Покупать нельзя арендовать

24 Сентября 2008

Виктор Никифоренко, директор ООО «Транс-СибГрупп-Байкал» (Иркутский филиал «Транс-СибГрупп»)

Для перевозки контейнеров наша компания применяет автомобили-контейнеровозы. В начале своей деятельности нам приходилось пользоваться услугами водителей-частников или транспортных автобаз, при работе с которыми мы столк-нулись с рядом существенных проблем. Во-первых, отсутствие оперативности – «не своих» клиентов частники обслуживали в последнюю очередь. Автобазы же принимали заявки за 2–3 дня до начала перевозки. Во-вторых, колебание стоимости перевозки – у частных водителей отсутствовал фиксированный прайс-лист на услуги, а автобаза хоть и предоставляла прайс-лист, но перевозки осуществляла по очень высоким ценам. В-третьих, далеко не все водители могли продемонстрировать необходимые для перевозочной деятельности документы, поэтому нам приходилось сужать круг партнеров до официально оформленных водителей и автобаз. Кроме того, техника, остававшаяся на автобазах еще со времен СССР, находилась в довольно плачевном состоянии, что далеко не всегда удовлетворяло наши потребности как компании-перевозчика.

Проанализировав ситуацию, мы решили работать на своей технике, закупив бывшие в употреблении контейнеровозы. Первые несколько месяцев эксплуатации показали, что потери, которыми сопровождалась эксплуатация подержанной техники, оказались несопоставимы с полученными плюсами. Автомобили часто ломались, что приводило к регулярным срывам сроков доставки грузов, длительным простоям техники и в конечном счете к снижению рентабельности перевозок.

Тогда было принято решение о закупке новых автомобилей в лизинг. Свой транспорт дал нам возможность обеспечить точное соблюдение сроков доставки и увеличить количество автомобилей, способных выйти на линию. Кроме того, мы практически отказались от ремонтных дней и сократили затраты на ремонт техники.

Очень быстро выручка компании начала значительно превышать размеры лизинговых платежей и расходы, связанные с содержанием автопарка. Кроме того, применение лизинговой схемы оплаты позволило не изымать денежные средства из оборота предприятия. Использование собственных автомобилей дало нам возможность оказывать комплексные транспортно-экспедиционные услуги гарантированного качества по достаточно низкой цене, а увеличение автопарка со временем способствовало появлению новых крупных клиентов.


Рафаэль Идрисов, менеджер по продажам ООО «Хендэ КомТранс»

Сегодня на российском транспортном рынке идет крупномасштабное обновление всего автопарка. В первую очередь это связано с новыми экономическими реалиями, а так же с тем, что автомобили у значительной части российских перевозчиков устарели, как морально, так и физически. Руковод-ство транспорт-ных компаний и компаний автовладельцев в большинстве случаев очень неохотно изымает денежные средства из оборота. Поэтому 70% грузовых авто-мобилей приобретается в лизинг. Б/у техника практически не пользуется спросом у наших клиентов – 99% перевозчиков приобретает только новые машины. При этом размер одной партии обычно составляет 5–10 грузовиков. Наибольшей популярностью поль-зуются грузовые автомобили грузоподъемностью 5 т, которые оснащены 140-сильным дизельным двигателем.


Александр Мартынюк, генеральный директор ООО «Пали»

У нас был свой автопарк, но мы от него отказались. Прежде всего из-за жесткой конкуренции с водителями-частниками. Как правило, они приобретают старые автомобили по очень низким ценам и сами их ремонтируют. Частник может позволить себе ремонтировать машину неделю, а крупная компания нет. Дорогой грузовой автомобиль, стоящий в гара-же, – это потерянные клиенты и прямые убытки для владельца. Водителям-частникам нет необходимости лицензировать свою деятельность. Крупной компании необходимо пройти массу инстанций и заплатить значительную сумму за разрешение предоставлять транспортные услуги. Крупные и средние транспортные автоперевозчики у нас в стране облагаются более высоким налогом, а частники предпочитают вообще уклоняться от их уплаты. Частник может купить разрешение на эксплуатацию своей машины за 1000 руб., а транспорт крупных компаний проходит сложную и дорогостоящую техническую экспертизу.

Данные факторы позволяют частнику снижать цену на свои услуги. В области грузовых автомобильных перевозок предложение превышает спрос, и водители борются за заказы всеми доступными им средствами. Крупные компании вынуждены держать цену на свои услуги, в противном случае их бизнес станет убыточным. Поэтому по ценам они практически всегда проигрывают мелким перевозчикам.

