Как доставляют автомобили из Китая

20 Августа 2008

Рассмотрим варианты условий поставок и возможные проблемы на примере перевозки коммерческой техники (тяжелых и легких грузовиков), а также запчастей к ним. Как правило, тяжелая техника доставляется на судах типа ro-ro и далее железной дорогой на открытых платформах. Легкую технику предпочтительнее отправлять в контейнерах (в этом случае существенно сокращается время ожидания судов в портах отгрузки и обеспечивается сохранность груза в пути).

Доставка автомобилей на условиях FOB Шанхай

Товар доставляется китайским производителем в Шанхай, где либо затаривается в контейнеры, предоставляемые, как правило, перевозчиком, либо грузится на судно (если это тяжелая техника, которая перевозится не в контейнерах) и следует морем до Владивостока (Находки, Восточного). Далее груз выгружается в соответствующем дальневосточном порту на склады временного хранения, после чего отправляется по железной дороге в Москву.

Таможенная очистка может производиться как во Владивостоке (Находке, Восточном), так и в Москве (приоритет имеет наличие грамотного брокера). Следует учитывать, что при таможенной очистке техники нужно обращаться только в те таможенные посты, которые могут растаможивать технику и имеют право на выдачу ПТС (паспорт транспортного средст-ва). Стоимость доставки 20-футового контейнера от Шанхая до Москвы (морем и железной дорогой) в среднем составляет 90 тыс. руб., 40-футового – 180 тыс. руб. (цена может колебаться в ту или иную сторону – это зависит от перевозчика и объемов поставок).

Удобнее изначально заключать договор с одной ТЭК на перевозку морем и железной дорогой. Если техника грузится на суда без контейнеров, то следует учитывать наличие железнодорожных платформ и спецсудов типа ro-ro для перевозки. В этом случае нужно планировать отгрузку заранее, так как на судах типа ro-ro места под погрузку бронируются иногда за месяцы, что существенно увеличивает сроки доставки. Также нужно иметь в виду, что перевозка на открытых железнодорожных платформах требует времени для предварительного заказа и подготовки перевозки (согласование чертежей для крепления и размещения техники).

Важный момент – стоимость хранения техники в Дальневосточном регионе. Техника выгружается на стоянки и ожидает погрузки на платформы. Ставку на хранение следует согласовывать заранее, так как при больших объемах и длительном хранении может набежать довольно внушительная сумма, которая приведет к существенному удорожанию стоимости транспортировки. Но здесь есть и другой нюанс. При развитой дилерской сети компании-покупателю техники в Китае бывает выгоднее держать прошедшие таможенную очист-ку автомобили на дальневосточных складах, чтобы при заключении договоров купли-продажи отгружать технику непосредственно конечному покупателю в различные регионы России напрямую, минуя склады в Москве. В данном случае стоимость перевозки, а следовательно, и техники, для конечного покупателя ниже (разница может достигать до $500–1000 за единицу), что в свою очередь существенно увеличивает объем продаж.

Доставка автомобилей на условиях FCA Маньчжурия

Как правило, техника (или запчасти) доставляются в Маньчжурию через Забайкальск, где грузится на платформы. Нужно учитывать, что в России и Китае разная ширина колеи, поэтому требуется переход с одной колесной базы на другую, что приводит к дополнительным временным затратам. Таможенная очист--ка при таком способе обычно производится в Москве. Можно произвести растаможку в Забайкальске или на другой таможне, все зависит от наличия доверенного брокера, его квалификации и стоимости услуг. Стоимости перевозки на условиях FOB Шанхай и FCA Забайкальск до Москвы, как правило, не сильно отличаются. В любом случае целесообразно использовать надежных перевозчиков на конкретном направлении и сравнивать цены каждого из них.
Некоторые фирмы, закупающие транспортные средства в Китае, доставляют их самоходом через Казахстан. Пробег в данном случае составляет около 5000 км, и первое техническое обслуживание машины проходят в пути. Этот факт используется как конкурентное преимущество (то, что техника прошла техническое обслуживание и длительные перегоны, является своего рода гарантией ее качест-ва). Но с другой стороны, многие покупатели предпочитают покупать машины без пробега. Компании, которые доставляют автомобили на платформах (в контейнерах), наоборот, в качестве приоритета используют тот факт, что техника абсолютно новая (предоставляется гарантия, и обслуживание происходит в сервисных центрах в России).

Страхование перевозок автомобилей из Китая

Необходимо также помнить об обязательном страховании автомобилей, так как при перевозке на открытых платформах очень часто на технике появляются внешние повреждения (сколы, царапины, разбитые стекла и т. д.), что влечет за собой потерю товарного вида. Как правило, испорченные автомобили составляют примерно 30% от всей партии. Следует определиться, как организовать процесс заключения договора страхования. Довольно заманчиво возложить эту обязанность на дальневосточных экспедиторов, но придется учитывать, что во Владивостоке монополистом при страховании грузов с использованием железнодорожного транспорта является «ДАЛЬЖЕСО», и при страховании груза по всему маршруту Шанхай–Москва придется пользоваться услугами этой компании, ставки которой выше, чем у московских страховщиков.

