| Гибкая упаковка: достижения и задачи23 Сентября 2008За три последних года развития российского рынка гибкой упаковки
произошло очень много качественных и количественных изменений в
положительную сторону. Даже без сложных подсчетов видно, что
значительную долю гибкой упаковки сегодня составляют образцы,
запечатываемые методами флексографской и глубокой печати. Основными
материалами, используемыми при изготовлении этого вида упаковки,
являются пленки из полиэтилена, полипропилена, полиэтилентерефталата, а
также фольга и бумага.
Специалисты с сожалением вынуждены отмечать, что сегодня в
исследованиях невозможно полноценно опираться на данные Госкомстата или
Таможенного комитета, поскольку методика их подсчетов вызывает
определенные вопросы. Причина этого прежде всего в том, что на
отечественном потребительском рынке существует много небольших игроков,
которые легко утаивают от государственных служб свои обороты. И это,
конечно, серьезная проблема нашего законодательства.
Десятка же крупнейших российских производителей гибкой упаковки сегодня
ежегодно производит около 50 тыс. т продукции. Рынок длительное время
демонстрирует постоянную тенденцию к росту. Так, в 1992 г. объем
потребления составлял всего 20-30 тыс. т гибкой упаковки в год, и
практически вся она импортировалась. Вплоть до 1998 г. происходило
достаточно активное формирование рынка за счет повышения культуры
потребления, но по-прежнему значительная часть гибкой упаковки с
печатью ввозилась из-за рубежа.


В ходе объективных экономических изменений в стране импорт упаковки
становился все менее выгодным, и значительное число иностранных
производителей просто ушли с российского рынка. Кроме того, молодые
отечественные производители, обладающие серьезными амбициями и уже
накопившие некоторый опыт, стали активно приобретать высококлассное
(пусть поначалу и не новое) импортное оборудование, позволившее им
начать собственное производство гибкой упаковки. Высокие темпы роста
отечественной пищевой промышленности также стимулировали развитие
упаковочной отрасли.
Реальность
На выставке Росупак в 2006 году специалистами МГУП был проведен опрос
производителей и потребителей гибкой упаковки с целью выяснить реальное
состояние дел и перспективы дальнейшего развития этого сегмента
упаковочной отрасли. Дальнейший анализ позволил сделать вывод, что
наиболее важными факторами, сдерживающими распространение в России
современной упаковки, многие считают отсутствие высококачественных
материалов и квалифицированных специалистов (42 и 48% соответственно).
Не менее значительным признан дефицит информации о современных
технологиях упаковки и материалах (на эту тему высказались 62%
респондентов). Большинство опрошенных сознает, что чем выше требования
к сохранности продукта, тем дороже должна быть упаковка.
Основной вывод, который был сделан в результате, — это то, что,
по-видимому, назрела необходимость координации действий между
производителями современного оборудования, материалов и потребителями
упаковки. В этом случае специалисты прогнозируют динамику развития
рынка гибкой упаковки к 2008 г. до уровня 450 тыс. т в год.
Пищевые продукты и напитки используют 70% общего объема потребительской
упаковки в России. Остальная часть приходится на хозяйственные и товары
личной гигиены. Именно поэтому динамика развития пищевой и
перерабатывающей отраслей существенно влияет на уровень спроса на
упаковочные материалы и является показателем рентабельности их
производства. Потребность в упаковочной продукции удовлетворяется за
счет внутреннего производства на 28% в пищевой промышленности и на 26%
в косметической. Присутствие иностранных производителей все еще весьма
ощутимо.
Самые популярные
Прилавки современных магазинов уже нельзя представить без упакованных
товаров. Для этих целей используются различные виды пленок:
-
из полиэтилена
(однослойная или многослойная). Однослойная пленка в основном
используется в производстве фасовки и пакетов для торговли.
Многослойная — для упаковки моющих средств, кормов для животных и пр.;
-
из полипропилена.
Этот вид пленки наиболее распространен в производстве промышленной
упаковки. Уровень потребления такого материала, по данным 2003 г.,
составлял 70 тыс. т в год. Кроме того, объем потребления прозрачной
пленки для сигаретных пачек — около 30 тыс. т в год. Сейчас небольшой
объем такой продукции импортируется из стран СНГ («Химволокно» в
Могилеве и «Укр-пластик» в Киеве). Подавляющая же часть пленки из
полипропилена по-прежнему закупается в европейских странах;
-
барьерные пленки.
Объем потребления этих многослойных пленок в России составляет около 12
тыс. т ежегодно. Пока этот сегмент находится на начальной стадии
формирования, но очень быстро растет. Дополнение к этому составляют
примерно 5 тыс. т вакуумных пленок, потребляемых медицинской
промышленностью.
Одной из основных задач развития отечественной пищевой промышленности
по-прежнему остается повышение конкурентоспособности отечественной
продукции, втом числе за счет улучшения ее внешнего вида и повышения
защитных свойств применяемых упаковочных материалов. Наиболее широкое
применение в российской пищевой отрасли нашли однослойные гибкие
упаковочные пленки, в том числе прозрачные БОПП-пленки. Они составляют
49,6% от общего объема потребления основных видов БОПП-пленок в пищевой
промышленности. Основными потребителями БОПП-пленок в составе
композиционных материалов у нас являются производители кондитерских
изделий (37% от общего объема потребления композиционных материалов в
пищевой промышленности), снэков (16%), макаронной продукции (15%) и
пельменей (14%).
Инновации
Рынок гибкой упаковки действительно не стоит на месте. Он развивается
не только количественно, но и качественно, вбирая в себя все возможные
технические новинки, совершенствуя свойства упаковочных материалов,
придавая им еще совсем недавно невообразимые функции.
Не так давно появившиеся наноматериалы и нанотехнологии, оперирующие
ничтожно малыми частицами и объектами, уже способны предложить свои
услуги и упаковочной отрасли.
Так, тонкие слои, содержащие фото-хромные молекулы, наносимые на
полимерную пленку, способны изменять светопроницаемость упаковки в
зависимости от освещенности, тем самым облегчая хранение продуктов,
чувствительных к ультрафиолету.
Тонкослойные метки, наносимые на внутреннюю поверхность пленочной
упаковки, наноструктура которых меняет свои свойства (цвет) в
зависимости от состояния упакованного продукта, просигнализируют
потребителю, достаточно ли свежо и безопасно для употребления
содержимое упаковки. Полимеры, разработанные учеными в рамках этой
технологии, могут «программироваться» на отклик на строго определенные
вещества.
Программируемые контейнеры для жидкостей, на поверхности которых
размещаются «кнопки», нажатие на которые приводит к впрыскиванию в
жидкость различных добавок. Такой способ, по-видимому, будет
перспективен для использования в пищевой и фармацевтической
промышленности, а также в производстве косметики и парфюмерии.
  | | |
| |