Реторт-пакеты - high-tech в упаковке

21 Июля 2008

Когда в 1950-х гг. гибкие пакеты под стерилизацию были разработаны в США и использовались в реализации космической программы Apollo, а в конце 1960-х гг. были «взяты на вооружение» американской армии, еще никто не предполагал, какую роль придется сыграть этому виду упаковки в будущем. В то время основой реторт-пакета служила алюминиевая фольга, и в этом смысле они мало чем отличались от жестяных банок. Однако важные инновационные принципы были налицо – экономия транспортных расходов, безопасность и удобство вскрытия, устойчивость перед стерилизацией и барьерные свойства. Сегодня к ним добавились еще два: использование самых современных технологий в области материаловедения и превосходные возможности дизайна.

До последнего времени даже на Западе реторт-пакеты использовались главным образом в упаковке крупных порций продуктов для ресторанов и столовых при организациях. Однако недавно начался настоящий бум в потребительской упаковке, который докатился и до нашей страны. В реторт-пакеты сегодня фасуют соусы, готовое питание, еду для животных, а также продукты, не требующие стерилизации, но для хранения которых важны барьерные свойства материалов – кофе, чай и т. п. Большое будущее для реторт-пакетов – в упаковке для промышленных нужд, а именно для фасовки химикатов, строительных материалов и т. п.


Преимущества реторт-пакетов


Реторт-пакеты предоставляют существенные преимущества как производителям, так и потребителям упакованных продуктов. Наибольшую выгоду для упаковщика составляет экономия складских помещений и транспортных издержек, связанных с перевозкой реторт-пакетов под фасовку. По массе доля этой упаковки обычно не превышает 5% от веса продукта, а по объему предварительно изготовленные пакеты занимают в 20-25 раз меньше места, чем, например, жестяные банки. В розничной торговле реторт-пакеты могут быть успешнее за счет широких возможностей в вариации форм, размеров, графического оформления. Стоячие пакеты служат рекламой продукции не меньше, чем другие виды упаковки.

Несомненны преимущества реторт-пакетов и для потребителя. Полимерный материал не оказывает влияния на вкус продукта, как это обычно имеет место в случае использования жестяных банок. Кроме того, продукт не нужно сразу извлекать из упаковки, так как под действием кислорода не происходит ускорения процессов окисления материала и усиления его взаимодействия с продуктом. Если же пакет оснащен дозатором-штуцером, то после вскрытия его можно снова герметизировать. Гибкая конструкция позволяет извлекать содержимое пакета практически полностью. Дополнительным преимуществом реторт-пакета для потребителя является сокращение времени для разогрева в микроволновой печи, что одновременно обеспечивает экономию электроэнергии. Кроме того, реторт-пакеты легче, покупателю их проще доставить до дома, а затем утилизировать упаковку, не занимающую много места. Для вскрытия пакета не нужно консервного ключа или ножа, что гораздо безопаснее, например, при обращении с продуктом детей.


Требования к пластиковой упаковке под стерилизацию


Чтобы добиться стерилизации продукта, материал упаковки должен достаточное время выдерживать температуру выше 100°C. Далеко не все полимерные материалы способны в таких условиях сохранять прочность, форму и другие свойства. Продолжительные сроки хранения продукта обеспечиваются за счет антисептических условий упаковки и барьерных свойств материала. Современная технология позволяет использовать горячий пар, вакуум или измененную газовую среду, чтобы избежать проникновения нежелательных микроорганизмов и кислорода. Однако свойства самого материала упаковки – только одна сторона проблемы. Немаловажно, насколько качественно он сформирован – хорошо ли проварены швы, точно ли осуществлена геометрическая подгонка, правильно ли впаяны дополнительные детали и т. д. От этих моментов зависит не только внешний вид пакета, но и его функциональные и барьерные свойства. Все эти качества зависят от оборудования по формированию пакетов и квалификации персонала, их изготавливающего.