В данном случае клиенту целесообразно самому заключать договор страхования в Моск--ве на весь путь Шанхай–Москва. При этом нужно обязательно оговаривать, что время ожидания погрузки в дальневосточных портах (иногда оно может превышать срок нахождения груза в пути) включается в срок действия полиса. Известны случаи, когда машины, находящиеся на хранении во Владивостоке, были утрачены вследствие пожара (самовозгорания) и получить компенсацию от страховых компаний за них оказалось практически невозможно.

Поставки запчастей из Китая

Выше уже говорилось о ценовом преимущест-ве китайских автомобилей перед европейскими. Однако по причине недавнего выхода китайских автомобилей на российский рынок отсутст-вует развитая сеть специализированных сервисных центров и запчасти. В итоге плохая организация сервисного обслужи-вания, как и любой сбой в доставке запчастей, дискредитирует и сводит на нет все усилия, затраченные на доставку и продажу автомо-билей.

Запчасти из Китая ввозятся обычно контейнерами (при плановых поставках) на условиях FOB Шанхай или FCA Маньчжурия. При срочных поставках (для ремонта машин по гарантии) обычно используется авиаперевозка. Таможенную очистку можно также осуществлять либо на дальневосточных постах, либо в Моск-ве. Организация доставки выглядит примерно так же, как и доставка любого груза в контейнерах, но здесь есть ряд нюансов, которые следует обязательно учитывать.

Во-первых, у китайских производителей, как правило, отсутствуют каталоги выпускаемых запчастей на английском, а тем более на русском языке, из-за чего очень трудно предоставить описание ввозимых запчастей и подобрать соответствующий код ТН внешнеэкономической деятельности для целей таможенного оформления. А учитывая, что номенклатура запчастей в одном контейнере достигает 400 наименований, можно себе представить объем работы: на каждую запчасть необходимо предоставить описание, состав материала, из которого она сделана, вес нетто и вес в упаковке, стоимость.

Эти данные обычно довольно трудно по--лучить у китайских производителей и на это требуется время. Чтобы ускорить и сделать менее трудоемкой работу по таможенному оформлению запчастей, следует предварительно (до отгрузки!) запрашивать у китайской стороны как можно более точные дан-ные об отгружаемой продукции и согласовывать полученные документы с таможенными брокерами. Тогда имеется выигрыш во времени (можно что-то уточнить) перед приходом контейнеров на таможенный пост. В противном случае груз может храниться на постах неделями (а то и месяцами) и соответ-ственно ставка на хранение существенно увеличивается. Например, груз, присланный авиапочтой, стоимость которого по инвойсу составила $5000, пролежал по причине не представленных вовремя по запросу таможни дополнительных данных около месяца. В итоге ставка на хранение составила порядка 120 000 руб.
Также имеет смысл по мере прихода запчастей на склад потребителя создавать свою базу (каталог) запчастей. Наличие такой базы данных позволяет при последующих доставках значительно ускорить процесс подбора кодов ТН внешнеэкономической деятельности и исключить вероятность ошибки (например, одну и ту же запчасть можно задекларировать при разных поставках по разным кодам, если нет описания, что вызовет лишние вопросы у таможенных органов).

Низкая стоимость китайских запчастей может послужить причиной осложнений при таможенном оформлении. Если стоимость запчастей по инвойсу ниже $17 за 1 кг (по состоянию на сегодняшний день), то следует либо приготовиться к корректировке таможенной стоимости, что влечет материальные и временные затраты, либо заранее, до прихода груза на таможенный пост, получить подтверждение цены в Китайской торгово-промышленной палате.
Также к специфике таможенного оформления грузов, ввозимых из Китая, следует отнести то, что экспортную декларацию китайская сторона предоставляет на китайском языке. Это не является большой проблемой, если заранее позаботиться о переводе ее на русский язык. Еще раз хочется подчеркнуть, что во избежание проблем при таможенном оформлении китайских грузов следует заблаговременно (до отгрузки) получить и проверить правильность оформления инвойсов и прочих необходимых документов.


* FOB (Франко-борт) – (Free on board – свободно на борту; далее порт погрузки). Торговый термин, включенный в ИНКОТЕРМС и означающий, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, когда товар переваливается через поручни судна в указанном порту погрузки. Все расходы и риски, связанные с потерей и порчей товара, с этого момента несет покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очист-ке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

** FCA (Франко-перевозчик) – (Free Carrier – далее название места) – торговый термин, включенный в ИНКОТЕРМС и означающий, что продавец выполнил обязанности по поставке, когда товар, очищенный от пошлин на экспорт, передается перевозчику, которого указал покупатель в указанном месте. Выбор места влияет на обязательства по погрузке/выгрузке в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет.

Виктория Ткачева, руководитель отдела логистики и доставки ООО «Донг Фенг Комтранс Рус»
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex