. Некоторое неудобство разделения этих важных направлений
состоит в том, что в крупной розничной сети они развиваются во многом
интегрированно и трудно бывает понять, какие недостатки одного
направления сдерживают эффективность развития другого и наоборот.
Система «Т три С», созданная при поддержке Союза независимых сетей
России (объединяющего около тридцати региональных продуктовых розничных
сетей) и развиваемая компанией «торгово-закупочная система “Т три С”»,
позволяет разделить эти направления более явно. Бизнес-идея данной
системы, разработанной на платформе «1С», состоит в том, чтобы изменить
некоторые сложившиеся на рынке правила игры. В частности, дать
региональным (мелким) сетям возможность консолидировать
торгово-закупочную деятельность и строить взаимоотношения с поставщиком
по тем же принципам, как это делают крупные розничные сети. В
результате мелкие сети могут получать продукцию по федеральным
контрактам.
Таким образом, торгово-закупочная система «Т три С» по сути выступает в
качестве межрегионального универсального сетевого дистрибьютора
независимых региональных розничных сетей. А соответствующий
информационный продукт позволяет посмотреть, как «дистрибьюторский
уровень» автоматизации розницы может быть связан с «магазинным» в том
случае, когда по отношению к бизнесу эти компоненты во многом
оказываются независимыми. Здесь реальные проблемы чрезвычайно важной
цепочки автоматизации «от магазина к поставщику» видны более рельефно
и, пожалуй, более объективно.
На начальном этапе несколько сетей-инвесторов, входящих в союз,
передают в управление торгово-закупочной системе общую часть своего
ассортимента, и одним из первых необходимых в данном случае изменений
является отказ от «полуавтоматизированного» процесса формирования
заказов, который в небольших сетях традиционно проводился с помощью
электронной почты и телефонных звонков. Помимо этого в систему
изначально заложены возможности работы cо стандартом EDI, и несмотря на
явную, по словам идеологов системы, избыточность данной спецификации в
современных условиях российского розничного рынка ставка совершенно
очевидно сделана на формализованное документарное взаимодействие в
ИТ-системе. С этим в свою очередь связан вопрос интеграции «Т три С» с
системами региональных торговых сетей, политика которых всегда была и
будет независимой. «На этот счет у нас не существует жестких требований
к системам участников нашего объединения, — утверждает член совета
директоров “Т три С” Алексей Голянов. — Однако для нас важно, чтобы она
имела стандартизированные интерфейсы и могла быть гарантированно и
надежно поддержана в десятках регионов нашей страны. Отчасти поэтому мы
категорически против каких-либо самостоятельных разработок, применяемых
в качестве систем автоматизации бизнес-процессов непосредственно на
торговых предприятиях». За поставку каждый клиент рассчитывается с
торгово-закупочной системой в отдельности, а та в свою очередь
осуществляет финансовые отношения с поставщиком, выступая перед ним как
некая единая крупная торговая сеть. Стоит сказать и об инфраструктурной
составляющей «Т три С», коль скоро речь идет о том, что деятельность
приобретает некоторые черты глобального бизнеса, распределенного по
всей территории России. Инфраструктура всегда была серьезной головной
болью для федеральных сетей, а теперь решается проблема консолидации
менее крупных розничных предприятий. Это направление развития ИТ в
рамках «Т три С» по понятным причинам считается более ориентированным
на централизацию, чем прикладные информационные системы.
В данном случае сеть основана на VPN-соединениях, и в дальнейшем
меры информационной безопасности, изначально уже присутствующие
благодаря VPN, усилятся. Связано это с тем, что по мере укрупнения
союза основной акцент в обеспечении безопасности будет все больше
делаться на защите центральной базы данных, что опять-таки типично для
бизнеса (независимо от того, единый ли он сам по себе или же основан на
партнерстве), имеющего консолидированный информационный ресурс. В таком
случае риск связан не только с порчей или утерей данных, но и с
несанкционированным доступом к ним, что в свою очередь обусловлено
высокой коммерческой ценностью консолидированной информации. В то же
время считается, что критичность риска перехвата отдельной транзакции с
увеличением степени централизации ресурсов и объема данных не
повышается. Стандартом взаимодействия с централизованной базой данных
со стороны розничных сетей является терминальный доступ с
использованием технологий компании Citrix.
К одному из ключевых направлений развития информационной
составляющей «Т Три С», которую также можно отнести и к
инфраструктурной, относится электронное обучение. И если в
совершенствовании профессиональных навыков высшего и среднего
менеджмента ставка все-таки делается на очные мероприятия, то для
повышения квалификации и выравнивания культуры работы низового
персонала применяются именно дистанционные средства. В условиях
консолидации торгового бизнеса руководство союза считает это очень
важным и опирается при этом на зарубежный опыт. В частности, на опыт
института IGA Coca-Cola. «Как показывает статистика, текучесть кадров
на уровне низового персонала весьма высока не только в отечественном
бизнесе, но и в крупных зарубежных сетях, — говорит Алексей Голянов. —
Одним из инструментов, позволяющих хотя бы смягчить эту проблему,
является дистанционное обучение. Вместе с тем проблема эта сложная и в
значительной степени методологическая, так что решать её целесообразнее
в условиях консолидированных ресурсов».
Консолидация управления заказами, поступающими от отдельных
магазинов, — это своего рода начальный этап развития системы «Т три С».
Впоследствии предполагается перейти к более сложным механизмам
взаимодействия, учитывающим, в частности, складскую и транспортную
логистику, а также процессы, позволяющие оперативно отслеживать
важнейший для розничной торговли показатель — отсутствие определенного
товара на складе магазина (out of stock). То, что работа с данным
показателем отложена на второй этап, связано вовсе не с тем, что
соответствующая проблема недостаточно актуальна в настоящее время.
Наоборот, по словам руководителей «Т три С», в оперативном отслеживании
еще одного параметра, напрямую зависящего от out of stock, — отсутствия
товара на полке магазина (out of shelf) — крайне заинтересован не
только сам ритейлер, но и поставщик. Ужесточающаяся конкуренция
заставляет его обращать все более пристальное внимание на методы
«второго эшелона» по продвижению собственных товаров. Речь, в
частности, идет о так называемой продаже полочного пространства
магазинов. Задержка с внедрением методов работы, позволяющих следить за
подобными характеристиками в оперативном режиме (равно как и решающих
более общую проблему управления ассортиментом), связана также не с
дефицитом функционала информационных систем. Скорее дело здесь в
бизнес-процессах, которые в отличие от более проработанных схем подачи
заказа поставщику на сегодняшний момент на розничных предприятиях не
могут считаться устоявшимися. Разумеется, никак нельзя говорить и о
синхронизации подобных процессов в различных торговых компаниях. По
сути те же неустоявшиеся бизнес-процессы вместе с откровенной
неразвитостью ряда инфраструктурных для розницы направлений служат и
основной причиной того, что сервисы складской и транспортной логистики
в «Т три С» также идут не первым эшелоном. Внедрение функций управления
складом и кросс-докинга входит в ближайшие планы деятельности
торгово-закупочной системы «Т три С». Транспортную логистику в России
сотрудники компании считают абсолютно неразвитой, и отчасти поэтому
создание полноценного решения в области управления транспортом
относится к несколько более отдаленной перспективе.
По мере того, как посредничество между поставщиком и региональными
розничными сетями в рамках «Т три С» будет пополняться все новыми
отраслевыми функциями, к решению будут «подтягиваться» и новые
технологические и функциональные модули. В частности, такие, как
OLAP-анализ или CRM-система.
Сергей Костяков |