Железнодорожные пассажирские перевозки на пути структурных реформ

30 Августа 2008

Одной из важнейших задач структурной реформы железнодорожного транспорта является развитие конкурентного сектора в сфере пассажирских перевозок, в том числе создание пассажирских компаний, владеющих собственным подвижным составом. 

До последнего времени в России фактически отсутствовал рынок железнодорожных пассажирских перевозок. Отрасль была монопольной с большой долей государственного регулирования. Создание в результате структурной реформы условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта компаниям-перевозчикам обеспечит развитие конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок.

В условиях конкурентной борьбы главенствующая роль в работе перевозочных компаний отводится задачам маркетинговой, тарифной и сбытовой политики, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса населения на перевозки, увеличение доходов, снижение эксплуатационных расходов.

Лидер рынка

Несмотря на возникновение новых перевозочных компаний на железнодорожном транспорте, перевозчиком «номер один» была и в обозримом будущем останется Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) – филиал ОАО «РЖД», образованный выделением структурных подразделений, персонала и имущества из пассажирского комплекса ОАО «РЖД». В ближайшие годы предполагается создание на базе ФПД дочернего общества ОАО «РЖД» – Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Федеральная пассажирская дирекция начала самостоятельную хозяйственную деятельность с 1 июля 2006 года. Структурное и имущественное обособление ФПД предназначено для перехода на функциональный принцип управления пассажирскими перевозками дальнего следования. Главными целями были определены: формирование рыночных механизмов работы пассажирского комплекса, удовлетворение растущего спроса на железнодорожные перевозки и повышение качества предоставляемых услуг.

В штате ФПД находится 112 тыс. человек, основную часть которых составляют проводники и билетные кассиры. ФПД принадлежит вагонный парк, состоящий из пассажирских вагонов, багажных вагонов и вагонов-ресторанов.

В состав ФПД входят разнородные предприятия: вагонные участки, резервы проводников, вагонные депо, железнодорожные агентства, билетные кассы, прачечные и т.д. Управление ФПД основано на трехуровневой схеме, в которой выделяются сетевой, региональный и линейный уровни.

Основными видами деятельности ФПД являются перевозка пассажиров, оказание дополнительных услуг пассажирам в поездах, перевозка багажа и грузобагажа. Важнейшим из них является перевозка пассажиров, которая служит базой для остальных видов деятельности и приносит большую часть доходов.

Характеристика рынка пассажирских перевозок

Рынок пассажирских перевозок дальнего следования является частично регулируемым. Государство регулирует тарифы на перевозки в общих и плацкартных вагонах, тарифы на багажные перевозки, предоставляет льготы отдельным категориям граждан. Существенной особенностью рынка пассажирских перевозок, влияющей на организацию бизнеспроцессов, является высокая сезонная неравномерность.

Конкуренцию ФПД оказывают другие виды транспорта (авиационный и автомобильный), которые перевозят в совокупности менее половины пассажиров в дальнем следовании. Конкуренция ФПД с частными железнодорожными перевозчиками в настоящее время незначительна. Это связано с тем, что в железнодорожных перевозках пассажиров очень мала доля частных перевозчиков, а в перевозках грузобагажа, наоборот, очень мала доля ФПД.

Предоставляя пассажирам услуги по перевозке, ФПД потребляет услуги железнодорожной инфраструктуры, принадлежащей ОАО «РЖД».

Ограниченность инфраструктурных ресурсов приводит к конкуренции с перевозкой грузов и пригородных пассажиров. Особенно существенно эта конкуренция проявляется на однопутных участках (например, подготовка к Сочинской Олимпиаде вызовет увеличение грузопотоков на напряженном участке летних пассажирских перевозок) и в крупных городах (суточная неравномерность пригородных перевозок ограничивает возможности составления удобных ниток графика для поездов дальнего следования).

Характеристика бизнес- процессов

Важнейшими особенностями железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования, влияющими на организацию бизнес-процессов, являются:

  • курсирование пассажирских поездов по твердому графику,
  • предварительная продажа билетов с указанием мест, сменяемость пассажиров по ходу поезда,
  • наличие различных типов по- ездов и вагонов с различным уровнем сервиса.

Продукцией перевозчиков принято считать услуги по перевозке. Однако для пассажирских перевозок это понятие нуждается в уточнении. По сути, на рынке транспортных услуг потребителям предлагаются возможности поездок в определенное время в будущем по определенным направлениям в определенных типах поездов и вагонов. Реально осуществленные перевозки, которыми определяется доход пассажирского перевозчика, являются лишь востребованной частью продукции. Расходы же зависят как от востребованной, так и от невостребованной части. Постановка пассажирского поезда в график и выставление мест в его вагонах на продажу порождают эксплуатационные расходы на движение, формирование и техническое обслуживание вне зависимости от того, будут ли куплены билеты. Доля эксплуатационных расходов, непосредственно связанных с реально перевезенными пассажирами, незначительна. Фактически, доходы пассажирских перевозчиков определяются спросом, а расходы – предложением.

