Новые портовые: Ульяновск, Красноярск, Хабаровск

10 Сентября 2008

Портовые особые экономические зоны

Последним типом зон, создание которых было разрешено на территории России, являются портовые. Целью создания ПОЭЗ на территории РФ является стимулирование развития портового хозяйства и структур, оказывающих портовые услуги, которые не уступают по качеству услугам аналогичных зарубежных организаций. Согласно изменениям в законе об особых экономических зонах, ПОЭЗ могут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для их строительства. На территории ПОЭЗ можно осуществлять только портовую деятельность – список видов деятельности, соответствующих этому понятию, приведен в законе. Для ПОЭЗ устанавливаются ограничения по площади – не более 50 км2 (при необходимости площадь зоны может быть увеличена постановлением Правительства РФ). Срок существования ПОЭЗ составляет 49 лет и не подлежит продлению.

Законом определены следующие основные условия регистрации организации в качестве резидента ПОЭЗ. Так, при осуществлении портовой деятельности резидент ПОЭЗ вносит обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в размере не менее:

  •  10 млн руб. – при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием товаров (не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем), их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими;
  •  30 млн руб. – при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими (в том числе подакцизных товаров или минерального сырья);
  •  2,5 млн руб. – при осуществлении иной портовой деятельности.

При создании, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры порта объемы минимальных инвестиционных вложений должны составлять:

  • при строительстве объектов инфраструктуры нового морского порта – не менее 100 млн евро;
  • при строительстве объектов инфраструктуры нового речного порта или аэропорта – не менее 50 млн евро;
  • при реконструкции объектов инфраструктуры морского, речного порта или аэропорта – не менее 3 млн евро.

Преференции и льготы резидентов ПОЭЗ включают:

  • режим свободной таможенной зоны;
  • льготы по налогу на имущество (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента постановки объекта на баланс);
  • льготы по налогу на землю (не уплачивается в течение первых 5 лет с момента приобретения права собственности);
  • льготы по налогу на прибыль в размере 4%;
  • объекты инженерной и транспортной инфраструктуры зоны создаются за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Ульяновская область: аэропорт плюс производство

Решение о создании ПОЭЗ на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» имеет своей целью формирование базы общероссийского масштаба для ремонта и обслуживания воздушных судов. Развитие аэропорта «Ульяновск-Восточный» будет осуществляться по ряду основных направлений:

  • организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
  • организация сборочного производства легких реактивных самолетов Eclipse 500;
  • развитие терминально-логистической инфраструктуры.

Общая площадь зоны составит 642 га. До 2020 года государственные инвестиции в развитие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры должны составить 7 млрд руб. Половина суммы будет выделена из бюджета Ульяновской обл. Эти средства будут использованы для:

  • модернизации аэропортовой инфраструктуры (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т. п.);
  • создания и модернизации подъездных путей автомобильного и железнодорожного транспорта;
  • создания сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения;
  • строительства ТЭС мощностью 40 МВт.

До 2020 года частные инвестиции в развитие аэропорта «Ульяновск-Восточный» составят 13,7 млрд руб. Из них:

  • 3,2 млрд руб будут выделены на создание мощностей по ремонту и обслуживанию воздушных судов (общая площадь, отведенная под строительство, – 49,9 га);
  • 5,1 млрд руб – на реализацию проекта создания сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 (под строительство отведена площадь в 8,5 га);
  • 4,4 млрд руб – на создание терминально-складской инфраструктуры (общая площадь, отведенная под строительство – 28,1 га);
  • 1 млрд руб – на реализацию прочих проектов.

Согласно прогнозам, к 2020 году объем услуг по ТО и ремонту воздушных судов составит около 1400 тыс. нормо-часов, а объем перевалки грузов через аэропорт «Ульяновск-Восточный» составит около 170 тыс. т. Производство самолетов Eclipse 500 должно выйти на проектную мощность к 2012 году, а первую машину планируется собрать уже к 2009-му. Всего в Ульяновской области будут собирать 800 сверхлегких реактивных самолетов в год.

