Рынок упаковки в России – один из самых молодых и бурно
развивающихся рынков. Во многом именно новизна отрасли для России
определила сценарий ее развития. Рынок упаковки, согласно прогнозам, в
среднем будет расти минимум на 5-6% в год, уровень инвестиционной
активности на нем сохранится, и это дает шанс упаковочной отрасли
изменить свое нынешнее положение в экономике.
Завернули – и пошел!
Ритейл уже не может существовать без упакованных продуктов
повседневного спроса. Упаковка товара – это приманка, "конфетка", на
которую "ведутся" покупатели. А имея в своем распоряжении упаковочную
машину, любое торговое предприятие сможет не только использовать ее по
назначению, но также создавать товары с новым потребительским обликом
(кондитерские подарочные наборы, мясные и колбасные нарезки и т.п.).
Помимо упаковки, каждый товар снабжается этикеткой, выполняющей двойную
функцию. Во-первых, на нее наносится штрих-код, во-вторых, на этикетке
присутствует информация для покупателя: наименование товара, вес, цена
и т.д. Большинство товаров предприятия торговли получают в
расфасованном и упакованном виде. Однако многим из них после
оприходования необходима так называемая предпродажная подготовка.
"Пленка просто незаменима при взвешивании весовой продукции, – считает Алина Веселова,
работник торгового зала сети "Spar". – Алгоритм работы с весами прост:
в весы с компьютера загружается список товаров со всеми
характеристиками. Оператор вызывает из памяти весов нужный товар (его
также называют PLU – price look up). Вызов осуществляется с помощью
"горячих клавиш" или по номеру товара. Далее на платформу весов
кладется товар, весы определяют его вес и печатают этикетку заданного
заранее формата. Оператор вручную наклеивает эту этикетку на товар. В
зависимости от модели весов производительность составляет 5-20 товаров
в минуту.
Благодаря такому упаковыванию каждая единица товара имеет штрих-код,
а покупатель может с легкостью проверить, соответствует ли ценник,
наклеенный на упаковке, цене данного товара. Основным требованием,
предъявляемым к упаковке и способу упаковывания пищевых продуктов в
магазине или супермаркете, является защита и сохранение качества
упакованного продукта в течение определенного времени (до момента его
потребления). Для этих целей используют различные приемы и способы.
Упаковка "по-горячему"
Одним из популярных в ритейле видов упаковки является термоусадочная
пленка. В качестве таковой часто используется пленка, которая может
сокращаться при нагревании, плотно облекая при этом продукты или
товары. Процесс упаковывания включает в себя укладку товара на подложку
(лоток, поддон); обертывание пленкой; сварку пакета; усадку
(прохождение через усадочную камеру); охлаждение изделий. Этот вид
упаковывания дает определенные преимущества для розничной торговли:
уменьшение количества упаковочного материала и площади в торговом зале,
занимаемой товаром по мере его реализации. Еще один популярный способ –
упаковывание в растягивающиеся пленки (стретч-пленки). Главное
преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют
тепловой обработки. Стретч-пленка используется для ручного упаковывания
в качестве оберточного материала как более дешевая и удобная
альтернатива оберточной бумаге. "Пленка имеет отличный блеск и
прозрачность, что значительно улучшает внешний вид упаковки, создает
ощущение свежести, – рассказывает технолог Антон Максименко.
– Пищевая стретч-пленка ПЭ используется как одноразовая упаковка
продуктов короткого срока хранения в розничной торговле, сетях
"фаст-фуд". Находясь в непосредственном контакте с продуктом, такая
пленка ограждает его от внешних воздействий и придает хороший товарный
вид". Пищевая стретч-пленка ПВХ – "дышащая пленка" – используется в
качестве одноразовой упаковки продуктов длительного срока хранения. В
отличие от стретч-пленки, ПЭ обладает важной характеристикой –
газопроницаемостью или "способностью дышать", что не дает возможности
развиваться бактериям в упакованном продукте.