Материалы для реторт-пакетов


Для обеспечения возможностей стерилизации и барьерных свойств реторт-пакеты изготавливают из многослойных материалов. По словам Вячеслава Лисагорского (ООО «Охта»), состав материала для реторт-пакетов подбирается в зависимости от уровня и продолжительности температурного воздействия на упаковку. Если речь идет, например, о горячем розливе пастеризованной томатной пасты, имеющей температуру 90°C, подойдет «триплекс» ПЭТФ/фольга/Термо-ПЭ. Внутренний слой полиэтилена с термостойкими добавками изолирует продукт от алюминиевой фольги, усиливает конструкцию и служит для термосваривания. Внешний слой ПЭТФ придает пакету жесткость, прочность и гарантирует стабильность формы. Кроме того, на этот слой с обратной стороны наносится печать, которая после ламинации пленки будет прочно защищена. Если пакет предназначен для упаковки мясного блюда со стерилизацией в автоклаве при температуре 125°C и последующего разогрева для приготовления до 100-120°C, В. Лисагорский предлагает более технологичное решение: ПЭТФ/фольга/ BONYL /PP. При этом применяется термостойкий двуосноориентированный нейлон BONYL (PA) и кастполипропилен, выдерживающий нагрев до 140°C в течение 4 часов без усадки и потери свойств. Печать наносится также с внутренней стороны слоя ПЭТФ. Для создания прозрачного пакета алюминиевая фольга может заменяться специальными полимерными материалами – пленки на базе оксида кремния (SiOx), этиленвинилового спирта (EVOH), нейлона/полиамида, поливинилиденхлорида (PVDC) и т. д. Таким образом, в зависимости от назначения будет различаться состав материалов для реторт-пакетов, а, значит, и их цена.


Ограничения на использование реторт-пакетов


В начале 2000-х гг. некоторые специалисты утверждали, что к нашему времени в супермаркетах практически не останется жестяной упаковки, которую замещают реторт-пакеты. Однако данный прогноз не оправдался. Одна из причин этого – консервативное поведение потребителей, привыкших покупать данный продукт в определенном виде упаковки. Сегодня любой маркетолог согласится с тем, что упаковка является неотъемлемой частью бренда, самого товара. Поэтому отношение к ней меняется почти также медленно, как и вкусовые привычки.

Важным ограничением применения реторт-пакетов, как, впрочем, и любой другой инновационной упаковки является большие действующие мощности оборудования по фасовке продуктов в консервные банки и стеклянную тару. Приобретение нового оборудования означает финансовые инвестиции, к чему многие компании не готовы, т. к. рассчитывают на действующие машины, еще не изношенные в физическом плане. Таким образом, замещение традиционной упаковки реторт-пакетами зависит не только от вкусов потребителя, но и от того, как скоро будет списываться существующее оборудование, а вместе с ним – и морально устаревшая технология.


Перспективы применения реторт-пакетов


Хотя рынок потребительской упаковки является довольно консервативным, реторт-пакеты постепенно завоевывают сегменты, в которых эта упаковка должна быть представлена по достоинству. Секрет успеха гибкой упаковки под стерилизацию – в больших преимуществах, которые она предоставляет как производителям, так и потребителям упакованных продуктов. Кроме того, в отношении инноваций производство реторт-пакетов всегда находится «на передовой». Новейшие, более эффективные разработки внедряются здесь раньше многих других отраслевых сегментов. Это относится к применяемым материалам, к конструкционным особенностям, таким возможностям, как саморазогревание упаковки. Не отстают производители реторт-пакетов и материалов для них и от глобального тренда создания упаковки, подлежащей вторичной переработке. Очевидно, что гибкая упаковка под стерилизацию имеет большие перспективы. По данным Allied Development Corp., с 2002 г. по 2006 г. мировое производство пластиковых реторт-пакетов увеличилось с 5,7 млрд до 10,1 млрд шт. Ожидается, что к 2011 г. в мире будут выпускать уже 18,8 млрд шт. такой упаковки.


Кирилл Корякин
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
unipack.ru
Поиск по сайтуЯndex