Красноярский край: авиационный хаб

В Красноярском крае на базе аэропорта «Емельяново» планируется создать международный грузовой хаб, функционирование которого будет направлено на эффективную реализацию транзитного потенциала России. Свидетельст-вом коммерческой жизнеспособности данного проекта может служить то обстоятельство, что компания «Волга-Днепр» планирует использовать аэропорт «Емельяново» для стыковки рейсов своей дочерней компании «Air Bridge Cargo», занимающейся регулярными грузовыми авиаперевозками.

На первом этапе (до 2012 г.) мощности сущест-вующей инженерной инфраструктуры аэропорта будет достаточно для создания и рекон-струкции системы таможенного контроля, грузовых терминалов, топливно-заправочного комплекса, авиационно-технической базы, комплекса бортпитания, комбината питания для работников портовой зоны, бизнес-центра и других объектов. Второй этап предусматривает строительство объектов, предназначенных для резидентов ПОЭЗ: производственных, склад-ских, офисных помещений, объектов инфраструктуры. В настоящий момент 36 компаний уже выразили желание стать резидентами ПОЭЗ в Красноярском крае. Из них 5 компаний являются стратегическими инвесторами, 17 планируют стать резидентами зоны в области склад-ской логистики, 6 – в области оказания сервисных услуг авиационным компаниям, 8 – в области производственной деятельности.

Ключевыми резидентами портовой особой экономической зоны являются компании «Air Bridge Cargo» (ГК «Волга-Днепр»), «Lufthansa-Cargo», ОАО «Аэропорт Красноярск» и ОАО «Международный аэропорт Красноярск». Суммарная величина инвестиционных вложений в создание портовой зоны в Красноярском крае составит около 25 млрд руб. Из них почти 13% будут выделены из федерального бюджета и более 15% – из краевого. Остальные средства – около 18 млрд руб. – будут инвестированы резидентам ПОЭЗ. Согласно прогнозам, к 2020 году в результате создания в Краснояр-ском крае особой экономической зоны объем перевозимых грузов увеличится в 16 раз (с 50 до 798 тыс. т в год).

Хабаровский край: морской выход на БАМ

Для того чтобы вернуть себе утраченный статус великой морской державы, России необходимо фактически заново создать систему, которая была бы современной и могла обеспечивать морские перевозки, и возродить конкуренто-способный морской торговый флот. Одним из важнейших шагов в этом направлении является создание ПОЭЗ в Советской Гавани (Хабаровский край). Для ее создания существуют определенные предпосылки:

  • необходимость активного участия в стремительном развитии Азиатско-Тихоокеанского региона (геополитический фактор);
  • наличие выхода на Байкало-Амурскую магистраль (транспортный фактор);
  • необходимость диверсифицировать грузопоток и развивать несколько крупных морских портов на востоке России, а также увязывать такое развитие с освоением всех неиспользованных возможностей альтернативного северного железнодорожного широтного хода (стратегический фактор);
  • возможность использования идеального с географической точки зрения положения порта (стратегический фактор);
  • возможность использования удобной бухты (пространственный фактор);
  • необходимость поддержки ресурсного освоения зоны БАМа и всего Дальнего Востока (сочетание стратегического и пространст-венного факторов);
  • возможность использования прилегающих к бухте неосвоенных, но удобных территорий (пространственный фактор).

Советская Гавань отличается уникальными природно-климатическими условиями и географическим положением. На большей части акватории ее глубина составляет 28 м и более. Существующие причалы и глубоководная пристань имеют глубину до 12 м, что позволяет заходить в акваторию судам дедвейтом до 50 тыс. т при существующей портовой инфраструктуре и дедвейтом до 200 тыс. т при развитии портовой инфраструктуры и возведении новых причальных мощностей. В Татарском проливе гавань является единственным местом, которое служит убежищем для судов при любом направлении ветра. Использование Советской Гавани позволит сократить протяженность транзита «Запад России – Сибирь – Север тихоокеанского побережья США» более чем на 1000 км.