Теперь мы сотрудничаем только со сторонними водителями-частниками, хотя работа с ними требует внимательного подхода. Некоторые из них очень недисциплинированны и могут серьезно подвести сотрудничающую с ними транспортную компанию, например не приехать на уже оплаченную погрузку. Тем не менее нам удалось набрать 70–80 водителей, которым мы можем доверить практически любую перевозку, а в день по Москве мы отправляем около 50 машин. Чтобы водитель начал работать с нашей компанией на регулярной основе, мы подвергаем его проверке. Когда водитель обращается к нам впервые, мы даем ему какой-нибудь не очень важный заказ. Если он с ним справился, даем еще один и т. д. Если по вине водителя происходит серьезное ЧП, наш диспетчер вносит его в черный список и больше мы с ним не работаем.


Владимир Тюриков, начальник отдела лизинга автомобилей и строительной техники ЗАО «РГ Лизинг»

С января по июнь 2008 года наша компания передала в лизинг грузовые автомобили, прицепы, строительную, дорожно-строительную и погрузочную технику на общую контрактную стоимость (стоимость приобретения у продавца) свыше 1 млрд руб. (с учетом НДС). При этом на грузовые автомобили и прицепы пришлось около 350 млн руб. Компании, предоставляющие транспортные услуги, составили более 30% от общего числа клиентов, приобретающих в лизинг грузовые автомобили и прицепы к ним. При этом доля подержанной техники не превысила 0,5%. Средняя партия не превышает 10 машин в одном договоре лизинга. Чаще всего транспортные компании приобретают седельные тягачи с нагрузкой на седло свыше 7,5 т, грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью до 5 т и выше. Индивидуальные предприниматели, за которых могло поручиться то или иное юридическое лицо, приобретают грузовую технику менее активно.


Юрий Цюрин, менеджер по продажам компании «Империя Вкуса»

Нам приходится сотрудничать с любыми перевозчиками – как с водителями-частниками, так и с транспортными компаниями. Конечно, последние более надежны. Если у компании произошел какой-либо сбой (например, неожиданно выяснилось, что водитель не может вовремя подать машину на погрузку), менеджмент компании моментально (это даже не обсуждается) предоставляет нам другую машину. Причем если изначально мы заказывали обычную «Газель», а на замену прислали импортный грузовик с большим объемом кузова, стоимость перевозки останется прежней.

К сожалению, услуги таких компаний обходятся ощутимо дороже. Например, водитель-частник, работающий на машине ЗИЛ, за день берет 2,5–3 тыс. руб., а у компании «Бычок» может стоить 4–4,5 тыс. руб. Однако большинство част-ников ненадежны. Они охотно берутся за заказ, а после того как вы договорились и оплатили погрузку и разгрузку машины, выясняется, что они не в состоянии выполнить перевозку.

Как-то раз мне надо было срочно доставить груз на станцию «Подмосковная». Водитель, с которым я обычно работаю, сказал, что он занят и предложил мне воспользоваться услугами своего знакомого. Я согласился. Погрузка машины была назначена на 14.00, а прибыть на станцию груз должен был к 17.00 (в худшем случае – к 18.00). К 14.00 машины на складе нет, я звоню водителю, и он говорит, что стоит в пробке. В 14.30 он опять говорит то же, и только к 15.30 выясняется, что машина у него сломалась и ее где-то пытаются починить. Я начинаю срочно искать замену. Звоню в компанию, но там руководство знает, что если я обратился к ним в день погрузки, то у меня была договоренность с частником и что-то сорвалось. У них тоже есть «своя гордость» и они отвечают мне, что свободных машин у них нет. Я, кстати, не скрываю от руководства компании то обстоятельство, что у меня есть альтернативные перевозчики. В противном случае они просто взвинтят цену на свои услуги.

В результате мне приходится звонить очень надежному водителю-частнику, который по счастливой случайности оказывается свободным. Однако у него не ЗИЛ с объемом кузова 20 м3, а MAN с объемом кузова в два раза больше. И стоить его услуга будет соответственно выше, не 2,5, а 7 тыс. руб. Причем эту разницу мне придется компенсировать за счет прибыли компании – договор есть договор, и цену на товар для клиента я поднять уже не могу.

Но тут мне выбирать не приходится, в противном случае отправка груза просто будет сорвана. Кстати, этот водитель, работающий на MAN, является не менее надежным партнером, чем та же транспортная компания. Он каждый раз скрупулезно проверяет наличие товара, подает машину без опозданий и т. д. Однако его услуги обходятся нам более чем в 2,5 раза дороже, чем аналогичная перевозка, выполненная другими частниками. Поэтому ему мы поручаем только наиболее ответственные рейсы. Каждый раз нам приходится балансировать между важностью перевозки и  надежностью перевозчика, а следовательно и стоимостью услуг.


Данил Белозеров, генеральный директор ООО «МТК АльфаЛайнер»

Большим транспортным компаниям приходится оплачивать аренду гаража и содержать большой штат сотрудников: бухгалтера, менеджеров, механиков и т. д. Предприятия, эксплуатирующие 20 и более автомобилей, вынуждены платить более высокие налоги. В результате крупные перевозчики не могут осуществлять перевозку груза по таким же низким тарифам, как водители-частники или небольшие предприятия, владеющие двумя или тремя машинами. Но иногда частные водители недобросовест-но относятся к своей работе, что приводит к весьма неприятным инцидентам: срыву сроков доставки груза клиенту, порче или пропаже груза. Частники принципиально не страхуют груз, и в большинстве случаев экономическую ответст-венность за инцидент будет нести компания, воспользовавшаяся их услугами. Поэтому мы отдаем предпочтение собственному автопарку.

Технику мы приобретаем по различным лизинговым программам или просто покупаем. Часто наиболее рацио-нальным способом является лизинг – он позволяет приобретать большое количество автомобилей за относительно небольшую сумму. Однако окончательное решение руководство компании принимает только после тщательного анализа рентабельности той или иной сделки. Учитываются ставки по лизинговым платежам, наши возможности загрузить приобретенную технику и т. д.

Подержанные грузовики часто приходится ремонтировать, что не только требует значительных капиталовложений, но и приводит к длительным простоям техники и срыву заказов. Стоимость некоторых запчастей или блоков для импортных автомобилей подчас превышает сумму, которую можно заработать на этой машине за месяц. Поэтому наша компания приобретает только новые автомобили, и после 5 лет эксплуатации мы продаем их.

Свои автомобили мы в основном используем для перевозок грузов по Москве. Во-первых, это позволяет нам сохранить автопарк – состояние дорог в регионах таково, что после первого же длительного междугородного рейса (например, из Москвы в Тюмень и  обратно) дорогую западную технику приходится ставить в бокс и ремонтировать. Во-вторых, перевозки по Москве, как правило, являются более рентабельными. Для организации примерно 70% междугородных перевозок мы пользуемся привлеченным автотранспортом. При этом мы в обязательном порядке страхуем груз и свою ответственность.


Дмитрий Голубев, начальник отдела легкового транспорта компании «Эгопласт»

Несмотря на значительное развитие рынка грузовых автоперевозок и наличие огромного числа экспедиторов, перевозчиков и транспортных компаний, мы по-прежнему не удовлетворены качеством их услуг. С одной стороны, мы постоянно сталкиваемся со срывами графика подачи машин и сроков доставки, с другой – с порчей или потерей груза. Большинство транспортных компаний не могут наладить грамотный документооборот и обеспечить постоянный контроль местонахождения груза. При этом они постоянно (и часто совершенно неоправданно) повышают тарифы на перевозки. Поэтому руководство компании приняло решение создать свой парк автомобилей.

Собственный автопарк дает грузовладельцу сразу несколько серьезных преимуществ. Во-первых, у него отпадает необходимость в постоянном поиске транспортных компаний и налаживании с ними эффективных рабочих взаимоотношений. Во-вторых, свой транспорт позволяет полностью контролировать весь процесс доставки груза потребителю – это обстоятельство является для нашей компании чрезвычайно важным. В-третьих, использование своих машин делает перевозку более рентабельной.

Простой пример. Сегодня за 8 ч работы 20-тонной фуры грузовладельцу придется заплатить примерно 7 тыс. руб., а при использовании своей машины его затраты составят 5 тыс. руб. Из них 2 тыс. руб. уйдет на зарплату водителю за восьмичасовую смену, 2,5 тыс. – на оплату ГСМ и 500 руб. – на амортизацию техники. Таким образом, за один восьмичасовой рейс грузовладелец может сэкономить порядка 2 тыс. руб. Наличие собственного транспорта позволяет наладить экспресс-доставку, что в условиях обострившейся конкуренции может стать решающим фактором при привлечении клиентов. Помимо всего прочего, современные грузовые автомобили имеют эффектный внешний вид и на них можно размещать рекламные материалы грузовладельца.