Родом из Поднебесной
Не менее популярны и изготавливаемые из полиэтилена потребительские
пакеты: фасовочные пакеты типа "майка", пакеты с прорубной и петлевой
ручкой. Легкий, прозрачный фасовочный пакет, или "фасовка", как его
называют производители, изготавливается из полиэтилена низкой или
высокой плотности. Основные функции такого пакета – защитная, то есть
предохранение продукта от влаги и загрязнений, и разделительная
(фасовочная). Размеры "фасовки" невелики, от нее не требуется особой
прочности. От толщины стенок такого пакета напрямую зависит расход
сырья и, как следствие, его стоимость, поэтому производитель стремится
к выпуску максимально тонких пакетов. Заказчику тоже выгоднее покупать
тонкий упаковочный материал: таким образом экономится место на складе.
Непревзойденными лидерами по производству самой тонкой "фасовки"
толщиной в 5 мкм являются страны Юго-Восточной Азии и Китай.
Пакеты-майки (T-shirt bags) преимущественно изготавливаются из ПНД, к
ним часто применяется термин "шуршащие", хотя за последнее время все
чаще встречаются "маечки" из гладкого ПВД. Свое название они получили
за характерное строение ручек.
Несмотря на то, что эти полиэтиленовые пакеты пришли на рынок самыми
последними, они надежно закрепили свои позиции в супермаркетах и
торговых точках. Производство "маечек", так же, как и "фасовки", не
является сложным процессом и вполне доступно для малого бизнеса. Ручки
пакетов имеют несколько модификаций. Прорубные ручки бывают укрепленные
(сварная, клеевая) и неукрепленные. Петлевые делятся на приварную (soft
loop) и ручку c клипсой (clip loop).
И кулечки есть, и бочки
Еще лет пять назад рынок был заполнен полимерной продукцией
турецкого, российского и польского происхождения. В середине 90-х
отечественный производитель встал на ноги, освоил технологию
производства и продаж. И сегодня ситуация прямо противоположна – наши
пакеты прочнее и даже симпатичнее зарубежных. Спрос на полимерную
продукцию увеличивается ежегодно, открывая новые перспективы как для
новичков, так и профессионалов "кулечного" бизнеса.
Широкому распространению полиэтиленового пакета среди потребителей
способствует целый ряд его уникальных свойств: пакет весом в несколько
граммов может выдержать нагрузку до 10 кг (а некоторые и более),
водонепроницаемость гарантирует надежную защиту от протекания, и,
наконец, он имеет чрезвычайно низкую стоимость. Производителю также
выгодно выпускать такой продукт. По сравнению с выпуском бумажных
пакетов при производстве полиэтиленовых расходуется меньше
электроэнергии и воды, образуется на 80% меньше твердых отходов.
Причем производство упаковки в России настолько массово, что в одном
регионе спокойно могут уживаться 5-10 производителей этой продукции.
Более того: даже если в том или ином городе работает крупное
предприятие, выпускающее разнообразную пленочную продукцию, то этот
факт не препятствует существованию мини-цехов в сараях или подвалах,
занимающихся только "маечками" или "бананами" (разновидности кулечков).
И "гиганты", и "карлики" стараются сбыть свой товар в родном городе,
поскольку в соседнем есть точно такие же производства.
Из полимеров можно изготовлять не только пакеты и полиэтиленовые
пленки, но и бочки, трубы, ящики, крышки для банок, пробки для бутылок
и многое другое. Практики рекомендуют начинать с выпуска пакетов и
пленки и уже в процессе работы расширять ассортимент.
Логотипчик на пакетик
В то же время велико количество магазинов и сетей, которые все еще
недооценивают роль фирменных пакетов и коробочек в объеме продаж
товара. Они думают по старинке: достаточно низкой цены, чтобы
стимулировать продажи. Но упаковка значит намного больше, чем просто
средство для транспортировки изделия от производителя к покупателю.
Пакеты с рисунком или так называемые фирменные пакеты (с логотипом) –
очень эффективный способ рекламы.