ПОЭЗ в Советской Гавани планируется организовать таким образом, чтобы основное развитие получили проекты контейнерных и рудных терминалов. Это позволит повысить грузооборот порта за счет сокращения времени обработки грузов. Также в регионе будут созданы предприятия, занимающиеся судостроением и судоремонтом. Ключевые проекты в Хабаровской ПОЭЗ окажутся незаменимыми при освоении сырьевых запасов регионов БАМа, а развитие мультимодальных контейнерных перевозок увеличит прибыль россий-ских транспортных компаний и дальневосточных стивидоров.

Согласно представленной концепции, в порту Советская Гавань появится транспортный узел, через который уже к 2025 году можно будет переваливать 25–30 млн т грузов в год. Также в гавани будет создан судоремонтный кластер – в настоящий момент подавляющее большинст-во российских рыболовецких и транспортных судов ремонтируются в Китае и Южной Корее.


* Особая экономическая зона


Правовой основой деятельности ОЭЗ является федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятый в июле 2005 года (впоследствии он несколько раз дополнялся). В соответствии с этим законом сегодня в России могут существовать ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Требования к потенциальным резидентам и предоставляемые преференции и льготы для разных типов зон отличаются. Тем не менее в них можно выделить общие моменты:

  • существенные льготы (таможенные и налоговые), облегчающие создание новых объектов капитального строительства на территории ОЭЗ;
  •  создание объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ОЭЗ за государственный счет;
  •  налоговые льготы, связанные с операционной деятельностью (не дают резидентам зоны ключевых преимуществ перед нерезидентами);
  •  жесткие требования как по видам деятельности, так и по объемам инвестиций, предъявляемые к резидентам ОЭЗ;
  •  дифференциация льгот и требований в зависимости от типа ОЭЗ.

* Владимир Варнавский
Член Экспертных советов по государственно-частному партнерству, профессор, доктор экономических наук

Те перевозчики, которые зарегистрированы в качестве резидентов новых ПОЭЗ, получают льготы согласно действующему законодательству (все льготы перечислены в статье). Прибыль остальных транспортных компаний может увеличиться только в результате общего роста грузооборота морских портов и аэропортов.

Если создание новых ПОЭЗ будет осуществляться в соответствии с существующей программой, а не так, как сейчас, когда статус ПОЭЗ будет иметь только Советская Гавань, – развитие всей логистической системы страны получит достаточно мощный импульс. Кроме прямых улучшений, связанных со строительством новых логистических объектов и транспортно-логистической инфраструктуры на территории самих зон, создание новых ПОЭЗ может принести значительный косвенный экономический эффект. Оценить размер этого эффекта в рублях достаточно трудно, но на качественном уровне он будет заключаться в следующем. Создание (например, в Совет-ской Гавани) фактически нового морского порта потребует синхронизации поставок и отгрузки нескольких десятков миллионов тонн груза в год. Это означает, что все производители продукции, все виды транспорта, завязанные на этот грузопоток, все государст-венные службы порта должны будут работать ритмично, в соответствии с графиками и регламентами. Это можно обеспечить только в том случае, если по всей технологической цепочке – «добыча полезных ископаемых – грузоотправитель – морской порт – грузополучатель» – будет дейст-вовать слаженная, ритмично и без сбоев работающая логистическая инфраструктура. В противном случае транспортников ждут штрафы, неустойки, и в итоге – потеря прибыли. Частные компании (операторы ПОЭЗ, грузоперевозчики и грузовладельцы) заинтересованы в минимизации непроизводительных расходов. Соответственно они будут самостоятельно осуществлять значительные инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру ПОЭЗ и транспортировку грузов до территории этих зон.

Андрей Болгов, директор департамента корпоративных финансов ООО «Финансовый и организационный консалтинг»; Дмитрий Саввин, директор департамента инфраструктурных проектов ООО «Финансовый и организационный консалтинг»
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex