Тенденции развития российского рынка тарного картона

26 Сентября 2008

В 2007 году российское производство картона и целлюлозы стабилизировалось. За 2007 год производство картона выросло в стране на 1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона (включая бумагу для гофрирования) – на 1,8%.


Такому положению вещей целлюлозно-бумажная отрасль обязана нескольким основным моментам, активно влияющих на всю отрасль.


  • Во-первых, практически все основные предприятия достигли максимума своих производственных возможностей.
  • Во-вторых, государственные природоохранные структуры своими жёсткими мерами стимулировали значительные вложения предприятий целлюлозно-бумажного комплекса в закупку оборудования позволяющего снизить выбросы отравляющих веществ в окружающую среду.
  • В-третьих, в настоящее время наблюдается значительный рост на сырьё, используемое целлюлозно-бумажной отраслью. В связи с этим, для сдерживания цен, в 2008 году Россия планирует значительно поднять пошлины на экспорт необработанной древесины.
  • В-четвёртых, значительно увеличилась конкуренция на внешних рынках.

В российской целлюлозно-бумажной промышленности отмечаются и негативные моменты.

  • Россия, которая владеет четвертью мировых запасов леса, имеет на мировом рынке целлюлозы, бумаги и картона менее 5%. Это связано, во-первых, с тем, что, несмотря на указанные выше положительные сдвиги и темпы роста последних лет, объемы производства целлюлозы, бумаги и другой продукции ЦБП в России пока намного меньше, чем в Западной Европе, Америке и Азии. В целом, и потребление бумажной продукции в России на душу населения в разы меньше, чем в западных странах.
  • Во-вторых, иностранные инвесторы делают много заявлений о многомиллионных инвестициях в предприятия по глубокой переработке древесины на территории России. Однако, многие из них, получив доступ к ресурсной базе регионов, начинают просто вывозить лес за границу, ничего не строя в России.


Во внешнеэкономической деятельности предприятия ЦБП сталкиваются в последние годы такой негативной тенденцией, как уменьшение прибыльности экспортных операций при росте объемов экспорта. Это связано с не совсем удачным соотношением доллара к рублю.


В целом российский рынок картона представляется для предприятий ЦБП очень перспективным. Прогнозируется дальнейший рост внутреннего рынка, который будет связан со следующими факторами:

  1. Рост экономики, особенно пищевой промышленности – одной из основных потребителей продукции ЦБП;
  2. Увеличение популярности использования упаковочных материалов на бумажной основе, картонной тары.
  3. Увеличение цен на сырую нефть вызывает значительный рост цен на сырьё для производства пластиковой многооборотной тары, которая является основным конкурентом картонной тары.

Вследствие роста мировых цен и спроса на целлюлозу, целлюлозно-бумажные комбинаты также имеют возможность расширить рынки сбыта и увеличить экспорт товарной целлюлозы.

К негативным факторам, которые могут повлиять на реализацию продукции ЦБП, можно отнести:

  1. Уменьшение потребления продукции ЦБП (переход на заменители);
  2. Повышение тарифов на энергоносители;
  3. Повышение тарифов на грузоперевозки;
  4. Изменение правил таможенного контроля и пошлин (увеличение экспортных и уменьшение импортных пошлин).

***

Исследовательская компания Abercade специализируется на изучении промышленных рынков и технологий

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
unipack.ru
Поиск по сайтуЯndex