У потребителя всегда больше доверия к тому, что он видит сам;
полноцветная реклама всегда обладает большей силой воздействия, чем
любая другая. Особенностью пакета является его многократное
использование. Следовательно, и многократное повторение рекламного
послания производителя или розничного продавца.
И в следующий раз покупатель даже вопреки собственному желанию будет
искать на прилавке рекламируемый товар с фирменным сочетанием цветов.
Или же по номерам телефонов, которые указаны на упаковке, будут звонить
заказчики, поставщики, потенциальные дистрибьюторы. "Пакет – это такое
же средство коммуникации, как и, например, листовки, – рассказывает
бренд-менеджер Галина Семенова. – С той лишь
разницей, что за распространение вы ничего не платите – покупатели
распространяют информацию о вашем магазине самостоятельно и
добровольно".
Кроме того, более низкая по стоимости упаковка становится козырем в
ценовой войне с конкурентами. Если же в торговой точке фирменная
упаковка попросту отсутствует, ей можно готовиться к снижению продаж.
Мерчандайзер сети магазинов "Стиль" Ирина Бабелева
уверена, что именно непривлекательная упаковка позволяет покупателю
усомниться в правильности выбора еще до того, как он возьмет товар в
руки. Процесс самообслуживания предъявляет новые требования к
индивидуальной упаковке товара: это прозрачность, прочность,
привлекательный внешний вид (чем красивее пакет, тем больше его в
дальнейшем будут использовать и таким образом рекламировать магазин).
"Очень важно, чтобы упаковка была качественной, – соглашается с ней Галина Семенова.
– Крепкие ручки, стойкая краска (знакомые ощущения: руки фирменного
цвета какого-то магазина после прогулки по городу?) – это очевидные
составляющие. Пакет должен выдержать транспортировку покупки домой. А
поскольку большинство покупателей используют пакеты не один раз, то он
должен не потерять товарного вида и после нескольких использований".
Заказать или напечатать?
Так как начальные инвестиции в производство упаковки – суммы
небольшие, многие супермаркеты "мастерят" фирменную упаковку
самостоятельно. Но большинство операторов торговли все же предпочитают
заказывать пакеты, пленки и т.п. у производителей. Потому что если для
производства "фасовки" и "майки" подойдет недорогое отечественное или,
скажем, китайское оборудование, вложения в которое начинаются от $60
тыс., то в производстве высококачественных "рекламных" пакетов
стоимость производственных мощностей может исчисляться в миллионах
долларов. Грамотно организованное производство таких пакетов имеет в
наличии высокопроизводительный экструдер, не менее двух
флексографических печатных машин, пакетосварочные агрегаты. Лидерами по
поставке такого оборудования считаются производители Германии и Италии.
Основная задача при изготовлении пакетов с прорубной и петлевой ручкой
– соблюдение высоких стандартов качества на всех этапах производства.
Количество используемых красок обычно варьируется от 6 до 8, при печати
недопустимо несовмещение, использование некачественных печатных форм.
Важную роль играет качество сварки/укрепления ручки. Она должна быть
прочной, выдерживать определенную нагрузку и не портить внешний вид
пакета.
Обычно на предприятиях применяют различные методы тестирования
прочности ручки и швов. Средний тираж пакетов с прорубной и петлевой
ручкой составляет 10-15 тыс. штук, хотя на современном оборудовании
можно без труда получить несколько миллионов одинаковых пакетов. Есть и
другой метод производства пакетов, который не требует больших затрат.
Все, что нужно для его производства, – шелкотрафаретный станок или
просто трафаретная сетка в рамке. Технология получения такого пакета
проста: покупается готовый пакет без изображения, на него накладывается
сетка и наносится рисунок. Количество красок обычно не превышает трех,
возможный тираж – от 1 шт. Этот способ уже начали использовать
некоторые отечественные сети супермаркетов. В будущем их количество
будет возрастать.
Сергей Авдеев |