По этой причине важнейшей составляющей работы ФПД является организация движения пассажирских поездов, обеспечивающая производство продукции в ассортименте и количествах, максимально соответствующих спросу. Для этого на предстоящий год разрабатываются сообщения, маршруты и периодичность курсирования поездов.

Большое значение имеет разработка удобных для пассажиров расписаний движения. Планируются также длины и схемы составов, определяющие количество вагонов разных типов (СВ, купейные, плацкартные и т.п.). Определяются границы их возможной корректировки в связи с сезонной неравномерностью пассажиропотоков. Все это составляет план формирования пассажирских поездов дальнего следования. Кроме того, план формирования включает организацию курсирования прицепных групп вагонов, которые следуют с поездом лишь часть маршрута и применяются для максимального использования вместимости вагонов при удовлетворении спроса на перевозки. В плане формирования описы- вается также организация курсирования беспересадочных групп вагонов, вводимых для максимального обеспечения возможности беспересадочных поездок, и организация курсирования сезонных и многогруппных поездов, вводимых в связи с сезонной неравномерностью пассажиропотоков. В отличие от количественных планов, задающих ориентировочные значения итоговых показателей работы, план формирования служит основой технологического процесса организации пассажирских перевозок.

К задачам организации пассажирского движения относится также управление вагонным парком, обеспечивающее формирование составов пассажирских поездов. Для управления вагонным парком составляются графики оборота пассажирских поездов, принимаются решения о передислокации вагонов в периоды пиков пассажиропотоков.

Отличия перевозки пассажиров от перевозки грузов

Различие в способах организации движения приводит к принципиальным различиям бизнес-процессов ФПД и грузовых перевозчиков. Грузовые поезда отправляются лишь после полного накопления их составов. Моменты накопления заранее не известны. Поэтому в график включается множество допустимых вариантов движения грузовых поездов (эти варианты называются «нитками»), и грузовой поезд отправляется по ближайшей свободной «нитке» после накопления состава. Размеры движения грузовых поездов не задаются заранее, и не определяются планом формирования. План формирования грузовых поездов указывает лишь, в каких поездах должен перемещаться вагон между сортировочными станциями на пути от произвольной начальной станции до произвольной конечной станции.

Такой подход к организации перевозок значительно гибче подхода, принятого в пассажирских перевозках. Однако, в момент оформления документов на перевозку ни время и дата отправления, ни время в пути неизвестны, а для пассажиров дальнего следования это было бы крайне неудобно.

В связи с таким подходом к организации перевозок, грузовые перевозчики не участвуют в составлении плана формирования, а организацией движения занимаются лишь для управления парком вагонов (перевозки порожняка). Поэтому технологический цикл для грузового перевозчика естественно начинается с оформления проездных документов (сбыта).

В пассажирских перевозках дальнего следования билеты продаются с указанием конкретных дат, поездов и вагонов. Для этого необходимо предварительно поставить поезда в график, указав их расписание и состав. Поэтому этапу сбыта предшествует важнейший этап организации движения. Для согласования предложения и платежеспособного спроса организация движения должна увязываться с тарифной политикой, основываться на маркетинговых исследованиях.

Требования к управлению перевозками

Особенности организации пассажирских перевозок дальнего следования предъявляют повышенные требования к задачам маркетинга и тарифной политики, организации движения, сбытовой политики, а также к комплексному, централизованному подходу к их решению, обеспечивающему максимизацию спроса при наименьших расходах.

Например, в ходе решения маркетинговых задач необходимо прогнозировать спрос на пассажирские перевозки, закладывать его в основу плана формирования, а затем уточнять в процессе сбыта. Для этого сбытовая политика должна включать систему управления нормами (квотами) предварительной продажи. Это позволяет на основании мониторинга хода предварительной продажи оперативно уточнять прогнозы спроса и последовательно увеличивать количество мест, выставленных на продажу, соответственно наращивая количество вагонов в рамках установленных ограничений на длину и схему состава.

Аналогичные нормы попутной продажи позволяют на основании статистических данных предварительно продавать билеты на крупных промежуточных станциях, не дожидаясь информации о покупке билетов пассажирами, следующими до этих станций (предварительная продажа, облегчая пассажирам планирование поездок, существенно влияет на спрос).

Таким образом, управление нормами предварительной и попутной продажи обеспечивает максимальное использование вместимости вагонов разных типов на всем маршруте следования. Кроме того, наличие протяженных общих участков маршрутов у поездов разного формирования требует сопоставления спроса с предложением на сетевом уровне.

 

Леонид Максименко, начальник отдела информационно- аналитических приложений, компания «ИнтэлЛекс»

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
loginfo.ru
Поиск по сайтуЯndex