Для того чтобы минимизировать затраты, мы самостоятельно решаем основные проблемы, связанные с содержанием автопарка. Во-первых, сами подбираем и обучаем водительский персонал, ведь от грамотной и бережной эксплуатации транспортного средства зависит срок его службы и затраты на ремонт. Во-вторых, поддерживаем собст-венную ремонтную базу. Выполнять ремонт своими силами дешевле, чем привлекать специалистов из других компаний. В-третьих, мы сами следим за оптимальной загрузкой транспорта (машины не уходят в рейс полупустыми), а при необходимости организуем работу транспорта в несколько смен. Кроме того, у нас ведется строгий учет и контроль расхода ГСМ и других материальных ценностей. При этом используются реальные нормы расхода ГСМ.

Сегодня в нашей компании наметилось несколько способов приобретения транспортных средств. Часть автомобилей мы просто покупаем по корпоративным программам, позволяющим получать значительные скидки и приоритет по подбору функционально необходимых именно нам ТС. Часть техники мы приобретаем, используя лизинг двух видов: финансовый и оперативный. При финансовом лизинге вся стоимость автомобиля гасится равными платежами, после чего право собственности на транспортное средство автоматически переходит к компании. При этом мы получаем налоговый кредит по НДС сразу от всей стоимости автомобиля, а не по мере произведения платежей. Этот способ позволяет постоянно обновлять существующий парк автомобилей. Оперативный лизинг представляет собой своеобразную форму аренды автомобиля на длительный срок. При этом машина страхуется и обслуживается лизингодателем, находясь у него на балансе. По окончании срока аренды автомобиль можно не выкупать. Этот вид лизинга мы используем для приобретения сложной, специальной техники, например автокрана или машин для перевозки специальных грузов.


Руслан Хайрулин, коммерческий директор ТК «Техногранд»

Три года назад, когда компания только начинала заниматься перевозками, мы сотрудничали с частными перевозчиками. Однако после того как нам удалось накопить достаточно средств, мы начали переходить на свой транспорт. Водители-частники недисциплинированны, и работа с ними связана с массой проблем. Они могут подать машину на погрузку значительно позже, чем нужно, невовремя доставить груз, в самую последнюю минуту отказаться выполнять заказ. Часть таких перевозчиков сотрудничают с несколькими транспортными компаниями, что неизбежно приводит к сбоям в работе. Со своими машинами и водителями работать гораздо проще.

Перевозка грузов на собственном транспорте является более выгодной, однако это верно только в том случае, если вы эксплуатируете исправную технику. Автомобиль, который все время стоит в боксе и ремонтируется, приносит своему владельцу мало прибыли. По-этому наши водители работают только на грузовиках зарубежных производителей: MAN, Scania, Isudzu, Mersedes, Hyndai и  др. Технику мы приобретаем исключительно в лизинг и под 10-процентный первоначальный взнос. Все машины находятся на гарантии, и проблем с их техническим обслуживанием и ремонтом не возникает.

За 1,5 года мы создали автомобильный парк, состоящий из 28 машин грузоподъемностью от 900 кг до 20 т. Однако мы не ставим перед собой цели обходиться только своими машинами. У нас есть несколько частных водителей, с которыми мы работаем уже давно и которым можем доверять. И собираемся продолжать сотрудничество с ними, пока это будет нам выгодно.


Олег Васильченко, представитель по связям с общественностью компании Volvo Trucks

Сегодня российские перевозчики все чаще начинают покупать грузовые автомобили западного производства. За два первых квартала 2008 года мы продали около 3000 единиц новой грузовой техники. Для сравнения: за весь 2007 год было реализовано 4582 новые машины. Большинство грузовиков приобретают не частные водители, а крупные транспортные компании. На них приходится примерно 60–65% грузовой техники, проданной нами в России. В последние годы наметилась тенденция к снижению спроса на подержанную технику и увеличение потребности в новой – перевозчики становятся более требовательными. В прошлом году мы реализовали 48% новых грузовых автомобилей и 52% – подержанных. Наибольшей популярность пользуются автомобили грузо-подъемностью свыше 16 т. Чаще перевозчики предпочитают приобретать грузовую технику по лизинговым программам, разработанным ООО «Вольво Финанс Сервис». Определенное распространение получила схема trade-in. Есть транспортные компании, покупающие технику со 100-процентной оплатой.

Качество эксплуатации грузовой техники российскими владельцами в первую очередь зависит от подхода, который прививается владельцами автопарков своим водителям, и подбора водительских кадров. На наш взгляд, в последние годы наметилась положительная тенденция в сторону улучшения качества вождения, повышения экономичности и эффективности эксплуатации грузовой техники, учащения случаев внедрения систем спутниковой навигации, позволяющими отслеживать работу автопарка и т. д.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex